Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности
Проблема формирования и развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Актуальность объяснятся следующими положениями: во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Во многих научных трудах широко представлены психологические аспекты творчества, в котором участвуют мышление (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и творческое воображение как результат мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование (образ), реализуемый в разных видах деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, Н.В. Рождественская, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин).
Понятием «творческая деятельность младших школьников» является продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Творческие способности представляют собой совокупность личностно - значимых и личностно - ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.
Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. Наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности. Основной формой обучения остается – урок. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных творческих заданий. Средством развития творческой деятельности младших школьников является построение системы творческих заданий педагогом.
Примеры творческих заданий по русскому языку и литературе.
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.
Работа с кроссвордом.
Кроссворд по произведению Н.Н. Носова «Заплатка»
1
2
3
4
5
6
7
8
Что еще не научился пришивать Бобка?
Кем нельзя было назвать Бобку в рваных штанах?
То, из чего Бобка выкроил заплатку?
Куда вышел Бобка в порванных штанах?
С помощью какого предмета пришил Бобка заплатку на штаны?
Куда пришил Бобка заплатку?
Что пришил Бобка на штаны?
Отверстие от гвоздя на Бобкиных штанах?
Из букв в выделенных клеточках составьте слово. Оно подходит и к Бобке и к вам, если вы правильно решили этот кроссворд!
На оборотной стороне ответы:
пуговица
солдат
материя
двор
иголка
штаны
заплатка
дырка.
Ключевое слово: молодец.
Составление викторин.
Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Какое зернышко дала колдунья женщине?
На какой цветок был похож цветок, который вырос из зернышка?
Кто украл Дюймовочку из колыбельки?
Кто помог Дюймовочке убежать от жабы?
У кого зимовала Дюймовочка?
За кого мышь хотела выдать замуж Дюймовочку?
Кого спасла Дюймовочка?
За кого вышла замуж Дюймовочка?
Какое имя появилось у Дюймовочки?
Сказочные объявления.
По произведениям А.С.Пушкина.
Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…
Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу…
Тем, кто может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…
Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно- бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все, это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…
Творческие задания по русскому языку
1. Составь небольшой текст по ключевым словам
Правый, книга, третий, труд, новый, гости, берег, любить, класс, любить, год, принимать.
2. Прочитай зашифрованные слова
Смор1а
По2п
Элек3к
100л
Па3от
О5
100рока
100янка
3. Из каждого слова взять 2-е слоги, составить новое слово
1. соловей, который
2. пуговица, молоток, слава
3. змея, рама
4.абрикос, засуха, сынок
5.победа, весело, вода
4. Висело на столбе объявление. Со временем текст смыло дождём, и осталось на листе всего три слова. Сочини и запиши объявление, используя сохранившиеся слова. Подумай, кто мог бы дать такое объявление, и подпиши его.
крылатая, безвозмездно, привычек.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Тема
Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся
Подготовила студентка ш-41 группы
Балаклеец Екатерина
Ейск,2017г.
Проблема формирования и развития творческих способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Актуальность объяснятся следующими положениями: во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.
Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Во многих научных трудах широко представлены психологические аспекты творчества, в котором участвуют мышление (Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн) и творческое воображение как результат мыслительной деятельности, обеспечивающий новое образование (образ), реализуемый в разных видах деятельности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, Н.В. Рождественская, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин).
Понятием «творческая деятельность младших школьников» является продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Творческие способности представляют собой совокупность личностно - значимых и личностно - ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.
Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. Понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. Наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой деятельности. Основной формой обучения остается – урок. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных творческих заданий. Средством развития творческой деятельности младших школьников является построение системы творческих заданий педагогом.
Примеры творческих заданий по русскому языку и литературе.
Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.
Работа с кроссвордом.
Кроссворд по произведению Н.Н. Носова «Заплатка»
1
2
3
4
5
6
7
8
Что еще не научился пришивать Бобка?
Кем нельзя было назвать Бобку в рваных штанах?
То, из чего Бобка выкроил заплатку?
Куда вышел Бобка в порванных штанах?
С помощью какого предмета пришил Бобка заплатку на штаны?
Куда пришил Бобка заплатку?
Что пришил Бобка на штаны?
Отверстие от гвоздя на Бобкиных штанах?
Из букв в выделенных клеточках составьте слово. Оно подходит и к Бобке и к вам, если вы правильно решили этот кроссворд!
На оборотной стороне ответы:
пуговица
солдат
материя
двор
иголка
штаны
заплатка
дырка.
Ключевое слово: молодец.
Составление викторин.
Викторина по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Какое зернышко дала колдунья женщине?
На какой цветок был похож цветок, который вырос из зернышка?
Кто украл Дюймовочку из колыбельки?
Кто помог Дюймовочке убежать от жабы?
У кого зимовала Дюймовочка?
За кого мышь хотела выдать замуж Дюймовочку?
Кого спасла Дюймовочка?
За кого вышла замуж Дюймовочка?
Какое имя появилось у Дюймовочки?
Сказочные объявления.
По произведениям А.С.Пушкина.
Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…
Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу…
Тем, кто может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес…
Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно- бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все, это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…
Творческие задания по русскому языку
1. Составь небольшой текст по ключевым словам
Правый, книга, третий, труд, новый, гости, берег, любить, класс, любить, год, принимать.
2. Прочитай зашифрованные слова
Смор1а
По2п
Элек3к
100л
Па3от
О5
100рока
100янка
3. Из каждого слова взять 2-е слоги, составить новое слово
1. соловей, который
2. пуговица, молоток, слава
3. змея, рама
4.абрикос, засуха, сынок
5.победа, весело, вода
4. Висело на столбе объявление. Со временем текст смыло дождём, и осталось на листе всего три слова. Сочини и запиши объявление, используя сохранившиеся слова. Подумай, кто мог бы дать такое объявление, и подпиши его.
крылатая, безвозмездно, привычек.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.