kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие с элементами тренинга "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга "Семья"

Цель: профилактика жестокого обращения и насилия в семье по отношению к детям, в том числе действий сексуального характера

Задача: Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

  1. Вводная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о семь. У каждого из вас своя семья, свои ценности и обычаи.

Упражнение "Семейные истории".

Детям раздаются бумага и маркеры. Лист бумаги делит­ся пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.

Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие со­бытия, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине ли­ста счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, каждый по кругу представляет свою историю, изображенную на картинке.

Как вы справлялись со своим "несчастьем"?

Давайте подумаем и предложим своё решение выхода из сложившейся ситуации.

2. Основная часть.

Упражнение "Скульптура  семьи".

Каждый ребенок по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде жи­вой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее чле­нов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.

Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отно­шения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульпту­ре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число чле­нов семьи превышает число членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого скульптору предлагается перестроить скуль­птуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Упражнение  "Поиграем в семью".

Группа делится на "семьи", при этом они могут быть неодинаковыми по количеству человек. Задача участ­ников - определиться, каков состав семьи, распреде­лить семейные роли, возраст членов семьи. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем ув­лекается, какую носит одежду, что любит, есть на зав­трак и т. д. Члены семьи решают, как проходят их буд­ни и выходные дни, где и как они проводят свой от­пуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают они семейные воп­росы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фамильную реликвию или ис­торию, которой она гордится и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим.

Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Все соображения зарисовываются на листах бумаги. Количество рисунков, их содержание, совме­стные они или раздельные каждого члена семьи семья решает сама.

Если в группе помимо ведущего есть еще один взрос­лый (терапевт или воспитатель), то они расходятся в разные "семьи". Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут прояв­лять больше самостоятельности и творческой актив­ности.

После выполнения задания каждая подгруппа по оче­реди представляет свою семью. После представления семье можно задать уточняющие вопросы.

Важно отметить, какой состав семей выбирают участники. Полные или неполные семьи, есть ли в семье дети, появляются ли "одиночки", которые не входят ни в одну из семей. Из нашего опыта, воспитанники обычно выбирают отца главой семьи. Отец чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно много детей и редко встречаются дяди и тети. Отношения обычно не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Опре­делиться с проблемами в семье детям очень сложно, обычно приходится взрос­лым предлагать их. От большинства предложений дети отказываются и согла­шаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось поступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, дети отказываются.

Упражнение "Семейный портрет".

Воспользуйтесь медитативной техникой. "Закройте глаза и войдите в свое собственное про­странство. Представьте, что вы спускаетесь по лест­нице-лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказывае­тесь в комнате. Как выглядит эта комната - большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в ней находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, по­тому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напомина­ют вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абст­рактные формы, предметы и животных, и все, что угод­но, все, что придет вам на ум".

Упражнение  "Представление о своей будущей семье".

Инструкция "Закрой глаза и войди в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице. ты подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты проходишь в комнату, оглядись вниматель­но, что ты видишь, кто в ней находится?" Затем каждый рассказывает о том, что он видел.

3.Заключительная часть.

             Рефлексия занятия.

     Коллаж "Моя семья сейчас" и "Моя семья в будущем".

     Детям предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну из этих тем, по желанию. Как обычно, для работы с коллажем детям предоставляются листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно детям очень нравится создавать коллажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Ребенок может чувствовать себя очень одиноким чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать ребенка, обратить его внимание на других близких людей.

     После создания коллажей дети могут рассказать о своих работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга "Семья"»

Психолог: Громова Светлана Владимировна


Занятие с элементами тренинга "Семья"

Цель: профилактика жестокого обращения и насилия в семье по отношению к детям, в том числе действий сексуального характера

Задача: Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

  1. Вводная часть.

Сегодня мы с вами поговорим о семь. У каждого из вас своя семья, свои ценности и обычаи.

Упражнение "Семейные истории".

Детям раздаются бумага и маркеры. Лист бумаги делит­ся пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.

Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие со­бытия, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине ли­ста счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, каждый по кругу представляет свою историю, изображенную на картинке.

Как вы справлялись со своим "несчастьем"?

Давайте подумаем и предложим своё решение выхода из сложившейся ситуации.

2. Основная часть.

Упражнение "Скульптура семьи".

Каждый ребенок по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде жи­вой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее чле­нов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.

Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отно­шения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульпту­ре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число чле­нов семьи превышает число членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого скульптору предлагается перестроить скуль­птуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Упражнение "Поиграем в семью".

Группа делится на "семьи", при этом они могут быть неодинаковыми по количеству человек. Задача участ­ников - определиться, каков состав семьи, распреде­лить семейные роли, возраст членов семьи. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем ув­лекается, какую носит одежду, что любит, есть на зав­трак и т. д. Члены семьи решают, как проходят их буд­ни и выходные дни, где и как они проводят свой от­пуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают они семейные воп­росы коллегиально или есть глава семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз семьи, фамильную реликвию или ис­торию, которой она гордится и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим.

Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Все соображения зарисовываются на листах бумаги. Количество рисунков, их содержание, совме­стные они или раздельные каждого члена семьи семья решает сама.

Если в группе помимо ведущего есть еще один взрос­лый (терапевт или воспитатель), то они расходятся в разные "семьи". Желательно, чтобы они выбрали роли младших детей. В этом случае участники будут прояв­лять больше самостоятельности и творческой актив­ности.

После выполнения задания каждая подгруппа по оче­реди представляет свою семью. После представления семье можно задать уточняющие вопросы.

Важно отметить, какой состав семей выбирают участники. Полные или неполные семьи, есть ли в семье дети, появляются ли "одиночки", которые не входят ни в одну из семей. Из нашего опыта, воспитанники обычно выбирают отца главой семьи. Отец чаще всего имеет фирму и достаточно богат. В семье обычно много детей и редко встречаются дяди и тети. Отношения обычно не дифференцированы, все хорошо друг к другу относятся и не ссорятся. Опре­делиться с проблемами в семье детям очень сложно, обычно приходится взрос­лым предлагать их. От большинства предложений дети отказываются и согла­шаются, только если эти проблемы временные, легко решаемые. Например, сыну не удалось поступить в институт, и он будет поступать на следующий год. От таких проблем, как болезнь, алкоголизм, бедность, дети отказываются.

Упражнение "Семейный портрет".

Воспользуйтесь медитативной техникой. "Закройте глаза и войдите в свое собственное про­странство. Представьте, что вы спускаетесь по лест­нице-лестнице жизни. Вот вам 10 лет, 9, 6, 4 года, вы видите перед собой дверь, открываете ее и оказывае­тесь в комнате. Как выглядит эта комната - большая или маленькая, пустая или заставленная вещами? Что вы видите в комнате, какие обои, мебель? Кто в ней находится рядом с вами? Посмотрите внимательно на каждого человека. Если бы вы нарисовали их на листе бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если кто-нибудь напоминает вам бабочку, по­тому что везде порхает, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть, какие-то лица напомина­ют вам круг, потому что они всегда окружают вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы зашли в тупик, опять закройте глаза, вернитесь обратно в свое пространство и снова представьте всех людей. Вы можете использовать капли краски, абст­рактные формы, предметы и животных, и все, что угод­но, все, что придет вам на ум".

Упражнение "Представление о своей будущей семье".

Инструкция "Закрой глаза и войди в свое внутреннее пространство. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице... ты подходишь к своему дому, поднимаешься по лестнице, открываешь дверь своим ключом. Что ты видишь, что слышишь, какие запахи чувствуешь? Тебя радостно встречают родные или они заняты своими делами? Ты проходишь в комнату, оглядись вниматель­но, что ты видишь, кто в ней находится?" Затем каждый рассказывает о том, что он видел.

3.Заключительная часть.

Рефлексия занятия.

Коллаж "Моя семья сейчас" и "Моя семья в будущем".

Детям предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну из этих тем, по желанию. Как обычно, для работы с коллажем детям предоставляются листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги. Обычно детям очень нравится создавать коллажи, но предложенные темы иногда вызывают трудности. Ребенок может чувствовать себя очень одиноким чувствовать, что только он один представляет свою семью. В этом случае ведущий должен поддержать ребенка, обратить его внимание на других близких людей.

После создания коллажей дети могут рассказать о своих работах.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие с элементами тренинга "Семья"

Автор: Громова Светлана Владимировна

Дата: 28.01.2021

Номер свидетельства: 571662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Занятие с элементами тренинга для учеников 8 класса"Подросток и конфликт""
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatiie_s_eliemientami_trieningha_dlia_uchienikov_8_klassa_podrostok_i_konflik"
    ["file_id"] => string(6) "359935"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479407818"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект занятия с элементами тренинга "Стиль общения воспитателя с родителями" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-zaniatiia-s-eliemientami-trieningha-stil-obshchieniia-vospitatielia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "229251"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441649665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "занятие на тему "Семья в моей жизни" "
    ["seo_title"] => string(41) "zaniatiie-na-tiemu-siem-ia-v-moiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "175748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424315996"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Открытое занятие по самопознанию в старшей группе "Мы и наши дети""
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytoie-zaniatiie-po-samopoznaniiu-v-starshiei-ghruppie-my-i-nashi-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "296788"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456078297"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Тренинг "Конфликт""
    ["seo_title"] => string(16) "trening_konflikt"
    ["file_id"] => string(6) "589741"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1635323171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства