Конспект занятия с элементами тренинга "Стиль общения воспитателя с родителями"
Конспект занятия с элементами тренинга "Стиль общения воспитателя с родителями"
Конспект занятия с элементами тренинга «Стиль общения воспитателя с родителями» будет полезен для всех педагогов, работающих в детском саду.
Цель занятия: способствовать преодолению трудностей во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Содействовать повышению уверенности в себе;
2.Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с элементами тренинга "Стиль общения воспитателя с родителями" »
Конспект занятия с элементами тренинга
«Стили взаимодействия воспитателя с родителями»
Цель: способствовать преодолению трудностей во взаимодействии с родителями.
Задачи:
1.Содействовать повышению уверенности в себе;
2.Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.
1.Вступление.
Работа с семьей – это кропотливый труд. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с родителями определяют стили педагогического общения. Общеизвестны наиболее распространенные из них:
1.СТИЛЬ "СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО". В его основе лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. 2.СТИЛЬ "ДРУЖЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ" В его основе лежит искренний интерес к личности партнера по общению, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Этот стиль - предпосылка успешной совместной деятельности. 3.СТИЛЬ "ЗАИГРЫВАНИЕ". Он основан на стремлении завоевать ложный, дешевый авторитет у партнера по общению. На этот стиль общения легко скатиться начинающему педагогу.
4.СТИЛЬ "УСТРАШЕНИЕ". Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.
5.СТИЛЬ "ДИСТАНЦИЯ". Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. При таком стиле общения следует выбрать разумный диапазон его применения. 6.СТИЛЬ "МЕНТОРСКИЙ". Когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон с его стороны, присутствующий не только в диалоге, но и во всем внешнем облике.
Перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмперическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
2. Практическая часть:
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.
1. Тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями». (Результаты анкетирования) /Приложение № 1/
2. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».
Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.
Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).
3.Упражнение «Вопрос-ответ».
Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).
4. Дискуссия «Я и родители моей группы».
Цель: выявление взаимных претензий.
Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записываются претензии родителей к воспитателям на доске).
5. Упражнение на развитие коммуникативности педагога «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.
Вопросы к упражнению:
Что было проще создать образ или угадать его?
Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?
6. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитанников семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
6. Любители вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
9. Верители вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов. Да – 2 очка. Иногда – 1 очко. Нет – 0очков.
Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Нои окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.
19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказывать в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но и отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты и фамильярны. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся детей вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.