kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление по теме "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и не живой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Чистопольского муниципального района РТ















Выступление на тему

«Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде»



















Чистополь

2020 г.







Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России. Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися. Одно из направлений: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Общие задачи по данному направлению:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным;

Формирование непрерывного воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержание методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им и предусматривает не только передачу знаний, но и обязательное пробуждение чувств ребенка. В младшем школьном возрасте ставится цель: заложить фундамент знаний о связях в природе, которые будут способствовать формированию экологической культуры личности.

Обязанность беречь, сохранять ее богатства стало требованием Конституции. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.

Изучив литературу, имея опыт работы учителя, проводя уроки и внеклассные мероприятия, я вышла на идею необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.

Экологическое образование призвано формировать у детей доброе и почтительное отношение ко всем объектам живой и не живой Природы, осознание ценности всех ее проявлений, независимо от того, представляет ли это существо или явление практический интерес для человека или нет. Главной задачей экологического образования является формирование у младшего школьника экологического сознания, т.е. такого сознания, при котором человек настолько хорошо представляет себе последствия нарушения связей в Природе, что в любых своих действиях стремится свести к минимуму свое вмешательство в эти связи.

Анализ учебной программы позволяет сделать вывод, что в содержании каждого учебного предмета заложены возможности для осуществления экологического образования учащихся. Так, например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе, как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

Программа дает возможность осуществлять связь уроков ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено и на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников.

Интегрированное обучение в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Как же используются эти приемы и методы в процессе обучения учащихся начальных классов математике, русскому языку, окружающему миру и чтению?

Например, на уроках математики мы используем задачи, содержащие экологическую информацию. Основной целью задач по экологии является объединение собственно математического содержания с проблемами экологии и защиты окружающей среды.

Для того чтобы, выросла сосна, способная дать семена, требуется 100 лет, а для того чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем вырастить его?

Класс, в котором 28 учеников, решил помочь птицам пережить зиму. Каждый ученик принес корм для птиц. 5 учеников, зная, что синицы любят кусочки сала, принесли солонину. Остальные принесли накрошенный хлеб. Сколько человек принесли накрошенный хлеб?

Эти задачи способствуют формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразии, экологической пользе. Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц). Мы предлагаем учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, как связаны между собой в лесу желудь, мышь, сова? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

Для осуществления экологического образования на уроках русского языка большую роль может играть работа с текстами и заданиями экологической направленности.

Воробьи и розы.

В саду были кусты роз. Летом кусты роз покрывались душистыми цветами.

Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей.

Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Бросил клич. Слетелись в сад другие воробьи.

Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых роз.

Анализ текста.

  • Что за беда пришла в сад?

  • Почему воробьи названы санитарами?

  • Какую помощь они оказали хозяевам сада?

  • Почему воробьи слетелись на кусты?

  • Кто назван разведчиком и почему?

  • Как вы понимаете выражение – « бросил клич»?

  • Подумайте, можно ли сказать, что между ними существует равновесие? Если да, то такое?

  • Если по вине людей идет уничтожение любых птиц, это оборачивается бедой против самих людей?

Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов.

Осуществляя межпредметную связь с уроками изобразительного искусства и трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений, и писали для них тексты-комментарии. На рисовании дети придумали знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисовали понравившихся им птиц, а на уроках труда делали для них кормушки из подручного материала.

Одной из задач внеклассной работы по экологическому воспитанию является расширение объема интереса младших школьников к природе, формирование его устойчивости и направленности ко всему в природе и о природе, к охране природной среды. Очень часто с детьми мы совершаем экскурсии на берег нашей любимой реки Кама. Рядом с нашей школой мы посещаем Дамбу, где дети могут увидеть всю красоту нашего родного города. Дети воочию видят отношение наших жителей к природе. Видя огромное количество мусора, оставленного «отдыхающими», дети очень расстраиваются, предлагая помощь в очистке берега. Становится ясно, что их очень огорчает, что люди сами вредят природе и делают из этого свои выводы.

Таким образом, внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Очень важно, чтобы в раннем детстве у ребёнка закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию.

Таким образом, вся работа по экологическому образованию и воспитанию школьников основывается на использовании природной любознательности детей, их интереса к тайнам и чудесам окружающего мира, желания постичь законы Природы. Хочется думать, что благодаря систематической и целенаправленной работе нам, взрослым, удается помочь детям сохранить доброту на всю жизнь, дать им возможность утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли, стать мудрыми и добрыми жителями большого дома – планеты Земля.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление по теме "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде"

Автор: Стародубова Лариса Николаевна МБОУ "СОШ №4", г. Чистополь, РТ

Дата: 07.03.2021

Номер свидетельства: 574881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Исследовательский проект "Красная Книга Жарковского района" "
    ["seo_title"] => string(64) "issliedovatiel-skii-proiekt-krasnaia-knigha-zharkovskogho-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "121908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414087411"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Формирование коммуникативной компетентности школьников через духовно-нравственное воспитание"
    ["seo_title"] => string(103) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-shkol-nikov-chieriez-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252591"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447414449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Выступление на педагогическом совете по теме "Здоровый образ жизни - основа счастливого человека" "
    ["seo_title"] => string(110) "vystuplieniie-na-piedaghoghichieskom-sovietie-po-tiemie-zdorovyi-obraz-zhizni-osnova-schastlivogho-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "224148"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438524335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства