Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс
Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс
Рабочая программа
учебного курса «Введение в естественно - научные предметы.
Природа. Неживая и живая» в 5 классе
на 2014- 2015 уч. год
учителя биологии
высшей квалификационной категории
Игнатушиной С. Е.
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Нормативные документы для составления рабочей программы:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 322 от 6.02.1998 г.
Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта издательство «Дрофа», 2014 год.
Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 7.12.2,,5г. № 302 рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторские программы могут отличаться от примерной программы подходами к интеграции содержания курса, структурой и последовательностью изучения тем, перечнем демонстраций и ученических практических работ. Авторские программы и учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагать инструментарий для организации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов деятельности.
В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Элементы программы, базирующиеся на таких технологиях, помещены в квадратных скобках Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей.
Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни
Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:
- строения Вселенной,
- строения и свойств вещества,
- свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,
- разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,
- связь живого и неживого.
- здоровье человека и безопасность жизнедеятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
г.о. Нальчик КБР
УтверждаюСогласованоРассмотрено
Директор МКОУ СОШ № 30 Зам. директора по УВР На заседании МО
Темирова Л.И. Апекова Л.Х. Протокол № __________
__________ Жамбеева А.В.
" " 2014 г. " " 2014 г. " "___________2014 г.
Рабочая программа
учебного курса «Введение в естественно - научные предметы.
Природа. Неживая и живая» в 5 классе
на 2014- 2015 уч. год
учителя биологии
высшей квалификационной категории
Игнатушиной С. Е.
г. о. Нальчик 2014 год
Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Нормативные документы для составления рабочей программы:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 322 от 6.02.1998 г.
Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта издательство «Дрофа»,
2014 год.
Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом от 7.12.2,,5г. № 302 рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Учебно-методический комплект
№
Название
Класс
Год, издательство
Автор
1.
Учебник «Введение в естественно – научные предметы. Природа. Неживая и живая»
5
Москва. Из-во
«Дрофа»,2014
Пакулова В.М.
Иванова Н.В.
2
Рабочая тетрадь к учебнику
5
Москва. Из-во
«Дрофа»,2014
Пакулова В.М.
Иванова Н.В.
3
Методическое пособие к учебнику «Природоведение»
5
Москва. Из-во
«Дрофа»,2014
Пакулова В.М.
Иванова Н.В.
4
Тестовые задания по курсу «Природоведение»
5
Москва. Из-во
«Дрофа»,2014
Г.И. Лернер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторские программы могут отличаться от примерной программы подходами к интеграции содержания курса, структурой и последовательностью изучения тем, перечнем демонстраций и ученических практических работ. Авторские программы и учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной основе и, помимо знаний, предлагать инструментарий для организации учебной работы по формированию всех перечисленных в стандарте способов деятельности.
В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Элементы программы, базирующиеся на таких технологиях, помещены в квадратных скобках Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей.
Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.
Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Примерная программа, так же как и стандарт по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.
Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.
Учебный материал третьего раздела об «экологии, здоровье и безопасности жизни» включен в стандарт и примерную программу по природоведению в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде, ресурсосберегающего потребления, а также проблем защиты среды от загрязнения и сохранения природы необходимо включать в содержание учебного процесса в рамках различной практико-ориентированной деятельности.
В примерной программе приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учета местных условий.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Обязательные результаты изучения курса «Природоведение» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс», который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приемами практической и интеллектуальной деятельности.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования, которые нацелены, главным образом, на усвоение и воспроизведение содержания предмета.
Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приемов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов и т.д.), коммуникативных умений (работа с естественнонаучными текстами, подготовка устных сообщений и т.д.), а также умений, которые связаны с содержанием курса и усваиваются на продуктивном уровне.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с сохранением здоровья и обеспечением безопасности жизни
Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:
- строения Вселенной,
- строения и свойств вещества,
- свойств воды, воздуха, горных пород, почвы,
- разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,
- связь живого и неживого.
- здоровье человека и безопасность жизнедеятельность
Учебно-тематическое планирование по природоведению, 5 класс
№п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Лаборатор. работы
по плану
1
Введение
2
-
2
Вселенная
7
3
3
Строение и свойства вещества
11
1
4
Воздух
6
1
5
Вода
5
6
Горные породы
5
2
7
Почва
6
-
8
Организмы
5
-
9
Растения
8
3
10
Грибы
3
1
11
Животные
6
1
12
Человек. его здоровье и безопасность жизни.
4
2
Итого:
68 +2 среза
14
График контрольных и лабораторных работ
№
п/п
Тема практической или лабораторной работы
1
Лаб. работа №1
«Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.»
2
Лаб. работа №2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.»
3
Практическая работа № 1 «Ориентирование на местности с помощью компаса, по солнцу в полдень, по часам, по звёздам»
4
Лаб. работа №3
«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»
5
Практическая работа № 2 «Описание погоды за месяц»
6
Лаб. работа№4
«Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств».
7
Лаб. работа №5
«Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»
8
Лаб. работа №6
«Распознавание органов цветковых растений .»
9
Лаб. работа №7
«Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.» (в дом. условиях)
10
Лаб. работа №8
«Определение названия растений с помощью атласа-определителя»
11
Лаб. работа №9
«Узнавание съедобных и ядовитых грибов»
12
Лаб. работа№10
«Узнавание животных своей местности»
13
Лаб работа № 11
«Определение показателей развития своего организма»
14
Лаб. работа №12
« Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах
Содержание программы по природоведению 5 класс
Введение(2 ч)
Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.
Зачем и как изучают природу.
Задачи темы: ознакомить детей с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести дети как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.
1. Вселенная(7 ч)
Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Луна — спутник Земли. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.
v Наблюдение за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.
v Лабораторные работы
1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.
2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий.
Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли — Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности
2. Строение и свойства вещества(11 ч) Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Простые и сложные вещества. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация
Электризация тел путем трения.
v Лабораторные работы
1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Задачи темы: актуализировать знания учащихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы.Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.
3. Воздух(6ч)
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
v Демонстрациямодели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).
Наблюдения:систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.
v Лабораторные работы
1. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).
2. Описание погоды за месяц и сезон.
Задачи темы: расширить и углубить знания учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.
4. Вода (5 ч)
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.
5. Горные породы(5 ч)
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.
v Демонстрацияколлекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
v Лабораторные работы
1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.
2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.
6.Почва(6 ч)
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.
v Д Демонстрацияопытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.
Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.
7. Организмы(5 ч) Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
v Демонстрациямикропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюденияза растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.
8. Растения(8 ч)
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.
v Демонстрацияживых растений, гербарных образцов, таблиц.
v Наблюденияза растениями в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, за приспособлением к различным условиям размножения.
v Лабораторная работа.
1. Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.
2. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения,научить учащихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.
9. Грибы(3 ч) Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрациясвежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа.
1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
Задачи темы: познакомить с представителями особого царства природы — грибами. Сформировать знания о строении, размножении грибов, об их значении для человека. Научить учащихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.
10. Животные(6 ч)
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.
Демонстрацияживых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения за животными в природе, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке.
Лабораторная работа
1. Узнавание наиболее распространенных животных своей местности ( в том числе редких, охраняемых, ядовитых видов)с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
Задачи темы: продолжить развитие знаний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятельности человека. Научить учащихся узнавать животных своей местности.
11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (4ч)
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.) Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной нагрузки.
Лабораторные работы
1. Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
2. Овладение простейшими способами первой помощи при травмах.
Задачи темы: познакомить учащихся с взаимоотношениями организма человека с окружающей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружающей человека среды и их влиянии на организм человека: солнечных ударах, обморожении, переохлаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания первой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сформировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
положение о том, что всё в природе находится в движении: движение — форма существования материи;
положение об относительности движения и покоя;
сущность понятий «вещество» и «тело»;
примеры и основные признаки химических реакций;
основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
основные процессы, происходящие в живых организмах;
примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
причины изменения поверхности Земли;
причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные явления, делать выводы;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых зад ач;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
составлять схемы пищевых цепей;
находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
объяснять причины изменения поверхности Земли;
объяснять причины смены дня и ночи, времен года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Пакулова В. М.,Иванова Н. В Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2002.
2. Пакулова В. М.,Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая (Рабочаятетрадь). - М.: Дрофа, 2002.
3. Пакулова В. М., Иванова Н. В. Природа. Неживая и живая.5класс, М.:Дрофа,2004
(рабочая тетрадь для учителя);
4. Г. В.Чередникова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005.
Список литературы
Для учителя:
• Пакулова, В. М., Иванова, Н. В.Природа. Неживая и живая. 5 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В. М. Пакуловой,Н. В Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». - М: Дрофа, 2007.
• Пакулова, В. М., Иванова, Н. В.Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.
• Составитель Н. А.Касаткина.Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Волгоград, Учитель, 2004.
• Тимофеева Л. Л. «Уроки природоведения к учеб. В. Н. Пакуловой, Н. В. Ивановой
«Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 кл.»
Для учащихся:
• Энциклопедиядля детей. Т 3. География / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
• Энциклопедиядля детей. Т. 4. Геология / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М: Аванта +, 2001.
• Энциклопедиядля детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001.
• Пакулова, В. М., Иванова, Н. В.Природа. Неживая и живая. 5 класс. - М: Дрофа, 2007.
Интернет сайты и ссылки :
Ø Сайт учителя биологии http://tana. ucoz. ru/
Ø FLORANIMAL - растения и животные http://www. floranimal. ru/
Погода, признаки погоды своей местности. Предсказание погоды.
Работа с картой.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
П/р № 2
§20
26
Урок обобщения по теме: «Воздух»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§16-20
Вода 5ч
27
Три состояния воды
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Жидкая вода – плохой проводник тепла. Теплопроводность, свойства твёрдой воды, туман, пар.
Демонстрация опыта, доказывающего, что вода плохой проводник тепла.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§21
28
Тепловое расширение воды
1
Комбинированный урок.
Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4° С.
Демонстрация опыта, доказывающего тепловое расширение воды.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§22
29
Вода – растворитель. Работа воды в природе
1
Комбинированный урок.
Раствор, взвесь; растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе; работа воды в природе. Значение воды и её охрана. Причины загрязнения воды, безотходные технологии, очистные сооружения, законы об охране природы.
Демонстрация картин с изображением оврагов, пещер. Демонстрация рисунков с изображением различных водоёмов.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§23
30
Урок обобщения по теме : «Вода»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§21-23
31
Контрольный срез знаний за 1 полугодие
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Срез знаний в форме ГИА
Тестовая работа
§1-23
Горные породы 5ч
32-33
Внутреннее строение Земли. Горные породы Л.Р.№4 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств».
2
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Внутренние оболочки Земли; горные породы. Происхождение горных пород, минералы.
Демонстрация схемы внутреннего строения Земли.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 4
§24
34
Разрушение горных пород
1
Комбинированный урок.
Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных горных пород человеком.
Демонстрация обломочных горных пород. Демонстрация опыта, доказывающего расширение твёрдых тел при нагревании и сжатие при охлаждении.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§25
35
Полезные ископаемые. металлы
Л. Р. №5 «Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
1
Комбинированный урок.
Руда, руды чёрных и цветных металлов, свойства металлов, нерудные полезные ископаемые. Разрушительная и созидательная работа воды и ветра.
Практические методы.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 5
§26
36
Урок обобщения по теме: « Горные породы»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§24-26
Почва – особое тело Земли 6ч
37
Образование почв и их разнообразие
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Образование почвы, структурная почва, бесструктурная почва; горизонт, кислые почвы.
Демонстрация физической карты России, образцов различных почв.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§27
38
Состав и свойства почвы
1
Комбинированный урок.
Неорганические вещества почвы, органические вещества почвы; солончаковая почва; капилляры, органические удобрения, неорганические удобрения.
Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§28
39
Уход за почвой
1
Комбинированный урок.
Влияние почвы на растения, влияние растений на почву.
Демонстрация таблиц елового леса, луга.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§29
40
Влияние растений на почву
1
Комбинированный урок.
Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы.
Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§30
41
Разрушение почв
1
Комбинированный урок.
Эрозия почв, ветровая эрозия, водная эрозия, обработка почвы, растения – защитники почвы, человек – защитник почвы.
Демонстрация таблиц, рисунков, характеризующих ветровую, водную эрозию, влияние на почву неправильной обработки.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§31
42
Урок обобщения по теме: «Почва -особое тело Земли»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§27-31
Организмы 5ч
43
Организм и его свойства
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Организм, свойства живых организмов.
Демонстрация таблиц с изображением растений, грибов, животных своей местности. Демонстрация опыта: пропускание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§32
44
Где живут организмы
1
Комбинированный урок.
Среда обитания, факторы среды обитания, факторы неживой и живой природы, экология.
Демонстрация гербарного материала, муляжей, таблиц с изображением растений и животных леса.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§33
45
Увеличительные приборы
1
Комбинированный урок.
История открытия микроскопа
Строение микроскопа
Правила работы с микроскопом, подготовка микропрепаратов
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§34
46
Строение организмов
1
Комбинированный урок.
Клетка, оболочка, цитоплазма,
ядро; одноклеточные организмы,
неклеточные организмы; ткань,
орган, многоклеточные
организмы.
Демонстрация гербарных экземпляров растений, коллекции насекомых, муляжей грибов, микропрепарат клетки.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§35
47
Урок обобщения по теме: «Организмы»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§32-35
Растения – посредники между небом и Землёй 8ч
48
Признаки растений
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Общие признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез.
Демонстрация комнатных растений и гербарных образцов.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§36
49
Разнообразие растительного мира
1
Комбинированный урок.
Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения. «Одомашнивание» дикорастущих растений».
Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§37
50-51
Строение цветковых растений
Л/р № 6 «Распознавание органов цветкового растения»
Л/р№ 7 «Влияние температуры на прорастание семян»
2
Комбинированный урок.
Органы цветкового растения, функции органов цветкового растения.
Практические методы работы. Демонстрация гербарных образцов дикорастущих и культурных растений.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р№ 6,
Л/р № 7
§38
52
Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека»
1
Комбинированный урок.
Многообразие дикорастущих растений, места обитания дикорастущих растений, аптекарские огороды, ядовитые растения.
Демонстрация рисунков и гербариев дикорастущих лекарственных растений.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§39
53
Красная книга растений
Л/р № 8 «Определение названий растений»
1
Комбинированный урок.
Растения, находящиеся под угрозой исчезновения.
Демонстрация слайдфильма «Охрана растений», Красной книги Кабардино-Балкарской Республики
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р№ 8
§40
54
Многообразие культурных растений
1
Комбинированный урок.
Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие.
Демонстрация образцов овощных, зерновых, технических, плодовых культур и их изображений.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§41
55
Урок обобщения по теме: «Растения посредники между небом и Землёй»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§36-41
Грибы 3ч
56
Разнообразие грибов
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.
Демонстрация белой плесени на продуктах, демонстрация зелёной плесени.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 9
§43
58
Урок обобщения по теме: «Грибы»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§42-43
Животные – братья наши меньшие 6ч
59
Признаки животных
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Многообразие животных по способу питания. Клетчатка.
Демонстрация животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§44
60
Условия жизни и многообразие диких животных
1
Комбинированный урок.
Условия жизни и многообразие диких животных; животные одноклеточные и многоклеточные; позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных.
Демонстрация коллекций чучел, влажных препаратов, таблиц, изображающих диких животных.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§45
61
Значение диких животных и их охрана
Л/р № 10 «Узнавание животных своей местности»
1
Комбинированный урок.
Значение животных в природе. Значение животных для человека.
Демонстрация Красной книги Кабардино – Балкарской Республики кинофильма о животных.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 10
§46
62
Домашние животные
1
Комбинированный урок.
Сельскохозяйственные животные. Животноводство. Домашние животные. Породы собак: служебные, декоративные. Значение комнатных растений. Разнообразие комнатных растений. Экологические группы растений. Уход за комнатными растениями.
Демонстрация таблиц, изображающих домашних животных. Демонстрация разнообразия комнатных растений. Демонстрация книг и таблиц с изображением различных пород собак и кошек.
Демонстрация таблиц с изображением цепей питания живых организмов.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
§48
64
Урок обобщения по теме: «Животные братья наши меньшие»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Задания «Проверьте себя» в учебнике.
Вопросы и задания по теме в рабочей тетради
Тестовая работа
§44-48
Человек. Его здоровье и безопасность жизни 4ч
65
Человек и окружающая среда
Л/р № 11 «Определение показателей развития своего организма»
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Уметь измерять свой рост,
температуру, массу тела,
сравнивать свои показатели с
возрастными нормами.
Взаимозависимость клеток
многоклеточного организма.
Взаимосвязь процессов питания,
дыхания, выделения. Влияние
жизнедеятельности организмов
на окружающую среду.
Передача энергии. Движение и
расход энергии.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 11
§49
66
Как беречь своё здоровье и жизнь?
Л/р № 12 «Овладевание простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, при растежении связок, при кровотечениях»
1
Комбинированный урок.
Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях и несложных травмах.
Разнообразие
движения животных.
Трудовая деятельность человека.
Движение органов растения.
Дыхание как способ добывания
энергии.
Воп-сы после §, задания в рабочей тетради
Л/р № 12
§50
67
Вредные привычки и их предупреждения
1
Комбинированный урок.
Развитие умений составлять компьютерные презентации.