Воспитательная система класса расчитана на 4 года. Подавалась на конкурс "Классный руководитель года". Возможно поможет вам в разработке своей системы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список используемой литературы и Интернет – ресурсов……...............44
Обоснование
Любовь, Добро, Дружба – путь к социализации юных граждан, воспитания достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе.
ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
Можно с уверенностью сказать, что воспитывать – это, значит, развивать субъективный, внутренний мир каждого конкретного человека. С одной стороны воспитание основывается на идеале, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, необходимо максимально развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. При таких условиях можно утверждать, что результатом является личность, гармонично социализированная в обществе. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Педагог должен ориентировать детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания. Одним из важнейших компонентов воспитательной системы школы является системообразующая деятельность, то есть, деятельность, общая для всех учащихся, порождающая межличностные, межколлективные связи и отношения. В нашей школе таким центральным звеном является гражданско-патриотическое воспитание, призванное формировать у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина. Таким образом, воспитательная система школы предполагает, что выпускник нашей школы – это высоконравственная, социально компетентная личность, способная эффективно реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Он – гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее нашей страны, ценящий духовное и культурное наследие российского народа.
Я считаю, что учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
При разработке своей системы я, стараясь учитывать требования общешкольной воспитательной системы, новые условия жизнедеятельности современного ребенка, руководствуясь требованиями о соблюдении прав ребенка, пыталась найти наиболее эффективные подходы к организации воспитания и социализации учащихся, направленные на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей.
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми.
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
Аналитическая часть
В самом процессе воспитания одним из наиболее важных вопросов является вопрос, – каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать?
Для успешной реализации задач воспитания в системе образования необходимо изучать состояние воспитания, его реальных результатов, изменений, происходящих в сфере духовно- нравственного развития детей, условий, вызывающих эти изменения. При решении этих задач нужно, во – первых, знать исходный уровень духовной и нравственной культуры отдельного ребенка или группы детей, во – вторых, периодически отслеживать и анализировать изменения с целью проектирования и корректирования дальнейших воспитательных действий.
Сегодня меняется взгляд и на цели воспитания – они трактуются не только как достижение определенного уровня воспитанности, но и как обретение ребенком духовности (как качества личности) и духовной культуры (как результата воспитательного процесса). Проявляется это качество в основных сферах активности человеческого духа – в сфере познавательных интересов, в сфере нравственных ценностей и в сфере общения.
В качестве предпосылок для создания воспитательной системы явились результаты исследования уровня духовной культуры школьников на основе фиксации проявлений духовной активности в познавательной, нравственной и коммуникативной сферах.
Общие сведения о классе:
Класс, как коллектив, образовался 1 сентября 2014 года. В нем обучается 13 мальчиков и 7 девочек 2006-2008 годов рождения.
14 полных семей, 2 семьи многодетные, 2 семьи неполные и 2 семьи вновь образованные.
Взаимоотношения в классе дружные, явных аутсайдеров в коллективе нет. Ярко выражена творческая направленность учащихся класса: рисование, хореография. Занимаются спортом – 10 человек.
У большинства детей сформировано эмоционально-положительное отношение к школе. Однако, есть дети, которые не успевают по некоторым предметам.
Адаптация в первом классе у ребят проходила достаточно просто. Сменилась сфера деятельности, но почти все справились со своим новым званием "Ученик". Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Учащиеся занятия без уважительных причин не пропускают. Активное участие принимают в общешкольных мероприятиях. Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса.
Уровень взаимоотношений учеников в классе исследован с помощью методики "Наши отношения" (Фридман Л.М.)
Классному руководителю необходимо поддерживать существующее отношение учащихся к школе, позитивные отношения с учителями, научить учащихся полностью использовать предлагаемые услуги образовательного учреждения.
Итоги успеваемости за 2015-2016 учебный год следующие:
"5" - 1 человек, "4-5" - 11 человек. Все учащиеся переведены в 3 класс. Очень важно отметить, что одной из причин высокого качества знаний обучающихся является постоянный контроль со стороны родителей. Несмотря на то, что работа забирает основную часть их времени, родителей интересуют успехи и волнуют неудачи своих детей, вовремя приходят им на помощь, оказывают поддержку и ребенку, и учителям-предметникам, и классному руководителю.
В классе сформирован родительский комитет. Все родители распределены на четыре творческие группы и активно вовлечены в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничая с детьми и педагогами.
Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
Выводы:
Высокий уровень удовлетворенности родителей отношениями с учителями (доброжелательное отношение к ребенку, взаимопонимание в контактах с учителями и администрацией);
Достаточно высоко оценивают родители условия, которые созданы в школе для проявления и развития способностей ребенка, формирования достойного поведения и подготовки к самостоятельной жизни;
Родители считают, что педагоги дают глубокие и прочные знания, учитывают индивидуальные особенности ребенка, справедливо оценивают достижения в учебе;
Родители обучающихся удовлетворены работой кружков и секций, а также качеством проводимых мероприятий
Классному руководителю необходимо:
работать над формированием дружного, сплоченного коллектива через организацию КТД, участие в общешкольных мероприятиях, работу органов детского самоуправления;
формировать отношение к собственному здоровью, как важнейшей социальной ценности через беседы со специалистами, серию классных часов, деловые игры, участие в спортивных соревнованиях, посещение спортивных секций и т. д.
В сентябре 2016 года была проведена диагностика личностного роста учащихся (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова).
Результаты диагностики учащихся показали:
1.Ценность семьи высоко значима для детей. Они дорожат семейными традициями и устоями, помнят о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при их участии и помощи в подготовке.
2.Ученики испытывают к Родине чувство, схожее с чувством к родному дому, деревне, городу. Однако им кажется, что то, что происходит в стране и на их «малой родине», имеет между собой мало общего. Они встают, когда звучит гимн, скорее не по душевному порыву, а потому что так принято.
3. Вполне развитое экологическое сознание. Для них естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; они готовы убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И это уж точно они подберут и накормят брошенного щенка, не забудут полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живут).
4.В целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправдано. К проявлениям грубой силы они относятся со смешанным чувством неприятия и страха.
5.Детей отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что-либо сделать.
6.Ребята признают объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни. Они, наверняка, хотели бы выглядеть культурными людьми, но не готовы прикладывать ежедневные усилия к этому.
7. Могут неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будут долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного им термина или
факта. В их сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!
8.Ценность человека, может быть, и осмыслена учениками, но полноценно не прочувствована. Они могут продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются им теми, кто мешает ощущать радость жизни.
9.Дети – подлинные альтруисты. Они всегда готовы помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях на благо других бескорыстны. Всегда готовы помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готовы рисковать собственным благополучием. Любят дарить подарки «просто так».
10.Учащиеся склонны к уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяют (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Они не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы.
11.Для детей ценность здоровья является приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируют его и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи.
12.Ребята принимают себя такими, какие они есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. В обществе сверстников они предпочитают быть на первых ролях.
13. Ощущают в себе возможность быть хозяевами собственной жизни, однако полагают это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Им нравится чувствовать себя свободными, но они не готовы рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для них, но они идут с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают их. Они признают объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитают руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.
Концептуальные основы
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень
Перед общеобразовательной школой государством ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, с формированием у обучающихся компетентностных знаний, творческих качеств, потребности в саморазвитии и самореализации. Комплекс ценностей, необходимых ребенку для всестороннего и гармоничного развития сформулирован в законе Российской Федерации «Об образовании», в государственном минимуме социальных услуг по воспитанию РФ:
Гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье;
Представление о нравственности, приобщение к системе культурных ценностей;
Трудолюбие, готовность к осознанному выбору профессии;
Ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
Эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных видах творческой деятельности;
Организаторская культура, коммуникативные умения и навыки, активная жизненная позиция.
На вопрос: «Как это сделать? » я попыталась ответить своей воспитательной системой.
Моя система называется «Мы – дружная семья». Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет.
Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Мы - дружная семья» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве, с учащимися средних и старших классов, с родителями, с внешкольными учреждениями.
Данная система рассчитана на учащихся 1 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной системе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Представленная модель воспитательной системы класса разработана на основе нормативно- правовой базы развития в системе образования:
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования;
Федеральная программа развития образования РФ до 2015 года;
Концепция патриотического воспитания граждан РФ;
Указ Президента «О национальной стратегии действий в отношении детей РФ до 2017года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Устав школы и наличия целевых школьных программ:
«Взаимодействие семьи и школы»;
«Я - гражданин России»;
«Образ жизни»;
«Здоровье»;
«Успех»;
Программа «Развитие детского движения и ученического самоуправления».
Организация воспитания учащихся по программе «Мы – дружная семья» осуществляется по следующим направлениям:
«Мы – граждане России» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности(смыслы воспитания): любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, межэтнический мир, доверие к людям, служение Отечеству, правовое государство, свобода и ответственность.
«Мы дружим друг с другом» - воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.
«Нам нравится учиться» - воспитание прилежания, творческого отношения к учению. Ценности: познание, истина, созидание, целеустремленность.
«Мы трудолюбивы и ответственны» - воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду, жизни. Ценности: трудолюбие, , настойчивость в достижении целей, бережливость.
«Мы дружим со спортом» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
«Мы заботимся о природе» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа.
«Мы дружим с культурой и искусством» - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях. Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, художественное творчество.
Приоритетные направления работы:
Интеллектуально - познавательная деятельность
Спортивно - оздоровительная деятельность
Духовно - нравственная деятельность
Творческо - эстетическая деятельность
Гражданско - патриотическая деятельность
Работа с семьей
Взаимодействие с социальными партнерами:
Семья
Классный руководитель
Школьная администрация
Школьный психолог
Классный коллектив
Вожатый
Совет школы
Педагогический коллектив
Инспектор ОДН
Воспитательное пространство МБОУ "Школа №58"
Секции, кружки школы №58
Библиотека имени Станюковича
Кинотеатр "Мир"
Библиотека школы №58
ДК ГАЗ
Спортивный комплекс "Лидер"
Школьный музей истории
ФОК "Фаворит"
Центр МБУ ДО ЦДТТ «Юный автомобилист»
МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»
Цель и задачи
Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путем решения задач воспитания и социализации младших школьников.
Задачи воспитания и социализации младших школьников:
- организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования;
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья.
- воспитание гражданско- патриотического и духовно - нравственного сознания на основе сохранения культурно - исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города.
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников.
Воспитание на принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.
Принцип целостности в воспитании предполагает понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного.
Принцип природосообразностии развития, предполагает учет закономерностей природного развития ребенка, опирается на психологопедагогические диагностики, обеспечивает развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяет развивать разнообразные навыки и умения.
Принцип индивидуализации и дифференциации предусматривает учет уровня развития способностей ученика и формирование на этой основе индивидуальных планов воспитания и социализации учащихся.
Принцип выбора обеспечивает учащимся свободу выбора дополнительных образовательных услуг.
Принцип системности и непрерывности утверждает, что взаимодействие всегда комплексно, оказывает влияние на всю систему, предполагает создание целостной образовательной системы.
Принцип сотворчества предусматривает взаимодействие со школьными социологическими службами, сотрудничество с культурными и образовательными учреждениями города.
Этапы реализации воспитательной системы
Особенность воспитательной системы состоит в том, что учащимся предлагается освоение четырех ступеней по годам обучения.
Первая ступень.
Соответствует первому году обучения. Образовательный уровень начально-адаптивный. Основа его познавательная деятельность. Учащиеся приобретают знания умения и навыки о себе, о своих товарищах, о сохранности здоровья, о своей стране, городе, семье, и т.д. Уровень коммуникации в образовательном процессе - демонстративный: смотри, как делаю я.
Задачи:
- анализ внутренней и внешней среды;
- создание благоприятных условий для жизнедеятельности учащихся;
- изучение преобладающих мотивов учебы и поведения;
- изучение индивидуальности каждого ребенка, его способностей, возможностей;
- обучение детей преодолению проблем преемственности (детский сад – школа);
- организация психолого–педагогического просвещения родителей;
- работа в тесном сотрудничестве с родителями;
- педагогическое сотрудничество с психологом, социальным педагогом,
- проектирование желаемого образа класса, системообразующей деятельности;
- формирование временных творческих групп;
- разработка проектного замысла ВСК.
Ожидаемые результаты:
Итогом 1 этапа является разработка проектного замысла ВСК на основе изучения коллектива учащихся и их родителей; определение приоритетных направлений деятельности.
Ребенок адаптирован к новой социальной роли, представляет себя членом коллектива, задействован во многих кружках и секциях.
Родители получают знания о возрастных особенностях ребенка, учатся решать воспитательные задачи, поддерживать ребенка в его начинаниях «к успеху вместе с родителями», вовлечены в общественную, творческую и организаторскую деятельность.
Вторая ступень.
Соответствует второму году обучения и образовательный уровень: поисково-зондирующий. Основа его практическая деятельность. Уровень коммуникации репродуктивный, частично-поисковый: делай как я. Накапливается опыт исполнительной деятельности, который вместе с практикой приводит к мастерству.
Задачи:
- разработать перспективный план воспитательной работы по направлениям деятельности;
- ориентировать учащихся на нравственные общечеловеческие ценности;
- развивать компетентность и информационную грамотность учащихся;
- моделирование социально-познавательной мотивации учащихся на основе социального партнерства с родителями и другими участниками ВСК.
Ожидаемые результаты:
- происходит процесс формирования детского коллектива, традиции класса.
Ребенок знает нормы нравственного поведения, проявляет заботу о своем здоровье, приобщается к занятиям физкультурой и спортом, стремится к активной творческой деятельности.
Третья ступень.
Соответствует третьему году обучения. Образовательный уровень лабораторно-исследовательский. Уровень коммуникации продуктивный: делай сам. Учащиеся накапливают опыт творческой деятельности. Идет коррекция развития интересов и способностей.
Задачи:
- развитие ученического самоуправления;
- сплочение и развитие классного коллектива;
- поддержание благоприятного психологического климата в классе;
- реализовывать ВСК, в соответствие с целями и задачами.
Ожидаемые результаты:
- ВСК продуктивно и взаимосвязано функционирует как часть воспитательной системы гимназии;
- активная работа самоуправления;
- доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность классного коллектива, состоящего из личностей.
Ребенок получает возможность научиться принимать самостоятельные решения в управленческой деятельности класса, следовать им, учится работать в команде; развивает свои индивидуальные познавательные и творческие способности.
Четвертая ступень.
Соответствует четвертому году обучения. Уровень коммуникации креативный. В образовательном процессе ведущая роль отводится сотворчеству, четко прослеживается выражение собственного «Я». Идет подготовка к адаптации в 5 классе.
Задачи:
- совершенствование навыков самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: семья, Отечество, здоровье, культура;
итоговое диагностирование учащихся;
- обобщение результатов реализации ВСК;
- повышение уровня интеллектуального развития, компетентности и информационной грамотности;
- формирование модели личности выпускника начальной школы в условиях сплоченного коллектива учащихся;
- определение уровня сформированности классного коллектива;
- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей учащихся и их родителей;
- проектирование новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых учащимися и родителями.
Ожидаемые результаты:
- классный коллектив сформирован и готов перейти на новую ступень развития.
- коллектив стремится к поиску новых перспектив на основе традиций сохраняемых и поддерживаемых учащимися и родителями.
Системообразующей деятельностью является клуб “Друг”, который стал своеобразным центром совместной деятельности педагога, родителей и детей. Класс это одна большая дружная семья. Где все связаны друг с другом. Откуда взялось название “Друг”? Все очень просто.
Д - дорога
Р - развитие
У - учеба
Г - готовность
Мы с детьми друзья. Друзья для своей семьи, для школы, для окружающего нас мира и людей.
Клубная деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей - важные принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека. Разнообразие клубной деятельности возможно при условии привлечения широкой общественности, умельцев- энтузиастов, которые могут работать с детьми. Важное место в повышении воспитательного потенциала должны занимать различного вида игры: деловая игра, ролевая игра, аукцион, круглый стол и т.д.
В ученическом коллективе игра повышает жизненный тонус детей, создает возможность разрядки после напряженного учебного труда, разрушает утомляющую монотонность повседневности. Поэтому предполагается реализовывать задачи воспитательной работы через деятельность клуба «Друг».
Мы разделили клуб на четыре направления от названия. Но первоосновой на каждом этапе остается дружба.
1 класс - ДОРОГА
Так как 1 класс это переход детей из игровой деятельности в обучающую им требуется пройти долгий путь для осознания своей новой роли в обществе.по ходу этой дороги они находят себе друзей, создается союз семьи и школы. А понятие ДРУГ становится ценностным.
2 класс - РАЗВИТИЕ
Именно в начальной школе происходит всестороннее РАЗВИТИЕ ребенка. Творчество, логика, память, внимание, доброта, взаимопомощь, усердие, любовь к родине и окружающему нас миру - все это мы пытаемся привить нашим детям. Здесь и происходит развитие личности.
3 класс - УЧЕБА
Учеба для младшего школьника очень важна. На него возлагается огромная нагрузка, как со стороны школы, так и семьи. Чтобы не потерять интерес и стремление учиться, мы с детьми участвуем в различных конкурсах, соревнованиях, делаем дни “Добрых дел”, посещаем библиотеки и создаем собственные проекты по интересам.
4 класс - ГОТОВНОСТЬ
Это последняя ступень работы нашего клуба. Ученики должны быть ГОТОВЫ к переходу в среднее звено школьной системы. На выходе они должны понимать друг друга, сотрудничать с учителями, быть дружелюбными и отзывчивыми.
На протяжение всех 4 ступеней клуба проходит взаимодействие:
Классный руководитель - ученик - родитель
Работа клуба действует на основе следующих принципов:
Личностный. Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Природосообразный. Учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся.
Культуросообразный. Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, а также на достижения мировой культуры.
Деятельностный. Организация деятельности с детьми с учетом данного возраста.
Дифферинцированный. Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.
Средовый. Учет, использование в процессе воспитания среды (семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и т.д.)
Человековедческий. Помогать детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т.е. помогать ученику в создании «Я – Концепции»
Эмоциональный. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
Отношенческий. Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта – субъекта, коллективности – индивидуальности, традиции – новации, общения – обособления, поощрения – наказания, управления – самоуправления, воспитания – самовоспитания.
Диалогический. Выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект – субъектные отношения.
Структура самоуправления коллектива родителей
Родительское собрание
Родительский комитет
Председатель родительского комитета
Творческая группа родителей
Учебно - маркетинговая
Художественно - оформительская
Творческие группы родителей
Подготовка педагогических лекториев
Творческо - досуговая
Хозяйственная
Спортивно - массовая
Родительский комитет избирается один раз в год на организационном родительском собрании в сентябре.
Высшим органом родительского самоуправления является классное родительское собрание, на котором:
решаются вопросы участия родителей в жизни класса;
определяются направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителем, классным руководителем, активом класса;
выслушиваются отчеты о работе родительского комитета;
высказываются предположения родителей по усовершенствованию образовательного и воспитательного процесса в классе;
выслушиваются отчеты педагогов об успеваемости детей, даются рекомендации, советы психолога;
решаются текущие вопросы школьной жизни;
проводятся тематические беседы, круглые столы, лектории, тренинги, обмен опытом между родителями.
Сотрудничество классного руководителя и родителей включает в себя следующие направления и формы:
Основные направления
Формы работы
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Родительские лектории, индивидуальные и тематические консультации, тренинги, конференции, родительские собрания.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Дни творчества, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий, шефская помощь.
Участие в управлении учебно – образовательным процессом
Участие родителей класса в работе совета школы, Школьном и районном Совете отцов, участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы
Организация совместной деятельности родителей и детей
Содержание воспитательной деятельности
Направление
Вид деятельности
Форма проведения
1.Мы – граждане России
Ознакомление с государственной символикой; ознакомление с героическими страницами истории России; ознакомление с народным творчеством, фольклором; знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России
беседы;
экскурсии;
творческие конкурсы;
праздники;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; благотворительные акции
2.Мы дружим друг с другом
Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, внимательного отношения к окружающим людям; обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности; получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
беседы;
заочные путешествия;
коллективно-творческие дела;
театральные постановки;
литературно-музыкальные композиции;
«открытые» семейные праздники;
3.Нам нравится учиться
Получение представлений о роли знаний в жизни человека и общества; выработка первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебной деятельности; приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду
олимпиады по предметам; проектно-исследовательские работы;
конкурсы;
викторины
4.Мы трудолюбивы и ответственны
Получение представлений о роли труда в жизни человека и общества; знакомство с различными видами труда, с различными профессиями; выработка навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в трудовой деятельности; приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования; приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома
общественно полезный труд по самообслуживанию;
экскурсии;
встречи с родителями в рамках проекта «Труд наших родных»;
конкурсы;
трудовые акции
5.Мы дружим со спортом
Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, об основных условиях и способах укрепления здоровья; освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического, социального; получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
беседы;
спортивные праздники; спортивные секции;
«Дни Здоровья»;
встречи с медицинским работником, родителями
6.Мы заботимся о природе
Усвоение представлений об общекультурных ценностях, нормах экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время суток и года, в различную погоду
беседы;
просмотр учебных фильмов;
экскурсии;
прогулки;
высадка растений;
очистка доступных территорий от мусора;
подкормка птиц;
конкурсы;
праздники
7.Мы дружим с культурой и искусством
Получение первоначального представления о ценностях отечественной культуры; об эстетических идеалах; ознакомление с народными художественными промыслами; обучение видеть прекрасное вокруг: в природе, в поведении и труде людей; получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества
экскурсии;
беседы;
посещение музеев,
праздники;
конкурсы;
выставки семейного художественного творчества
Диагностика и мониторинг
Основные результаты реализации воспитательной системы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности ребенка.
Компетенции ученика
Показатели
Методический инструментарий
Сформированность познавательного потенциала личности обучающихся и особенности мотивации.
2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.
2.Методика «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».
3.Развитость чувства прекрасного.
3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».
Оценку эффективности воспитательной системы планируется производить по следующим критериям:
Количественные показатели востребованность классными руководителями школы, охват детей, педагогов, родителей.
Качественные показатели:
уровень профессиональной компетенции педагогов;
культурно-эстетический уровень продуктов интеллектуальной, творческой, созидательной совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
сохранение основного контингента воспитанников (как свидетельство достижения высокой мотивации детей на занятиях данным видом деятельности);
наличие письменных отчетов о проводимых КТД, протоколов соревнований, фотолетописей, творческих работ учащихся;
стабильная динамика роста спортивно-туристского мастерства воспитанников: выполнение нормативов на туристские значки, разряды и звания, результативность участия в соревнованиях;
повышение уровня удовлетворенности родителей и учащихся работой общеобразовательного учреждения.
Воспитательные показатели:воспитательная значимость мероприятий в рамках реализации воспитательной системы; уровень воспитанности учащихся.
Социальные показатели: популярность, общественное мнение, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров.
Механизм функционирования воспитательной системы
«Мы – дружная семья»
1 класс
Направления работы
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
1.
«Мы – граждане России»
1.Правила поведения в школе
2.Наш район
3. «Белый цветок»
4.Чем богат наш край
5.Великая победа великого народа
Классный час
Экскурсия
Акция милосердия
Экскурсия
Выступление перед ветеранами ВОВ
Ветераны
2.
«Мы дружим друг с другом»
1.« Здравствуй, школа!»
2. День Матери
3.Волшебные слова
4. «Мы вместе. Празднование 23 февраля и 8 марта2
5.Прощание с выпускниками школы
Праздник начала учебного года
Праздник
Классный час
Театрализованный праздник
Литературно-музыкальная композиция
Зам. по ВР
Родители
3.
«Нам нравится учиться»
1. Осень золотая
2. Мир книг
3. Что за прелесть, эти сказки!
4. Праздник славянской письменности
Конкурс чтецов
Знакомство со школьной библиотекой
Викторина
Заочное путешествие
Библиотекарь
4.
«Мы трудолюбивы и ответственны»
1. Озорные листочки
2. Новогодний сюрприз
3. Домашняя аптечка
4. Вырасти растение!
Экскурсия-занятие
Изготовление сувениров
Классный час
Акция по озеленению кабинета
Медсестра
5.
«Мы дружим со спортом»
1. Откуда берутся грязнули?
2. Папа, мама, я – спортивная семья!
3. Старты надежд
4. Мой веселый звонкий мяч
5. Мой режим дня
Игра
Спортивный праздник
Эстафеты
Игра
Встреча с мед. работником
Родители
Учитель физ-ры
Медсестра
6.
«Мы заботимся о природе»
1. Птичья столовая
2. Зимний водоем
3. У природы нет плохой погоды
4.Весна-красна
Изготовление кормушек
Экскурсия
Конкурс рисунков
Экскурсия
Родители
7.
«Мы дружим с культурой и искусством»
1. Моя школа
2.«Деревенька 17-19 веков»
3. Новогодний карнавал
4. Прощание с 1 классом
Конкурс рисунков
Экскурсия
Праздник
Праздник
Родители
2 класс
Направления работы
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
1.
«Мы – граждане России»
1. Российский флаг
2. «Белый цветок»
3.Час Мужества
4. День Толерантности
5. Никто не забыт, ничто не забыто
Беседа
Акция милосердия
Беседа
Праздник
Встреча с ветеранами
Родители
Ветераны
2.
«Мы дружим друг с другом»
1. День Знаний
2.Что в имени тебе моем?
3. День Матери
4.»А ну-ка, девочки!»
5. Рыцарский турнир
6. Дружба – чудесное слово
Праздник начала учебного года
Викторина
Праздник
Конкурс
Конкурс
Классный час
Зав.по ВР
Родители
3.
«Нам нравится учиться»
1. Звездный час
2. Защита проектов
3. Путешествие в страну Читалию
4. Смекай, считай, отгадывай
Игра
Выступление
Игра
Конкурс
Родители
4.
«Мы трудолюбивы и ответственны»
1. Мастерская Деда Мороза
Изготовление сувениров
Родители
5.
«Мы дружим со спортом»
1.Мой любимый вид спорта
2. Вопросы Светофорика
4. Весне – физкульт-ура!
Конкурс рисунков
Конкурс по ПДД
Эстафеты
Учитель физ-ры
6.
«Мы заботимся о природе»
1. Есть в осени первоначальной…
2. Мы в ответе за тех, кого приручили
3. Земля – наш дом родной
Экскурсия в парк
Беседа
Утренник
Родители
7.
«Мы дружим с культурой и искусством»
1. Новогодний карнавал
2. Пасха – праздник праздников
Праздник
Литературно-музыкальная композиция
Родители
Батюшка
3 класс
Направления работы
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
1.
«Мы – граждане России»
1. Российский герб
2.Белый цветок
3. Семейный очаг
4. Фашизму – нет!
5. Долгий путь «Москва – Берлин»
Беседа
Акция милосердия
Классный час
День юного героя-антифашиста
Выступление перед ветеранами
Родители
Ветераны
2.
«Мы дружим друг с другом»
1. День Знаний
2. Спешите делать добро
3.День Матери
3. Самая красивая, добрая, милая
Праздник начала учебного года
Беседа
Праздник
Праздник мам
Зав.по ВР
Родители
3.
«Нам нравится учиться»
1. Вокруг света
2. Умники и умницы
3. «Что? Где? Когда?»
Игра-путешествие
Игра
Интеллектуальная игра
4.
«Мы трудолюбивы и ответственны»
1. Новогодний калейдоскоп
2. Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера
3. Акция «Чистота»
Изготовление сувениров
Выставка работ
Операция по благоустройству пришкольной территории
Родители
5.
«Мы дружим со спортом»
1. Папа, мама, я – спортивная семья!
2. Как отучить себя от вредных привычек?
3. Ловкие и быстрые
4. Чистота и здоровье
Спортивный праздник
Беседа
Эстафеты
Утренник
Родители
Учитель физ-ры
6.
«Мы заботимся о природе»
1. Краски осени
2. Природа и мы
3. Знай и люби родную природу
Экскурсия в парк
Устный журнал
Праздник
7.
«Мы дружим с культурой и искусством»
1. Угадай мелодию
2. Новогодний карнавал
3. Святки
Праздник
Праздник
Праздник народных игр
Родители
4 класс
Направления работы
Наименование деятельности
Формы деятельности
Сотрудничество
1.
«Мы – граждане России»
1. Российский гимн
2.Белый цветок
2. Перед старостью склоним колени
3. Человек, на котором держится дом
4. Москва. Московский Кремль
5.Чтобы помнили…
Беседа
Акция милосердия
Акция милосердия
Занятие с родителями
Викторина
Встреча с ветеранами
Родители
Ветераны
2.
«Мы дружим друг с другом»
1. День Знаний
2. Честность и правдивость. Для чего они?
3. Забота о маленьких
4. Дверь в детство
Праздник начала учебного года
Беседа
Школа человечности
Игра-путешествие
Зам.по ВР
3.
«Нам нравится учиться»
1. Корзина знаний
2. Литературный ринг
Игра
Конкурс
4.
«Мы трудолюбивы и ответственны»
1. Мое пожелание
2. Все работы хороши
Изготовление сюрпризов
Беседа
5.
«Мы дружим со спортом»
1. Скажем наркотику – нет!
2. Папа, мама, я – спортивная семья!
3. Здоровое питание
Беседа
Спортивный праздник
Беседа
Родители
Медсестра
6.
«Мы заботимся о природе»
1. Животный мир земного шара
2. Бал осени
3.Знаешь ли ты птиц Воронежской области?
4. Праздник русской березки
Викторина
Праздник
Викторина
Утренник
Родители
7.
«Мы дружим с культурой и искусством»
1. Новогодний карнавал
2. Семья-шоу
3. Ярмарка талантов
4. Прощание с начальной школой
Праздник
Викторина
Творческий отчёт
Литературно-музыкальная композиция
Родители
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России являются ключевыми факторами развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Данный проект воспитательной системы класса «Друг» рассчитан на реализацию в течение четырех лет и предполагает постоянную работу по его дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели во многом зависит от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данного проекта.
Являясь звеном воспитательной системы школы, реализуя общую цель учебного заведения, участвуя во всех школьных делах, класс развивается как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность. Две воспитательные системы - класса и школы - успешно взаимодействуют, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, что, несомненно, способствует созданию более благоприятных условий для развития личности ребенка.
Список используемой литературы и
Интернет-ресурсов
1. Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. Донецк, 2009.
2. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. – М., 2003.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск»,1999
4. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Коркина М.В. и др. В семье – Отечества судьба. Н.Новгород, 2004.
5. Белик Н.Н., СидоркинаС.Л., Евдокимова Н.Р., Кузьминова М.П. Сб. Самый, самый, самый классный. Нижний Новгород, 2003
6. Белик Н.Н., Тарасова И.Б., СидоркинаС.Л. Сб. Воспитание продуктивно, если оно системно. Нижний Новгород, 2005
7. Белик Н.Н., Стрельникова О.М., Свадьбина Т.В. и др. Осознанное, ответственное родительство-взгляд в будущее. Научно- методический сборник, 2009
8. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., Издательство Приор, 2004
9. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Соколова Е.И. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Москва, 1997
10. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
11. Классный руководитель. Научно-методический журнал. 2011-2013 гг.
12. Классный руководитель и федеральный государственный образовательный стандарт. Научно-методический сборник. Н.Новгород, 2012