Существует легенда о том, что, когда нашим предкам в один момент стало очень скучно, а мобильных телефонов ещё не появилось, они придумали общение, чтобы хоть как-то разнообразить свои пещерные будни.
Под термином общение понимают дружеские и деловые взаимоотношения людей, в ходе которых они своим поведением, видом и прежде всего словами оказывают влияния на мысли и чувства друг друга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная беседа "Общение"»
Воспитательная беседа «Общение»
Существует легенда о том, что, когда нашим предкам в один момент стало очень скучно, а мобильных телефонов ещё не появилось, они придумали общение, чтобы хоть как-то разнообразить свои пещерные будни.
Под термином общение понимают дружеские и деловые взаимоотношения людей, в ходе которых они своим поведением, видом и прежде всего словами оказывают влияния на мысли и чувства друг друга.
Поскольку все люди разные, то и способности к общению у них тоже различаются. Наверняка и вы сами замечали, что один ваш одноклассник может общаться легко и непринуждённо, а другой, наоборот, очень неохотно идёт на контакт, и его ответы на ваши вполне безобидные вопросы приводят к агрессивным высказываниям с его стороны, которые портят настроение окружающим.
Согласитесь, что вы с первого слова человека способны воспринять его и почувствовать своё отношение к нему: симпатию или антипатию, интерес или пренебрежение, дружбу или даже любовь. Именно с первого впечатления о человеке и начинается ваше с ним общение.
Если посмотреть, на общение более профессионально, например, с точки зрения науки, то мы можем говорить о том, что, по мнению учёных, общение является самой главной и самой первой формой отношения человека к окружающему миру. И действительно, сперва с помощью общения ребёнок добивается внимания со стороны своих родителей или бабушек и дедушек, затем он начинает не только выражать свои желания, но и считывать желания других, поскольку именно от них будет зависеть удовлетворение его собственных.
Именно с первых дней своей жизни человек приобретает опыт общения прежде всего со своей семьёй, близкими и родными ему людьми. Если этого не происходи, то у ребёнка могут возникнуть серьёзные отклонения в развитии.
Например, вы когда-нибудь слышали о детях-маугли? Речь идёт не о литературном персонаже Редьярда Киплинга, а настоящих детях, которые в силу различных обстоятельств провели свои первые годы жизни, общаясь не с людьми, а с животными.
В период с 1920 до 1985 года учёными было зафиксировано и изучено сорок восемь случаев воспитания детей животными (чаще всего — человекообразными обезьянами, в отдельных случаях — волками, медведями, леопардами и газелями).
Такие воспитанные животными дети проявляют (в пределах физических возможностей человека) поведение, свойственное для своих приёмных родителей, то есть животных, например, страх перед человеком.
Когда таких детей находили учёные, и педагоги начинали заниматься ими, прежде всего они учили их говорить и общаться с людьми. Но, если до изоляции от общества у детей-маугли уже были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходил значительно проще, а те дети, которые жили в обществе животных первые годы своей жизни, уже практически не могли освоить человеческий язык, научиться ходит на двух ногах, а не на четвереньках, осмысленно общаться с другими людьми и так далее, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей.
Поэтому учёные пришли к выводу о том, что «ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, не может уже развиваться как полноценный человек и жить самостоятельно в обществе».
И действительно, не существует такой человеческой деятельности, которая не требовала бы общения. Человек может общаться не только с другим человеком, например, со своими друзьями, но и с окружающего его миром: природой, книгой, любимой мягкой игрушкой или домашним питомцем.
Общение нужно человеку и для того, чтобы делать что-то вместе с другими людьми, научить или научиться чему-то, поделиться своими чувствами, опытом, мыслями и добиться взаимопонимания у окружающих.
Согласитесь, было бы очень странно, придя в класс, после звонка весь урок сидеть и молча смотреть на учителя, который тоже просто стоит у доски и молчит в ответ. Конечно же, так не бывает, и во время урока учитель, общаясь со своими учениками, передаёт им свои знания.
Кстати, некоторые приёмы общения каждый из нас повторяют из дня в день, можно даже сказать, что они стали своеобразным ритуалом. Например, каждый день вы желает близким для вас людям доброго утра и спокойной ночи, вы всегда здоровайтесь при встрече со своими друзьями, встаёте, приветствуя учителя перед началом урока и так далее.
Но самая главная цель общения, как бы парадоксально это ни звучало, — это общение ради самого общения. И это совершенно не случайно, поскольку общение, постоянно, необходимо человеку само по себе, без какой-либо цели и выгоды, а только ради того, чтобы поделиться своей радостью, рассказать о своих проблемах, посоветоваться или получить дружескую поддержку в трудной ситуации.
И, конечно же, в ходе общения, прежде всего, происходит обмен различного рода информацией. Существует очень много способов передачи информации партнёру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, его тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и прочее, в частности, общение через сеть Интернет.
Люди делятся между собой различными новостями; рассказывают о своём самочувствии, здоровье своих близких и знакомых; советую друг другу интересные книги, фильмы и сериалы; дают оценку жизненным ситуациям, в которые попали их друзья и так далее. Также в ходе общения человек получает информацию и о самом себе. Буквально благодаря общению человек смотрит на себя как в зеркало, роли которого выступает отношение к нему других людей, а это очень важно.
Поскольку, общаясь, люди меняются. Каждый из участников после общения это совершенно другой человек, не такой, каким он был до его начала. Вот почему целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.
Главным средством общения между людьми выступает их речь, с помощью которой можно сообщить о своих чувствах, намерениях или мыслях. Например, вы можете вечером сообщить родителям, что завтра к восьми утра вам необходимо принести в школу костюм зайчика, поделку из шишек и выучить стихотворение о своей семье. Реакцию родителей предположить не трудно, как минимум они попросят вас в следующий раз не тянуть с такими новостями до вечера, а сообщать их как можно раньше.
Кстати, при речевом общении немалую роль играет и интонация голоса. Согласитесь, что при помощи интонации даже самые добрые слова, такие «спасибо» и «пожалуйста» можно сказать так, что человек обидится и больше не захочет с вами общаться.
Как вы уже могли догадаться, в том числе и из-за таких ситуаций, значение речи в жизни человека и общества очень велико, и такое общение принято называть речевым. Соответственно, общение без помощи речи называют неречевым общением.
Без помощи речи вы можете поздороваться и попрощаться, например, пожав руки или кивнув головой; помахав рукой, вы можете привлечь к себе внимание друга, который только вошёл в дверь и ищет вас глазами в кафе; подняв большой палец руки в можете выразить одобрения определённым действиям или произошедшим событиям, и так далее, наверняка у вас есть и свои излюбленные жесты, которыми вы пользуетесь в различных жизненных ситуациях.
Также особое значение при общении имеет взгляд человека, конечно, общаясь в сети Интернет, например, в социальных сетях, не всегда можно увидеть взгляд человека, даже если вы общаетесь с помощью видеозвонка, а вот при личной встрече взгляд собеседника может сказать о многом, поскольку глаза человека выражают интерес к происходящему. Если внимательно посмотреть на своего собеседника, то наверняка вы сможете заметить, что если разговор ему интересен, то зрачки его глаз расширяются.
Взгляд человека дополняют и движения век, от прищура и до полного их раскрытия, кстати, специалисты насчитали двадцать пять возможных их положений. Чем выше у вашего собеседника интерес, тем выше будут приподняты его веки. Ну и согласитесь, что чем чаще люди смотрят на собеседника во время разговора, тем легче им понять друг друга.
Кроме речи и взгляда, большую роль в общении играет и мимика, то есть выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека.
Кстати, это заметил ещё автор теории эволюции, натуралист и путешественник Чарльз Дарвин, который, наблюдая за обезьянами, пришёл к выводу о том, что они так же, как и человек, могут изображать мимикой страх, радость, безразличие, удивление, покой, раздражение и многие другие чувства, позднее учёный использовал это наблюдение как один из доводов того, что человек произошёл от обезьяны.
Многое о человеке могут рассказать и его движения, например, то, как человек идёт, если он передвигается расслабленно, то это может говорить о том, что у него хорошее настроение, и он просто наслаждается прогулкой по парку, а вот если движения человека скованные и резкие, то это может говорить о проблемах, которые в данный момент его волнуют, возможно, он опаздывает на работу и боится получить выговор от своего начальства.
Но самое главное, всегда следует помнить, что, общаясь с другими людьми, нужно уметь не только говорить, но и слушать своего собеседника. «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» — эти слова принадлежат древнегреческому философу Плутарху, помните о них, разговаривая с другими людьми, и тогда общение будет приносить вам только положительные эмоции.