kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание духовной культуры школьников через обращение к русским народным традициям.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос духовно - нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание духовной культуры школьников через обращение к русским народным традициям.»

Воспитание духовной культуры школьников через обращение к русским народным традициям.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственные ценности. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас думать о будущем России, о ее молодежи, унаследует ли она те духовно-нравственные ценности, которые ценились во все века. В настоящее время размыты нравственные ориентиры, а потому звучат обвинения в адрес подрастающего поколения в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников заключается в следующем.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях ланного поступка для окружающих людей.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человек его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [4]

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Оно должно обеспечивать формирование у личности отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства мы все уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человек будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано веками, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально

развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.

Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Зато для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных боевиков. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентации: «Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа».

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражает в своих суждениях малая часть детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству: «Хочу уехать жить в Германию». [

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Мы планируем и строим воспитательный процесс во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Работа в нашей школе по данном) направлению осуществляется:

- через учебную деятельность;

  • внеклассную работу;

  • систему дополнительного образования.

Она строится совместными усилиями:

  • семьи;

  • школы;

  • общественных организаций;

  • силовых структур;

  • органов самоуправления.

В воспитании духовной культуры школьников нам приходят на помощь многовековые традиции народного труда, быта, опыт людей, которые жили до нас.

Очень хочется, чтобы история края со всеми обычаями и традициями, во всей красе и многогранности пришла к детям на урок. Тогда, когда их глаза и уши, умы и сердца готовы воспринимать, думать, творить. Важно, чтобы наши дети как можно раньще соприкоснулись с тем добрым наследием, что оставили своим потомкам наши прадеды, веками отбирая все самое лучшее, бережно сохраняя, передавали его из поколения в поколение.

На уроках русского языка и литературного чтения школьники знакомятся с народным фольклором, народной поэзией, сказками, фразеологией и лексикой.

На уроках истории, музыки, рисования и трудового обучения учащиеся изучают многообразие видов декоративно-прикладного искусства, истории народного костюма, народные промыслы, народные обряды.

На уроках физической культуры разучивают народные игры (городки, бег в мешках, перетягивание каната и др.).

На уроках происходит взаимодействие трех видов искусства - слова, живописи. музыки. Избрав определённый объект для рассмотрения мы на разных предметах снова и снова обращаемся к нему и исследуем его с разных сторон. Например, на уроке русского языка при знакомстве с народным костюмом вспоминается лексика: сарафан, вышивка, рубашка, рукав, лен; на уроке ООМ возвращаемся к народному костюму, но рассматриваем его с точки зрения состава ткани, изготовления полотна, прочности при использовании; на уроке математики решаем задачи на вычисление метража ткани для изготовления костюма; на уроке музыки разучиваем народный хоровод, используя элементы театрализации песни, а значит, и костюма; на уроке рисования создаем эскизы народной одежды, украшаем рисунками классную выставку, а затем и школьный зал к народному празднику (Рождество, Масленица).

Немало времени дети отдают исследовательской работе. Они изучают историю своего края, его прошлое, настоящее и будущее. Приведем примеры тем исследовательских работ:

  • «Декоративно-прикладное искусство Русского Севера»;

  • «Русский шелк»;

  • «Откуда мы родом?»

Еженедельно проводятся классные часы с различной тематикой, где безусловно находят отражение нравственные вопросы и разрешение духовных проблем с помощью многовековой народной истории. Когда говорим о современной непростой политической ситуации, мы обращаемся к историческим былинам о русских богатырях (Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.), к сказкам, которые неизменно высмеивают вражду между людьми, говорят о ценности дружбы между людьми, между народами.

Наши учителя в тесном сотрудничестве с родителями организуют экскурсии на предприятия города, краеведческие музеи, совершают поездки по местам, где сохраняются культурные традиции нашего нарола (г. Сольвычеголск. г. Великий Устюг, г. Котлас), а также по святым для нас местам (Христофорова пустынь, Туровец).

Все знания по духовной культуре, полученные на уроках, находят свое отражение и закрепление во внеклассной работе. Внеклассная работа - это одна из важных составляющих всего учебно-воспитательного процесса, так как она наполняет жизнь классного коллектива смыслом и конкретикой дел. Уже при наборе первых классов заранее продумывается перспективная программа воспитания детей на четыре года. Программа реализуется с учетом возрастных особенностей школьников и состоит из четырех тематических блоков.

Первый класс «Моя родная сторона». Включает цикл занятий, которые знакомят

школьников с традициями нашей школы, города, русского Север.

Второй класс «Моя Родина». Содержание этого блока неразрывно связано с

первым. На занятиях воспитанники знакомятся с национальностями, которые

проживают в России, с их яркими традициями и обычаями, с отношениями между

ними.

Третий класс «Я - гражданин мира». А в этом блоке мы обращаемся к народам

мира. Узнаём их духовные ценности, учимся уважать чужие традиции, устои,

интересы.

Четвертый класс «Моя Родина - Россия». Цикл занятий направлен на воспитание

патриотизма школьников на основе ярких событий российской истории. В каждом блоке свои мероприятия, коллективные дела, но неизменным интересом пользуется всё, что связано с радостными событиями, праздниками. Поэтому особое место в учебно-воспитательном процессе занимает организация и проведение праздников.

Одним из источников изучения жизни каждого народа служит обращение к его обрядам, песням и играм. Они выражают в себе быт народа, его понятия о природе, о нравственности, его верования, историю и поэзию.

Народные праздники образуют так называемый годовой праздничный круг связанный, во-первых, с трудовой деятельностью человека, во-вторых, с сезонными изменениями, в-третьих, с важными для народа событиями и деталями.

В процессе подготовки и проведения праздника идет закрепление, расширение полученных знаний на уроках и во время внеурочных занятий.

Пространство школы позволяет нам работать с ребенком постоянно и в том ключе, который нам кажется необходимым. Так готовя коллективное дело «Рождественские посиделки», мы задействуем детей незаметно для них. Во время уроков динамичные паузы проводим, применяя фрагменты из потешек, загадок, скороговорок, кричалок. а на переменах подвижные игры уже наполнены рождественским духом.

В нашей школе большой популярностью пользуются такие праздники, как:

  • Рождественские посиделки;

  • Проводы зимы - Широкая Масленица;

  • Осенняя ярмарка и др.

К каждому празднику ведется активная подготовка учащихся и их родителей. На уроках ООМ школьники знакомятся с обычаем «кликать» коляду. На уроке литературного чтения с интересом знакомятся со сказками, в которых деревенская молодежь колядует. На уроке музыки дети разучивают тексты колядок, водят хороводы. Урок труда превращается в мастерскую по изготовлению масок для ряженых. Родители заранее украшают класс - на стены прикрепляют большие, яркие маски Солнца, Березы, Ветра, Облачка, Мороза. К ним добавляются фигуры птиц, животных, деревьев. Родители и дети переодеваются в ряженых. Каждый заранее выучил текст своей роли и готов к представлению. Программу ведут родители. По окончанию праздника дети получают сладкие подарки. Разыгрывание этих пьес-игр уже сегодня позволяет детям становится начинающими актерами, художниками, костюмерами и режиссерами.

Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то. что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участников игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и в разных видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

Хочется еще раз подчеркнуть, что воспитывать детей на народных традициях бессистемно, от случая к случаю, бессмысленно. Необходимо органично встроить их в образовательно-воспитательную работу класса и школы в целом, соотнося воспитательные возможности народной педагогики с требованиями сегодняшнего времени.

Закончу свое выступление словами Ш.А. Амонашвили: «Душа в духовном мире ребенка - это нечто вроде свечи, которая еще не горит, и нужен ей чистый, светлый огонек уже зажженной свечи. Но это зажженная свеча должна быть поднесена к незажженной свече осторожно, нежно, надо ее прикрывать рукой, чтобы только что рожденное маленькое и слабое пламя не погасло от ветерка». [1]

Хочется вам пожелать бережно хранить огонь духовности, зажженный в чистой душе ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитание духовной культуры школьников через обращение к русским народным традициям.

Автор: Зыкова Елена Иосифовна

Дата: 10.12.2020

Номер свидетельства: 566434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Театральная гостиная "Православные традиции в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(78) "tieatral-naia-ghostinaia-pravoslavnyie-traditsii-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "217417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433340192"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование УУД во внеурочной деятельности.Творческая мастерская. "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-uud-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tvorchieskaia-mastierskaia"
    ["file_id"] => string(6) "127615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415350041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства