"Внеурочная деятельность как способ формирования читательской грамотности"
"Внеурочная деятельность как способ формирования читательской грамотности"
Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника. Поэтому одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование читательских умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Внеурочная деятельность как способ формирования читательской грамотности"»
Внеурочная деятельность как способ формирования читательской грамотности
Читательская грамотность– это способность к чтению и пониманию текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать (объяснять) и использовать её при решении учебных, практических задач и в повседневной жизни.
Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника.
Поэтому одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно.
Для формирования читательской грамотности детей необходимо учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не использовать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли.
Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
И вот эту кропотливую работу над словом, которая способствует формированию читательской грамотности можно вести на внеурочных занятиях курса «Умники и умницы». Хотя существуют и другие курсы внеурочной деятельности.
Вообще, занятия данного курса представляют систему для развития функциональной грамотности по всем компетенциям и рассчитана на 4 года обучения.
Каждое занятие начинается с разминки. На данном этапе используется
приём «толстые» и «тонкие» вопросы (из технологии критического мышления).
Материал от занятия к занятию распределяется по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития. Есть задания, которые направлены на развитие произвольного внимания, переключения и распределения.
В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне слова, внимание к деталям.
Приём «Чтение с остановками»
Работа с крылатыми выражениями. Этот прием направлен на понятие фразеологического оборота. Состав слов в оборотах.
Задания, которые способствуют увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей.
Занятия на платформе Учи.ру
Чтение – это труд. Наша задача – сделать его более производительным, продуктивным. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития, т. е. главная задача - сформировать настоящего читателя.