Настоящая рабочая программа курса « Волшебный мир книги» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, театр, технология); формировать читательскую компетентность младших школьников и функциональную грамотность; способствовать общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.
Программа курса помогает решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, которые тесно связаны с учебными предметами и воспитательной работой.
- Образовательные задачи:
- освоение общекультурных навыков чтения и духовного понимания произведения;
- формирование литературоведческих понятий и представлений;
- формирование умений определять художественную ценность произведения, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса детей;
- освоение основных изобразительных операций;
- овладение различными материалами и инструментами изобразительной и трудовой деятельности.
2. Развивающие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления.
3. Воспитательные задачи.
- воспитание интереса к чтению и книге;
- воспитание эстетического отношения к действительности, к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- воспитание зрительской культуры.
В программу включены русские народные сказки, т. к. дети любят читать сказки, они легче для понимания сюжета, представления героев, изображения на бумаге, инсценировки. Читая русские народные сказки, а в дальнейшем и сказки народов России и мира, авторские сказки, дети как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен, и в то же время един. Когда бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо прослеживается, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло и т.д.
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, технико-технологическая деятельность, прослушивание музыкальных произведений, слушание фольклорных произведений в исполнении актёров, театральная постановка.
Продолжительность занятий строится из расчёта 66 часов (по два часа в неделю).
Содержание трудовой и художественно-творческой деятельности обеспечивает интегративные связи.
Планируемые результаты.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
К концу года дети должны иметь представление: об эстетических понятиях (прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное), о видах технических материалов, их свойства и названия, о видах театрального искусства.
Должны знать:
- способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
- чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
- работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
- с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
- размышлять о характере и поступках героя;
- высказывать своё отношение к прочитанному;
- различать народную и литературную сказки;
- находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные результаты.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
- Гуманистическое сознание.
- Устойчивое следование в поведении социальным нормам.
- Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
- Мотивация любой деятельности.
- Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.
- Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
- Проявление интереса к творческим успехам товарищей.