Семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Возникла гипотеза: будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в семье. Ребята, у которых есть в семье учителя наиболее осознанно и объективно оценивают эту профессию. В их высказываниях видно искреннее уважение к учительскому труду и понимание всех положительных и отрицательных моментов этой профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мне исполнилось 10 лет. Многие мои сверстники уже задумываются о выборе своей профессии. Мне тоже стало интересно, почему, вырастая, люди выбирают ту или иную профессию. Что влияет на их выбор? Кем стану я, когда вырасту?
Я стала спрашивать окружающих меня взрослых, родственников, соседей, знакомых, почему они избрали свою конкретную профессию.
Ответы были разные: кто-то стал водителем за компанию с другом, кто-то ветеринаром, потому что с детства любил животных, но многие говорили, что выбрали свою профессию по примеру кого-то из родственников.
Тогда я решила выяснить, как сильно семейные традиции влияют на выбор профессии.
2. Основная часть
2.1. Что такое семейные традиции?
Сначала я попыталась понять, что такое семейные традиции вообще, и как они влияют на развитие человека. Пришлось изучить некоторую литературу на данную тему.
Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: "Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение".
Семейных традиций великое множество: Это и забота о престарелых родителях, и хранение семейные фотографий, и правило всем вместе отмечать праздники, собравшись за общим праздничным столом. В каждой семье могут быть свои особые традиции и многие из них предаются по наследству. Например, одну очень простую колыбельную песню пела моя прабабушка своим маленьким дочкам, потом эту же колыбельную слушала, засыпая, моя мама, и теперь уже я знаю ее наизусть и, конечно, буду петь своим маленьким детям.
Я поняла, что семейные традиции, особенно те, которые передаются из поколения в поколение, очень сильно влияют на характер ребенка, на его предпочтения, мировосприятие. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Значит, профессия, как семейная традиция, тоже передается от одного члена семьи к другому.
У меня возникла гипотеза: моя будущая профессия вероятнее всего будет связана с самой распространенной в моей семье.
Очень интересно!
2.2. Генеалогическое древо нашей семьи
Вместе с мамой я составила генеалогическое древо нашей семьи с учетом профессиональной деятельности. (Приложение №1)
Это была достаточно трудоемкая работа. Пришлось изучить весь наш семейный архив. Я использовала в этой работе опрос ближайших родственников, беседы с бабушками и дедушками. Здесь пригодились старые письма, фотографии, документы.
Проделав эту работу, я пришла к выводу, что самой популярной профессией нашей семьи оказалась профессия учителя.
2.3. Самая популярная профессия нашей семьи – профессия учителя
Я поняла, почему с самого раннего возраста меня всегда окружают учителя. Многие из моих родственников добились больших достижений в своей деятельности.
Мой дедушка Шинин Виктор Яковлевич родился 17 ноября 1939г . в простой крестьянской семье, в деревне Поясниково Шимского района Новгородской области. С самого раннего детства был любознательным мальчиком, очень любил читать, и удивительная тяга к знаниям всегда отличала его среди сверстников в тяжелые послевоенные годы. С 15 лет работал в колхозе «Красный сеятель» и в 16 лет был избран секретарем комсомольской организации колхоза. Осенью 1958 года был призван в ряды Советской Армии . Служба проходила 3,5 года в Германской Демократической Республике. А после службы по комсомольской путевке был направлен в Ишимское сельское профессиональное техническое училище. Закончил его с отличием, получил техническое образование и начал работать разнорабочим, водителем, сварщиком. В то время стране нужны были рабочие руки. Но Виктор Яковлевич понимал, что он не может и не хочет останавливаться на достигнутом. Необходимо высшее образование. Сразу же поступил на заочное отделение Ишимского педагогического института.
Вот как он объясняет свой выбор: «…. Высших учебных заведений тогда было не много. А мне нужно было еще работать и кормить молодую жену и сына. В Ишиме находился педагогический институт. Кроме того, я чувствовал призвание к этой профессии. Мне всегда нравилось не только самому узнавать что-то новое, полезное, но и делиться знаниями с окружающими. А еще у меня был яркий пример - любимый брат Шинин Василий Михайлович. Он был немного старше меня и все детство мы провели вместе. Когда я поступил в педагогический, он уже работал учителем средней школы в городе Валдай. Он был талантливым педагогом, позже завучем методического объединения, имел научные работы и государственные награды, добился огромного уважения среди своих коллег и учеников. Поэтому я сделал свой выбор вполне осознанно, уже в достаточно зрелом возрасте и нисколько об этом не жалею…..»
Сразу после окончания института в 1968 году мой дедушка оставил городскую квартиру и уехал вместе с семьей в отдаленное село Голдобино, в маленькую сельскую школу работать учителем математики. Его там сразу оценили и предложили стать завучем этой же школы. А в 1972 году он был уже назначен директором Гагаринской восьмилетней школы. В селе Гагарино он и проработал всю свою оставшуюся трудовую жизнь. Принял сельскую восьмилетнюю школу в маленьком деревянном исполнении, с печным отоплением - всего 4 класса. И под его руководством школа в итоге превратилась в базовую муниципальную среднюю общеобразовательную школу. Сейчас она располагается в современном кирпичном здании с просторными кабинетами, спортзалом, актовым залом, мастерской и столовой. Десятки детей со всего Ишимского района приезжают сюда каждый день, что бы получить среднее образование.
В 1974 и в1975 гг. мой дед был награжден значками «Отличник социалистического соревнования». В 1976 году награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1978 гуду - значком «Отличник народного просвещения», в 1986 году - медалью « За трудовое отличие», в1991 году ему присвоено звание «Учитель-методист», а в 1992 году Звание « Заслуженный учитель школы Российской Федерации». В 1998 году мой дед Шинин Виктор Яковлевич награжден «Орденом Почета». А сколько ему вручено грамот за его нелегкий многолетний труд - просто не пересчитать! В 2006 году мой дедушка ушел на заслуженный отдых, его трудовой стаж составляет 50 лет, не считая работу в колхозе до службы в ВС. Но самыми яркими и плодотворными стали для него именно 38 лет педагогической деятельности. Его до сих пор считают лучшим математиком и лучшим директором школы в родном селе. Хочу привести еще одну выдержку нашей беседы: « ….Сельский учитель - это было очень почетное звание! Наверное, поэтому я, не задумываясь, оставил светлую благоустроенную городскую квартиру и уехал со всей своей семьей в далекое село. Отношение к сельскому учителю было особое. Мне сразу выделили дом, зарплата была может и не очень большой, но и не меньше, чем у всех в те годы. Зато особое уважение и почтение чувствовалось от каждого сельчанина. Все кругом были моими учениками и дети и их родители. В то время были распространены вечерние школы для взрослых, не получивших среднего образования. Я там тоже преподавал. Я с удовлетворением понимал, что я нужен людям, что я могу отдать частичку себя каждому из них….»
Моя бабушка Шинина Любовь Порфирьевна родилась 9 ноября 1943 года. В г. Ишим Тюменской области. Семья была большая и дружная. Когда бабушка выходила замуж за моего деда Шинина Виктора Яковлевича, она уже имела профессию и работала лаборантом на Ишимском маслосыркомбинате. Мои бабушка и дедушка очень любили друг друга. Они и сейчас не могут расставаться на долго. И когда глава семьи решил связать свою жизнь с педагогикой, то бабушка, не задумываясь, тоже поступила в педучилище. Она всегда любила детей. Доброта и любовь – это главные качества ее характера. Ее педагогический стаж составил 30 лет. Бабушке присвоено звание Ветеран Труда. Для многих она стала самой любимой первой учительницей. Бывшие ее ученики до сих пор заходят к ней в гости и благодарят за душевное отношение, теплоту и внимание. Вот как моя бабушка рассказывает о выборе своей профессии: «….Я всегда считала большим счастьем заниматься делом, которое тебе действительно нравиться, да еще рядом с любимым человеком. Так мы и проработали с дедушкой рука об руку, у нас были общие интересы, общие проблемы и размышления. Мы всегда помогали друг другу во всем. Ведь очень важно поддерживать близкого тебе человека и в повседневной жизни, и в профессии. Учительский труд очень нелегкий и не каждый может понять и оценить его. А когда рядом человек, который тебя понимает, становится легче, радостнее и проще жить….»
Моя тетя Григорова Лариса Анатольевна тоже закончила Ишимский педагогический институт и приехала по распределению в г. Нижневартовск. В системе образования ХМАО-Югрыа с 1983 года. Вот уже 25 лет работает в моей родной МОСШ №19 учителем русского языка и литературы. Победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО 2008, Почетный работник общего образования. Для меня она является самым ярким примером ответственности, трудолюбия, выдержки и педагогической самоотверженности. Каждый день в школе я наблюдаю, с каким уважением и любовью к ней относятся ребята!
Однажды я спросила у нее: «Что для тебя школа?» И она ответила: «Школа - это не работа, школа – это жизнь. В ней радость и труд, рутина и творчество, преодоление и ежедневное открытие нового…»
Всего около десяти моих родственников, которых я знаю, имеют педагогическое образование. У каждого сложился по-разному профессиональный путь. Кто-то проработал некоторое время в школе и нашел более приемлемое место работы для себя, кто-то всю свою сознательную жизнь отдал педагогике, а некоторые и до сих пор работают учителями.
2.4. Истинная суть учительского труда.
Что же это за профессия? В русском языке есть старое доброе слово – подвижник. В нём слышится сочетание двух важных значений: «движение» и «подвиг». Эти значения, как мне кажется, точно и полно выражают истинную суть учительского труда.
Прежде всего, учитель не просто профессия, это призвание от Бога. Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Учитель по призванию всегда может найти правильный подход к каждому ребенку. Кроме того, учитель должен иметь большой запас терпения. Сколько внимания, знания и сил нужно, чтобы доступно объяснить учебный материал своему подопечному. В большей степени с участием учителей формируется наше сознание, наше мировоззрение и отношение к окружающему миру.
Я вдруг осознала, что все эти мысли были со мной всегда, они уже сейчас привиты мне моими старшими родственниками. И если даже я не стану учителем, когда вырасту, все равно я уже не смогу относиться к этой профессии невнимательно или неуважительно. И, наверное, я не одна такая.
2.5. Исследование отношения учащихся школы к профессии учителя.
Что бы подтвердить или опровергнуть свои предположения я решила провести анкетирование среди ребят первых, четвертых и одиннадцатых классов нашей 19 школы. Я предложила им ответить на вопросы:
Хочешь ли ты стать учителем? Почему? Есть ли среди твоих родственников учителя?
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Всего опрошено
Хотят быть учителем
Имеют учителей среди родственников
1 классы
74
48
4
4 классы
78
10
5
11 классы
61
2
8
Очевидно, что профессия учителя пользуется большой популярностью среди первоклашек. Дети отвечали, что они любят проверять тетради, ставить оценки, учителя добрые, справедливые, их слушаются и уважают. (Приложение №2)
Многие ученики четвертых классов уже понимают, что профессия учителя очень тяжелая и ответственная, что учителям может стать далеко не каждый. Что бы быть хорошим учителем нужно терпение и любовь к детям. (Приложение №3)
Из старшеклассников вообще единицы готовы связать свою судьбу с педагогикой. Многие отмечают, что эта профессия неблагодарная, тяжелая и малооплачиваемая. В то же время большая часть опрошенных отмечают, что это самая благородная и востребованная профессия. (Приложение №4)
Выяснился еще один очень интересный момент. Ребята, у которых есть в семье учителя наиболее осознанно и объективно оценивают эту профессию. В их высказываниях видно искреннее уважение к учительскому труду и понимание всех положительных и отрицательных моментов этой профессии.
3. Заключение
Подойдя к концу моей исследовательской работы, я еще раз задумалась о своей будущей профессии.
Пора делать выводы. Наверное, я не могу утверждать, что я обязательно стану учителем, но все предпосылки для этого определенно существуют. Кстати, второй по популярности профессией нашей семьи является предпринимательская деятельность и торговля. Может быть, я открою частный детский сад или школу? Очень даже может быть!
А вот в том, что династия учителей нашей семьи не прервется, я вполне уверена! У меня много братьев и сестер, все они воспитаны с огромным чувством уважения к этой профессии, и кто-то из них обязательно станет педагогом.
Библиография
С.И.Ожигов. Толковый словарь русского языка. М., «Просвещение», 2003г.
В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. М., «Просвещение», 2005г.