kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект первого урока для Дня Знаний "Семья, семейные ценности и Я".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Семья, семейные ценности и Я.

Цель: Раскрыть отношение учеников к семейным ценностям. Создать комфортную обстановку для диалога. Раскрыть истинность понятия семейная ценность через отношение детей к этому понятию.

Задачи:

  1. Формирование своего положительного отношения к семейным ценностям-реликвиям;
  2. Формирование правильного отношения к семье, к её  национальным обычаям и традициям, любви к родителям и родственникам.
  3. Воспитывать уважительное отношение к взглядам одноклассников и взрослых, уметь отстаивать своё мнение, активно принимать участие в диалоге.
  4. Формирование познавательного интереса.
  5. Формирование коммуникативной культуры.

Форма проведения: Беседа с элементами метода «мозгового штурма», создание синквейнов по теме «Семейные ценности».

Оборудование: Компьютер, проектор.

К уроку: Презентация. Марийский женский национальный костюм, вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотоальбомы, ватманы, фломастеры, карандаши, цветной мел.

Аншлаги: Что такое «синквейн»?  Схема создания  классического вида  синквейна.

Класс разбить на три группы: Группа «+» - они ищут в разговоре только положительные стороны, группа «-» они всё отрицают (Негативное отношение ко всему). Группа «Эксперты» - делают выводы.

Ход урока:

1.     Учитель: Здравствуйте! Снова осень, снова 1 сентября. И мы начинаем наш традиционный первый урок. И так как у нас сегодня «День Знаний», то и нам сегодня предстоит узнать что-то новое, необычное,  но как ни странно предстоит увидеть и познать это что-то новое и неожиданное  в давно знакомой нам теме «Семья и семейные ценности». Но позвольте мне сегодня прибавить в конце названия этой темы одно маленькое слово, но с огромным значением и смыслом – это ёмкое слово: Я.

Я - это личность, это взросление, это свои взгляды на будущую жизнь, на отношение к окружающему нас миру. Слово Семья дословно значит: "я - это мое тело, я - это мои мама с папой, я - это мои дедушка с бабушками…" - и так до седьмого колена. То есть, как минимум семь поколений генетического родства можно отнести в свое внутреннее пространство. Удивительно, не так ли? А ведь именно так формируется такое понятие, как Род,  родовые устои и традиции, родовой и общинный уклад жизни. 

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Дети предлагают …)

Ответ детей: «Семья, семейные ценности и Я».

 Учитель: Совершенно верно.

Для нашего урока я вам предложила  необычно разбиться  на группы. Каждой группе отводится своя цель, но прийти мы с вами должны к одной: ответить на тему нашего урока: Семья, семейные ценности и Я. Договариваемся: Говорим, никого  не критикуя, только своё мнение или добавляя свою мысль по теме  к вышесказанному. Отстаиваем свою точку зрения.  Все сказанное на этом уроке (особенно группа экспертов) внимательно слушаем, анализируем  и  конспектируем  интересные мысли для синквейна. Сегодня мне будут помогать двое: Аня и Алёша.

 Учитель: С 2008 года мы с вами говорим о семье...  Так что же такое семья? 

( слушаем ответы учеников)

Аня: Я на доске пишу слово Семья. А вы, кто пожелает,  на доске допишите  слова, такие, чтобы они были связаны со словом семья. (Дети могут написать: дружба, счастье, богатство, клуб, дети, досуг, путешествия, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, злость, соперничество, друзья, соседи, бизнес,...).

Учитель: Совершенно верно. Взять можно все эти слова, и добавить ещё больше.

А теперь давайте объединим (устно) эти слова со словом Семья и посмотрим , что же получится: семья+дружба; семья+счастье; семья+богатство, семья+дети, семья+злость, семья+соперничество, семья+друзья, семья+соседи, семья+бизнес. Давайте выберем наиболее понравившиеся и посмотрим с разных точек зрения на эти сочетания:  Группа»+» Вам слово. Слово  группе «-»,

Делаем синквейн по понятию «Семья».(2-3 минуты)

Выступление команд.(5 минут) Слово «Экспертам».  (Дети знакомят со своими синквейнами).

Алёша: Сейчас мы посмотрим на слайд и посмотрим какие можно было бы ещё составить  синквейны.(Слайд)

      Примеры синквейнов  на тему «Семья»

1.Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья – лучшая школа дисциплины.

Ребенок.

2.Семья.

Большая, богатая.

Воспитывает, развивает, формирует.

Дорожить ею нужно каждому.

Родители.

3.Семья.

Дружная, работящая, большая.

Поставляет, продает, принадлежит.

Ей принадлежит  сеть продовольственных магазинов.

Бизнес.

Учитель: И небольшое отступление:  Послушаем  стихи о семье:

Когда появилось слово "семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь "Я”.

Вот так на земле появилась семья.

Учитель:  В прошлом году мы с вами затронули тему  семейные ценности. Эта тема многогранна, о ней можно говорить сколько угодно. Так кто же мне скажет, а что такое семейные ценности? Что можно отнести к семейным ценностям?

 (заслушиваем ответы детей). Ответы могут быть разными, а возможно и такими:

Семейные ценности - золото, богатство, самовар, свадебное платье бабушки, портрет родственника, семейная традиция (например, выезд на велосипедах по Марийскому краю), песня, вещь, письма, трубка, китель деда-фронтовика, медали, набор фантиков, открыток  и т.д.).

Учитель: Откуда они взялись и почему мы ими дорожим?

 Выводы делают дети.

Учитель: Значит семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Аня: Что хорошего таят эти семейные ценности и может ли быть возможным, что они могут быть рассмотрены и с плохой точки зрения? А теперь слово группам (+) и (-).  Слово экспертам. Синквейн.

Учитель: (подводит  разговор к выводу) В каждой семье свои ценности, а значит и подход к жизни у них разный: так как у них разные ценности в жизни. В некоторых семьях процветает доверие друг к другу, любовь, взаимопонимание, а в других на первом месте обогащение, зависть, стяжательство и даже ненависть.

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку. На выставке представлены: марийский национальный женский  костюм (дала на урок мама одного из учеников нашего класса), вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотографии-реликвии  одной семьи, этим фотографиям почти  100 лет. И вопрос командам: Как связать все эти выставленные вещи с темой нашего урока?

Дети отвечают.  Возможный ответ: Эти вещи могут быть чьими-то семейными ценностями? Что же в них такого ценного?

Слово командам:

Команда « +». Команда  «-». Эксперты.

Алёша: А теперь посмотрим на экран: Вы видите возможный вариант синквейна о семейных ценностях  на слайде:

    Вещь

    Памятная, необычная, моя, дорогая

    Надеть, посмотреть, подумать, помечтать, осмыслить

    Ценю то, что имею.

   Семейная ценность.

 Учитель: Мы закончили наше представление о семейных  ценностях и о влиянии их на нашу семью, её уклад и счастье членов семьи. Помните об этом. С чем  мы с вами  согласились во время нашего урока: Синквейны экспертов, кратко без обсуждений.

Учитель: Понятие «семья» и «семейные ценности» мы обсудили, а причём тут Я? (предлагает посмотреть на тему урока). Слово моим помощникам.

Алёша: А теперь небольшой познавательный шаг: Нам уже многим по 14 лет. Замечательная пора взросления:  Какую лепту внесёте мы в семейную реликвию, зависит только от нас самих. Что мы можем сделать такого, чтобы наши потомки вспоминали нас через «многие лета»?

Аня: Девочки могут вышивать рушники, которые пригодятся им, когда они выйдут замуж и подарят рушник своему мужу. Могут вышить или связать салфетки, которые останутся в семье надолго и будут радовать близких.

Алёша:  Мальчишки могут приобрести какой-то навык в работе с инструментом, чтобы быть мастером  на все руки, чтобы его семья ни в чём не нуждалась, чтобы в семье ему быть главой семьи, а жена только опорой.

Учитель: А я желаю вам  всем выбрать свои ценности так, чтобы они привели вас в будущем к дружной счастливой семье.

Алёша: Посмотрим на слайд и запомним: Альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение — всё это относится к семейным ценностям.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

 Аня: Посмотрите на слайд. Здесь показаны различные вышивки, орнаменты. Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России.

Далее: Просмотр слайдов и комментарии.

Алёша: Ещё пример синквейна по теме: Семейные ценности:

Ценность

Духовная, тёплая, моя, родная

Беречь, любить, передавать, рассказать

Ценю то, что имею.

Моя семья

Или: Семейные традиции (ценности)

Интересные, возможные, приемлемые, современные

Переделать, использовать, иметь, жить

Жить дальше, зная, что есть основа.

Банк идей

Учитель: (подчёркивает) Значит, семейные ценности могут даже помочь в выборе профессии или предпринимательства.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности   и взаимодействия.

3.   Рефлексия.

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи? (все задачи решены).  Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, что полезного смогли взять, согласны ли полностью или стоит ещё подумать и поразмыслить над понятиями,  аргументируют свои ответы).

Литература:

  1. Значение элементов русского народного орнамента вышивки

27 мая 2013 – tsukiko

  1. Ирина Обухова,  В защиту семейных ценностей // Православие.Ру, 4 июля 2011
  2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года • Российская Федерация • СПС Право.ру
  3. . ru.wikipedia.org›Семейные ценности
  4. : http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti#ixzz3BmNosP4b Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект первого урока для Дня Знаний "Семья, семейные ценности и Я". »



Тема: Семья, семейные ценности и Я.

Цель: Раскрыть отношение учеников к семейным ценностям. Создать комфортную обстановку для диалога. Раскрыть истинность понятия семейная ценность через отношение детей к этому понятию.

Задачи:

  1. Формирование своего положительного отношения к семейным ценностям-реликвиям;

  2. Формирование правильного отношения к семье, к её национальным обычаям и традициям, любви к родителям и родственникам.

  3. Воспитывать уважительное отношение к взглядам одноклассников и взрослых, уметь отстаивать своё мнение, активно принимать участие в диалоге.

  4. Формирование познавательного интереса.

  5. Формирование коммуникативной культуры.

Форма проведения: Беседа с элементами метода «мозгового штурма», создание синквейнов по теме «Семейные ценности».

Оборудование: Компьютер, проектор.

К уроку: Презентация. Марийский женский национальный костюм, вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотоальбомы, ватманы, фломастеры, карандаши, цветной мел.

Аншлаги: Что такое «синквейн»? Схема создания классического вида синквейна.

Класс разбить на три группы: Группа «+» - они ищут в разговоре только положительные стороны, группа «-» они всё отрицают (Негативное отношение ко всему). Группа «Эксперты» - делают выводы.

Ход урока:

1. Учитель: Здравствуйте! Снова осень, снова 1 сентября. И мы начинаем наш традиционный первый урок. И так как у нас сегодня «День Знаний», то и нам сегодня предстоит узнать что-то новое, необычное, но как ни странно предстоит увидеть и познать это что-то новое и неожиданное в давно знакомой нам теме «Семья и семейные ценности». Но позвольте мне сегодня прибавить в конце названия этой темы одно маленькое слово, но с огромным значением и смыслом – это ёмкое слово: Я.

Я - это личность, это взросление, это свои взгляды на будущую жизнь, на отношение к окружающему нас миру. Слово Семья дословно значит: "я - это мое тело, я - это мои мама с папой, я - это мои дедушка с бабушками…" - и так до седьмого колена. То есть, как минимум семь поколений генетического родства можно отнести в свое внутреннее пространство. Удивительно, не так ли? А ведь именно так формируется такое понятие, как Род,  родовые устои и традиции, родовой и общинный уклад жизни. 

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? (Дети предлагают …)

Ответ детей: «Семья, семейные ценности и Я».

Учитель: Совершенно верно.

Для нашего урока я вам предложила необычно разбиться на группы. Каждой группе отводится своя цель, но прийти мы с вами должны к одной: ответить на тему нашего урока: Семья, семейные ценности и Я. Договариваемся: Говорим, никого не критикуя, только своё мнение или добавляя свою мысль по теме к вышесказанному. Отстаиваем свою точку зрения. Все сказанное на этом уроке (особенно группа экспертов) внимательно слушаем, анализируем и конспектируем интересные мысли для синквейна. Сегодня мне будут помогать двое: Аня и Алёша.

Учитель: С 2008 года мы с вами говорим о семье... Так что же такое семья?

( слушаем ответы учеников)

Аня: Я на доске пишу слово Семья. А вы, кто пожелает, на доске допишите слова, такие, чтобы они были связаны со словом семья. (Дети могут написать: дружба, счастье, богатство, клуб, дети, досуг, путешествия, папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, злость, соперничество, друзья, соседи, бизнес,...).

Учитель: Совершенно верно. Взять можно все эти слова, и добавить ещё больше.

А теперь давайте объединим (устно) эти слова со словом Семья и посмотрим , что же получится: семья+дружба; семья+счастье; семья+богатство, семья+дети, семья+злость, семья+соперничество, семья+друзья, семья+соседи, семья+бизнес. Давайте выберем наиболее понравившиеся и посмотрим с разных точек зрения на эти сочетания: Группа»+» Вам слово. Слово группе «-»,

Делаем синквейн по понятию «Семья».(2-3 минуты)

Выступление команд.(5 минут) Слово «Экспертам». (Дети знакомят со своими синквейнами).

Алёша: Сейчас мы посмотрим на слайд и посмотрим какие можно было бы ещё составить синквейны.(Слайд)

Примеры синквейнов на тему «Семья»

1.Семья.

Крепкая, дружная.

Сплачивает, объединяет, оберегает.

Семья – лучшая школа дисциплины.

Ребенок.

2.Семья.

Большая, богатая.

Воспитывает, развивает, формирует.

Дорожить ею нужно каждому.

Родители.

3.Семья.

Дружная, работящая, большая.

Поставляет, продает, принадлежит.

Ей принадлежит сеть продовольственных магазинов.

Бизнес.

Учитель: И небольшое отступление: Послушаем стихи о семье:

Когда появилось слово "семья”?

Когда – то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

,,Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: "Я".

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила: "Я".

- Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…

Сказала она знаменитых семь "Я”.

Вот так на земле появилась семья.

Учитель: В прошлом году мы с вами затронули тему семейные ценности. Эта тема многогранна, о ней можно говорить сколько угодно. Так кто же мне скажет, а что такое семейные ценности? Что можно отнести к семейным ценностям?

(заслушиваем ответы детей). Ответы могут быть разными, а возможно и такими:

Семейные ценности - золото, богатство, самовар, свадебное платье бабушки, портрет родственника, семейная традиция (например, выезд на велосипедах по Марийскому краю), песня, вещь, письма, трубка, китель деда-фронтовика, медали, набор фантиков, открыток и т.д.).

Учитель: Откуда они взялись и почему мы ими дорожим?

Выводы делают дети.

Учитель: Значит семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Аня: Что хорошего таят эти семейные ценности и может ли быть возможным, что они могут быть рассмотрены и с плохой точки зрения? А теперь слово группам (+) и (-). Слово экспертам. Синквейн.

Учитель: (подводит разговор к выводу) В каждой семье свои ценности, а значит и подход к жизни у них разный: так как у них разные ценности в жизни. В некоторых семьях процветает доверие друг к другу, любовь, взаимопонимание, а в других на первом месте обогащение, зависть, стяжательство и даже ненависть.

Алёша: А теперь посмотрите на небольшую выставку. На выставке представлены: марийский национальный женский костюм (дала на урок мама одного из учеников нашего класса), вышитый свадебный рушник, вышитые салфетки, фотографии-реликвии одной семьи, этим фотографиям почти 100 лет. И вопрос командам: Как связать все эти выставленные вещи с темой нашего урока?

Дети отвечают. Возможный ответ: Эти вещи могут быть чьими-то семейными ценностями? Что же в них такого ценного?

Слово командам:

Команда « +». Команда «-». Эксперты.

Алёша: А теперь посмотрим на экран: Вы видите возможный вариант синквейна о семейных ценностях на слайде:

Вещь

Памятная, необычная, моя, дорогая

Надеть, посмотреть, подумать, помечтать, осмыслить

Ценю то, что имею.

Семейная ценность.

Учитель: Мы закончили наше представление о семейных ценностях и о влиянии их на нашу семью, её уклад и счастье членов семьи. Помните об этом. С чем мы с вами согласились во время нашего урока: Синквейны экспертов, кратко без обсуждений.

Учитель: Понятие «семья» и «семейные ценности» мы обсудили, а причём тут Я? (предлагает посмотреть на тему урока). Слово моим помощникам.

Алёша: А теперь небольшой познавательный шаг: Нам уже многим по 14 лет. Замечательная пора взросления: Какую лепту внесёте мы в семейную реликвию, зависит только от нас самих. Что мы можем сделать такого, чтобы наши потомки вспоминали нас через «многие лета»?

Аня: Девочки могут вышивать рушники, которые пригодятся им, когда они выйдут замуж и подарят рушник своему мужу. Могут вышить или связать салфетки, которые останутся в семье надолго и будут радовать близких.

Алёша: Мальчишки могут приобрести какой-то навык в работе с инструментом, чтобы быть мастером на все руки, чтобы его семья ни в чём не нуждалась, чтобы в семье ему быть главой семьи, а жена только опорой.

Учитель: А я желаю вам всем выбрать свои ценности так, чтобы они привели вас в будущем к дружной счастливой семье.

Алёша: Посмотрим на слайд и запомним: Альбом старых фотографий, бабушкино подвенечное платье или рассказы о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение — всё это относится к семейным ценностям.

Семейная ценность — это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Семейные ценности нужно воспитывать именно с раннего возраста через рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в бережно хранимом семейном архиве.

 Аня: Посмотрите на слайд. Здесь показаны различные вышивки, орнаменты. Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России.

Далее: Просмотр слайдов и комментарии.

Алёша: Ещё пример синквейна по теме: Семейные ценности:

Ценность

Духовная, тёплая, моя, родная

Беречь, любить, передавать, рассказать

Ценю то, что имею.

Моя семья



Или: Семейные традиции (ценности)

Интересные, возможные, приемлемые, современные

Переделать, использовать, иметь, жить

Жить дальше, зная, что есть основа.

Банк идей

Учитель: (подчёркивает) Значит, семейные ценности могут даже помочь в выборе профессии или предпринимательства.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

3. Рефлексия.

Давайте вернемся к целям и задачам урока, смогли ли мы решить поставленные задачи? (все задачи решены). Ну а теперь, ребята, ваша самооценка нашего классного часа. (Ребята высказываются о классном часе, о своей работе, что полезного смогли взять, согласны ли полностью или стоит ещё подумать и поразмыслить над понятиями, аргументируют свои ответы).

Литература:

  1. Значение элементов русского народного орнамента вышивки

27 мая 2013 – tsukiko

  1. Ирина Обухова, В защиту семейных ценностей // Православие.Ру, 4 июля 2011

  2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года • Российская Федерация • СПС Право.ру

  3. . ru.wikipedia.org›Семейные ценности

  4. : http://womanadvice.ru/semeynye-cennosti#ixzz3BmNosP4b Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект первого урока для Дня Знаний "Семья, семейные ценности и Я".

Автор: Давыдова Валентина Алексеевна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149021

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства