Профессионально-личностные приоритеты и ориентиры современной молодежи
Профессионально-личностные приоритеты и ориентиры современной молодежи
Профессионально-личностные ориентиры подростков и молодежи, как показывает исторический и педагогический опыт, - величина переменная. На выбор профессиональных и жизненных ценностей молодого поколения влияют многие факторы: семейные традиции (отсюда — возникновение профессиональных семейных династий врачей, учителей, служащих, священнослужителей и т. д.), наследственно-генетические способности к определенной сфере деятельности, влияние социальной среды. Большую роль оказывают приоритеты государственной политики, потребности рынка трудовых ресурсов, система господствующих в обществе ценностей и жизненных установок, наконец, мода на те или иные профессии, влияние сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессионально-личностные приоритеты и ориентиры современной молодежи»
Воронова Е.С.
СОШ №7 «Русская классическая школа»
Профессионально-личностные приоритеты и ориентиры
современной молодежи
У меня растут года.
Будет мне семнадцать -
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
(В. Маяковсккий, «Кем быть?»)
Профессионально-личностные ориентиры подростков и молодежи, как показывает исторический и педагогический опыт, - величина переменная. На выбор профессиональных и жизненных ценностей молодого поколения влияют многие факторы: семейные традиции (отсюда — возникновение профессиональных семейных династий врачей, учителей, служащих, священнослужителей и т. д.), наследственно-генетические способности к определенной сфере деятельности, влияние социальной среды. Большую роль оказывают приоритеты государственной политики, потребности рынка трудовых ресурсов, система господствующих в обществе ценностей и жизненных установок, наконец, мода на те или иные профессии, влияние сверстников.
Профессиональные приоритеты молодежи меняются от поколения к поколению. Приведу такой пример. В книге, опубликованной в конце 1990-х годов под названием «Я б в бухгалтеры пошел...», приведены такие данные: профессия бухгалтера в советские годы считалась скучной, неромантичной, и в социальных опросах молодежи занимала одно из последних мест, а с развитием рыночных отношений в середине 90-х годов переместилась на лидирующие позиции. В советские годы она считалась сугубо женской профессией, а начиная с 90-х годов на бухгалтерскую специальность пошли юноши. В наше время на профессионально-личностные ориентиры молодежи оказывают большое влияние модные тенденции, на которые опирается молодое поколение при выборе своей будущей профессии. Для того, чтобы выяснить приоритеты профессиональной деятельности молодого поколения, я провела социологический опрос среди учащихся 10-11 классов школ России и, в частности, Рязани.
Всего опрошено было около ста человек, в том числе и с помощью социальной сети «Вконтакте». Из них 60% - юноши и 40% - девушки. Возраст респондентов колеблется от 15 до 18 лет (15 — 7%, 16 — 36%, 17 — 54%, 18 — 3%). Учащиеся с большим интересом поучаствовали в опросе в рамках профориентационной работы, которая проводится с ними в старших классах, и поделились своими предпочтениями относительно будущей профессиональной деятельности. В первом задании учащимся на выбор было предложено десять рандомных профессий, которые соответствуют «модным тенденциям» нашего времени, в них были включены и профессии «классические», такие, как учитель, врач, бухгалтер или банковский служащий, так и не столь давно ставшие особенно популярными — связанные с творческой деятельностью — менеджер, дизайнер, фотограф, музыкант и т. д. Из общего списка профессий были выбраны пять самых популярных: это менеджер, дизайнер/модельер, врач, ученый и учитель. Приятно видеть тенденцию, согласно которой педагогическая профессия набирает свою популярность у молодого поколения. В то же время такие позиции, как юрист и экономист опустились ниже в общем рейтинге. Если подходить к результатам опроса с гендерных позиций, то наиболее популярными среди девушек оказались профессии бухгалтера, журналиста и учителя, а среди молодых людей — ресторатора, врача, банковского служащего. Однако встречались и девушки, которые хотели бы стать директорами строительных фирм, и юноши, выбравшие для себя работу в сфере Высокой моды. Представители обоих полов отметили для себя наиболее подходящими такие профессию, как ученый или менеджер. При ответе на второй вопрос респонденты зачастую не могли определиться с тем, хотят ли они в будущем иметь нелюбимую, но высокооплачиваемую работу, или любимую, но низкооплачиваемую. А потому они даже подписывали в анкетах такой вариант, как «любимая и с высокой зарплатой» (21%). Такой идеальный вариант в большей степени характерен для юношей (14%). Предпочли любимую работу высокой зарплате 43% респондентов, из них большая часть — девушки (32%), высокая заработная плата же стала приоритетом у 36% опрошенных, среди них лидирующие позиции вновь заняли молодые люди (70%). Следующий вопрос был связан с пониманием старшеклассниками жизненного успеха. На выбор им было предложено несколько вариантов. Согласно ответам респондентов, успеха в жизни они добьются, если у них будет успешная карьера и семейное счастье. Причем, что удивительно, семью в качестве приоритета выбрали в основном молодые люди (74%), девушки же, что соответствует модным тенденциям, выбирали успех в карьере, возможность творческого самовыражения. Не так давно в московских школах был проведен тест, в одном из заданий которого опрошенным необходимо было ответить на вопрос: «Согласны ли вы для получения высокой должности и большой зарплаты пойти на преступление?». Результат показал, что 55% московских старшеклассников согласны совершить правонарушение ради этих целей. [1] Мы решили поинтересоваться и у рязанских школьников, смогут ли они приступить закон в данной ситуации. Большинство ответило, что не готово пойти на это (70%). Школьники Рязани, таким образом, показали гораздо более обнадеживающий результат, чем их московские сверстники. Что же касается оставшихся 30% не вполне законопослушных, то из них подавляющее большинство составляют юноши. Если быть точным — 83%. Из этого можно сделать вывод, что необходимо усилить в наших школах правовое просвещение и воспитание подрастающего поколения. Отвечая на последний вопрос, респонденты должны были указать, в какой системе отношений им было бы комфортно. 75% опрошенных выбрали работу в системе «человек-человек» (все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие), 10% выбрали для себя тип «человек-техника» (все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие). Также 10% респондентов ищут свой жизненный путь в такой профессиональной сфере, как «человек-знаковая система» (все профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся программисты, переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие). Ну и 5% учащихся решили, что хотят, чтобы их будущая профессия была связана с окружающим миром и выбрали тип «человек-природа» (все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: эколог, ветеринар, садовник, агроном и другие). Таким образом, исходя из анализа проведенного опроса, можно отметить, что так называемые «модные тенденции»в сфере выбора будущей профессии молодежи хотя и оказывают на нее определенное влияние, все же молодое поколение с уважением относится к таким профессиям, как учитель и ученый, видя для себя в них возможность для самореализации. Однако, к сожалению, в умах некоторой части молодого поколения недостаточно сформировано уважение к закону и понимание последствий его нарушения. Отмечается также повышенный интерес к материальному благополучию - зачастую некоторые представители молодого поколения готовы согласиться даже на нелюбимую работу, руководствуясь именно финансовой «стороной вопроса». В этом, на наш взгляд, как раз и заметны тенденции последних лет, которые и влияют на профессионально-личностные приоритеты и ориентиры современной молодежи. Задача как педагога, так и родителя постараться провести с подростком серьезную профориентационную работу, дабы он не просто руководствовался тем, что модно — мода меняется с невероятной скоростью — а учитывал всю сумму факторов, максимально способствующих его личностной реализации и умел соотносить свои интересы с интересами общества и государства.
Список использованных источников:
1. Информационно-псхологическая безопасность/Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003.