Викторина о прошлом и настоящем нашей Родины для начальной школы
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Описание. Предлагаю Вам историческую викторину, которая позволит расширить и углубить знание прошлого и настоящего о нашей стране. Викторина проводится в виде командных соревнований. В материале используются конкурсы: «Выбери жилище», «Идёт - словно павушка плывёт», «Заморочки», !Ты – мне, я – тебе», «Заработай дополнительный балл», «Найди лишний предмет», "Вопрос – ответ".
Назначение. Викторина предназначена для учителей начальных классов, которая поможет расширить знания детей о нашей Родине.
Цель: приобщение детей к историческому прошлому нашей страны.
Задачи: - расширять кругозор
- закреплять знания о нашей стране
- развивать патриотические чувства
Оборудование: рисунки к конкурсам, русский алфавит, костюмы, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Звучит оркестровое вступление к опере М.П. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке», колокольный звон.
Ведущий 1. «За морем теплее, а у нас светлее», «На чужой стороне Родина милёй вдвойне», «Где кто родился, там и пригодился»…Вот некоторые из пословиц, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.
Ведущий 2. Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернём
И рассказывать о ней начнём!
Ведущий 1. На нашей викторине «Колесо истории» встречаются две дружины. Приветствуем дружину «Русичи» с девизом…
«Русичи» (хором). Русский в словах горд, а в делах твёрд.
Ведущий 1. Воевода- … (фамилия, имя).
(Воевода кланяется присутствующим).
Ведущий 2. Приветствуем дружину «Братья славяне» с девизом…
«Братья славяне» (хором). Доброе братство дороже всякого богатства.
Ведущий.2. Воевода- … (фамилия, имя).
(Воевода кланяется присутствующим.) Звучит музыка.
Ведущий 1. Представляем наших судей, которые будут смотреть и оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.
Ведущий 2. Итак, первый конкурс «Выбери жилище».
В игре принимают участие по одному игроку от каждой команды. На доске – рисунки. Надо найти соответствие : изба – крестьянин, дворец – царь, терем – боярин.
Ведущий 1. А теперь конкурс «Идёт – словно павушка плывёт». Так говорили про русскую красавицу.
Участвуют по одному игроку от команды. На доске рисунки, изображающие женщину и девушку, одетых в национальные костюмы.
Ведущий 2. Чем отличается костюм замужней женщины, от костюма девушки на Руси? (Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец – расшитый бусами и жемчугом. А замужние женщины носили лёгкую шапочку, под которую прятали свои волосы.)
Ведущий 1. Молодцы! Переходим к следующему заданию.
Конкурс «Заморочки».
На доске изображения зверей: заяц, белка, рысь, соболь, медведь.
Ведущий 2. - Мехом какого зверька оторочена шапка Маномаха – один из символов самодержавия в России? (Мехом соболя).
- Какой зверь выступал как артист на русских ярмарках? (Медведь).
- Какой зверь в русских пословицах стал воплощением трусости? (Заяц).
(На доске русский алфавит).
Ведущий 1. Современный алфавит отличается от алфавита, Созданного Кириллом и Мефодием.
- Сколько букв было в первом алфавите? (43)
Сейчас мы называем первые три буквы А, Б, В.
- А как они назывались в первом русском алфавите? (Аз, буки, веди).
- Какой современной букве соответствует её древнее название – жизнь? ( Букве Ж)
- Какая буква появилась в русском алфавите последней? ( Буква Ё)
Ведущий 2. А теперь дорогие зрители участники, нас ждёт
Конкурс «Ты - мне, я - тебе».
Воеводы задают друг другу по пять вопросов.
Вопросы:
- Какого князя люди прозвали Красное Солнышко? (Киевского князя Владимира)
- Какой город был столицей Древней Руси? (Киев)
- Какие дороги считались главными во времена Древней Руси? (Реки. По ним можно было передвигаться от одного поселения к другому).
-Кого на Руси называли варягами? (Воинские племена с побережий и островов Балтийского моря.)
- Какой материал был в распоряжении славян для строительства? (Дерево, земля, глина)
- Как назывались жилища древних славян? (Землянки)
- Чем были покрыты крыши землянок? (Дёрном)
- Кого славяне считали богом грома? (Перуна)
- В какой реке совершался первый обряд Крещения на Руси? (В Днепре)
- От какого народа пошло пришло христианство на Русь? ( От греков) и др. вопросы.
Ведущий 1. Объявляется конкурс для болельщиков
« Заработай дополнительный балл».
Отвечая на вопросы этого конкурса, болельщики зарабатываю дополнительный балл для команд.
Вопросы:
- Какой год считается годом основания Москвы? (1147 год)
- На какой улице в Москве стоит памятник её основателю Юрию Долгорукому? (На Тверской).
- На скольких холмах построена Москва? (На семи холмах).
- О каком событии писал летописец «Обед был силён»? (О пире, который устроил Юрий Долгорукий в честь черниговского князя Святослава, которого он пригласил словами: «Приди ко мне, брате, в Москву»).
Ведущий 1. Продолжаем проверять себя на знание русской старины.
Конкурс «Найди лишний предмет»
Перед вами - гость из прошлого. Нужно найти лишний предмет в его наряде и обстановке.
(Один из участников переодет в национальный костюм. Ищет вся команда.)
Купеческая дочка. Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.
Ведущий 1. И так, посмотрите внимательно на эту красавицу. Что не вяжется с её образом?
(Лишние предметы: бигуди, фартук, сумочка, автоматическая заколка.)
Ведущий 2. Молодцы! А теперь следующий сюжет.
Крестьянка. Сынок, Павлуша, сходи в поле, отнеси обед тятеньке.
Крестьянский сынок. Матушка, я с ребятами собрался рыбу ловить.
Крестьянка. А рубаху праздничную надел! Ах, ты бездельник! Только бы гулять, да на балалайке играть. Сымай рубаху, говорю, иди в поле помогать отцу.
Ведущий 2. Что лишнее? (Лишние предметы: галстук, носки, вилка, свеча в подсвечнике.)
Ведущий 2. Молодцы, ребята! А теперь объявляю:
Конкурс «Вопрос-ответ».
Ведущий 1. Вопросы 1-ой команде:
- Что такое герб? (Символ государства)
- Какие цвета у российского флага? (Белый, синий, красный)
- От какого слова произошло слово «копейка»? (Копьё; от изображения всадника с копьём – святого Георгия)
- Что такое аз, буки, веди? (Буквы славянской азбуки)
- Что такое скипетр? (Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха.)
- Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность).
- Закончите пословицу: « При солнышке тепло, при матери … - (добро).
Ведущий 2. А теперь вопросы 2 –ой команде.
- Что такое флаг? (Символ государства.)
- Кто изображён на российском гербе? (Двуглавый орёл.)
- Что такое монета? (Кусочек металла с особым теснением; служит для расчётов в торговле.)
- Как называлась первая печатная книга? («Апостол»).
- Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху – символ власти, одна из регалий монарха.)
- Какими были первыми книги? (Рукописными.)
- Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без … (песни).
Ведущий 1. (на фоне марша)
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Подведение итого. Награждение.