kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект"школьные эколого-краеведческие маршруты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект

Школьные эколого-краеведческие маршруты

по изучению родного края

(на примере села Абый  Абыйского района)

 

 

 Руководитель проекта:  Слепцова   А.П.

                                                         – учитель биологии и химии высшей категории,

«Отличник образования РС (Я), Почетный работник Образования РФ»

 

 

Обоснование проекта

Потребность общения с природой остаётся одной из острейших проблем человека современной эпохи. Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства.

     Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Её  влияние будет сказываться на характере человека всю жизнь.

Человек должен хорошо знать свой родной край, природу родного края. И для этого в   нашей школе планово ведется экологическое воспитание школьников как наиболее эффективное средство экологического воспитания. Стали традиционными ежегодные месячники «Природа и здоровье», в рамках которого  по маршрутам, утвержденным администрацией школы, организуются однодневные и многодневные краеведческие походы школьников. 

 

     Целью этих маршрутов является:

-Ознакомление с историческими местами, изучение природы   родного края  учащимися в течение всей школьной жизни с 1 по 11 класс.

-знакомство с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы;

-овладение правилами грамотного поведения в природе.

     Задачей этих походов является:

-формирование у детей ответственного, бережного отношения к природе;

-овладение навыками экологической культуры, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе;

-изучение родного края;

-знакомство с историческим прошлым маршрутов;

-сбор материалов экологического и краеведческого содержания.

 

Собранные материалы и экспонаты выставляются в историко-краеведческом музее села и в кабинете биологии.

 

 

Методика проектирования экологических троп

  Для развития конкретного экологического мышления учащихся полезны туристические путешествия. Походы, экспедиции, экскурсии, включающие элементы краеведения и проводимые с воспитательной и оздоровительной целью являются туристические путешествия.

     Туристические походы, экспедиции, экскурсии имеют огромное значение. В этих походах учащиеся глубоко познают красоту природы, знакомятся с природными богатствами, историческим прошлым родного края. Походы также способствуют закреплению знаний, связывают знания с жизнью, развивают любознательность и активность, самостоятельность и инициативу, помогают овладевать трудовыми навыками, вовлекают в общественно-полезную деятельность, воспитывают любовь к природе, коллективизм, укрепляют здоровье и физически закаливают.  Главным звеном в работе по экологическому воспитанию учащихся является правильная организация взаимоотношений людей с окружающей природой. Это возможно в результате прокладки специально оборудованных маршрутов: « Познавательные тропы окрестностей села Абый».

Постоянные маршруты - тропы  по изучению родного края

1 класс – Познавательная тропа «Улицы моего села»; (памятники, обелиски)

2 класс – Познавательная тропа «Туму?ах» – 2 км от села (биогеоценоз –луг)

3 класс – Познавательная тропа«У?ун К??л» - 2,5 км от села;(биогеоценоз – озеро, историческое место – бывший колхоз, церковь)

4 класс – Познавательная тропа «Уяндино» - 3 км от села; (биогеоценоз луг, водоем)

5 класс – Познавательная тропа «Талах Туму?ах» 5 км от села; (бывшая ферма – летник, луг)

6 класс -  Познавательная тропа «Хоспохтоох» 6 км от села ( Биогеоценоз  - озеро, луг)

7 класс – Познавательная тропа «Бэрдьигэс» 7 км от села  (бывшая ферма, луг)

Учащиеся с 8 по 11 классы ходят на 2-3-дневные походы.

8 класс – Экологическая тропа«Таала К??л» 12 км от села. (местность бывшего колхоза им. Баронова)

9 класс – Экологическая тропа«Мааскын» 18 км от села. (местность бывшей фермы, пастбищный луг)

10 класс – Краеведческая тропа «Ар5аа Талахтаах» 23 км от села.( историческое место, памятник комсомольцам, павшим за установление Советской власти в Абые)

11  класс – Краеведческая тропа «Арыылаах» 26 км от села. ( Историческое место, первая часовня, колхоз имени Ворошилова)

Объекты для создания троп:

  • Исторические места своего края

Протяженность экологической тропы, в зависимости от возраста участников похода, до 26 км.

Любая тропа должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть привлекательной, доступной и информативной;
  • Прокладываться по уже существующей дорожно – тропиночной сети;
  • Избегать монотонных, однотипных природных сообществ;
  • Чередовать открытые места с лесом

Для этого необходимо:

  • Заранее ознакомиться с историческими данными тропы и картой маршрута;
  • Оборудовать места перехода по тропе;
  • Организовать просветительскую работу по вопросам природопользования;
  • Встреча со старожилами и знатоками этих мест;
  • Ознакомление с техникой безопасности и правилами поведения во время походов.

Все учащиеся, родители, желающие принять участие в создании тропы, выполняют конкретные задания:

  • Исследование местности;
  • Прокладка рекомендованного маршрута;
  • Составление его карты схемы;
  • Выявление смотровых точек, экскурсионных объектов, мест отдыха;
  • Разработка вариантов оборудования  маршрута для прохождения через преграды;
  • Подготовка и защита рефератов, проектов;  фотографирование и т.д.

По итогам работы создается Паспорт экологической тропы. Он включает:

  • Описание местонахождения;
  • Описание проезда, подходов;
  • Описание маршрута;
  • Приложения (карта-схема, описание экскурсионных объектов, фотографии)
  • Отчет о походах в виде стендовой защиты.

 

 

 

 

Краткая история Абыя

        Село Абый расположен на южном берегу озера Абый.  Если в 1929 году, по воспоминаниям А. Полякова было 19 юрт, то за годы Советской власти Абый неузнаваемо изменился. В данное время село Абый – один из больших населенных пунктов района.

        Абыйский наслег -  историческое место Абыйского района. Здесь происходили самые различные события: борьба с бандитизмом, установление советской власти, организация первых колхозов. Именно здесь создавались первые партийные и комсомольские  ячейки, первая пионерская организация, первая школа. В конце 20-х в начале 30-х годов в результате аграрной реформы образовались в Абые первые товарищества, которые потом преобразовались в колхозы. В 30-е годы на территории Абыйского наслега было 3 колхоза: колхоз «Путь Ленина» с центром в село Абый, колхоз имени Ворошилова на местности Арыылаах – Кюель, колхоз имени Баронова И.С в местности Таала - Кюель. В то время от каждой коровы в среднем доили 400 – 500 кг. молока. Мало было сенокосных и пастбищных угодий. За годы Отечественной войны в Абые без того слабое сельское хозяйство ещё ослабело. После сентябрьского пленума 1953г  ЦК. КПСС в районе на пленуме был рассмотрен вопрос об улучшении развития животноводства, главным вопросам был вопрос расширения сенокосных угодий. На этом пленуме стоял вопрос о спуске озеро Оттоох – Атах. В районе было объявлено комсомольско – молодежное движение. С остановкой в период зимы эта работа продлилась 3 года. К 40 – летию Великой Октябрьской революции в 1957 г работа была завершена. В ручную вырыли канаву длиной 1130м, шириной 4 -5м, глубиной 6 -7м. В результате спуска озера получили дополнительно 3000 га сенокосных угодий. Ежегодно на сенокосных угодьях озеро Оттоох – Атах с общей площадью 800га получали 1200- 1500 т сена, 1300 га земли используется как пастбища для крупного рогатого скота и лошадей.

      До 1948 г уроженцы Абыя не получали высшего образования, а сейчас многие абыйчане стали известными учеными, крупными партийными, советскими и хозяйственными работниками. В селе хорошо знаем в прошлом доярку Екатерину Дмитриевну Слепцову. После смерти супруга она подняла на ноги всех своих детей. Дочь Валентина стала педагогом, Иван – инспектор, Владимир – авиадиспетчер, старшие Лим и Семен – стали кандидатами физико – математических наук, а средний сын Аркадий – доктор технических наук, лауреат премии комсомола Якутии, был заместителем директора Института горного дела Севера. Сейчас его имя носит Абыйская средняя школа.

  Дети должны знать о прошлом и настоящем родного края, где живут, учатся и работают их родители. О течении жизни в прошлом, об этапах развития различных отраслей хозяйства постепенно забываются. Уходят из жизни очевидцы, знающие о прошлом нашей малой родины. Поэтому школа ежегодно организует походы по историческим местам

 

Сочинение участника экологической тропы Стручковой Ани

 

  Эколого-туристические школьные маршруты научили меня с малых лет видеть красоту родной природы, охранять жизнь всех живых существ, любить и приумножить природное богатство моей малой родины.

  Во время осенних походов окрестностей села  я узнала много интересного. В наших краях береза не распространена. Но откуда-то более 30 лет назад на западной стороне поселка, на опушке леса появились первые березки. Сейчас там образовалась маленькая березовая роща.  Об этом мы узнали в первой школьной экскурсии. Также во время походов во втором классе мы узнали в местности  « Эргэ сиэн» в 50-х годах была звероводческая ферма. Там содержали серебристо-черных лисиц. Сейчас этой фермы нет, остались только старые клетки. Если бы сейчас расчистить это место, появилось бы красивое место для летнего отдыха детей. 

  В начальных классах во время походов учителя проводили обряд очищения, рассказывали разные интересные истории, учили  собирать природные материалы для гербария и для поделок. Мы научились разжигать костер, готовить обед в походных условиях. Мальчики собирали сухие ветки, таскали воду из ручейка, готовили место для костра. А девочки готовили еду, накрывали стол. На костре готовили  очень вкусные шашлыки, картофель на угле. С нами в походы ходили и наши родители. Мы все, учащиеся, учителя, родители играли, очень весело проводили викторины, загадки.

  В пятом классе мы ходили в поход в местность «Хоспохтоох». «Хоспохтоох» это большое озеро. Вокруг озера много сенокосных угодий, все было скошено и собрано в стога. Мы останавливались в летнем домике нашей учительницы Акулины Спиридоновны. Впервые я пешком прошла такой длинный путь, в целом около 2-х км. По дороге классный руководитель объяснила,  почему осенью листья желтеют и краснеют,

 Почему бывает листопад,  роли фотосинтеза в жизни растений, об осенних природных явлениях.  С похода вернулись поздно вечером, устали. Но потом о походе вспоминали всю зиму. Прошлой осенью вся школа в поход не пошла, потому что в окрестностях  села бродили медведи-шатуны. Но обещали провести весной. И на днях мы всей школой ходили на весенние походы по историческим местам села. Мы были в местности «Аргаа Талахтаах», где стоит памятник воинам-комсомольцам, павшим за установлении Советской власти в Абые. Там мы очистили памятник и возложили венок. Играли в военизированную игру «Зарница».

  Все места в которых мы ходили имеют свои истории, свое прошлое. Об этом нам рассказывают учителя, старожилы и родители. После походов каждый класс отчитывается в виде стендовой защиты и готовит  паспорта экологической тропы.

  Я хочу, чтобы эти ежегодные походы продолжались. Мы хотим еще больше узнать много интересного о своем родном крае. Я очень благодарна школе за организацию этих маршрутов, благодаря которым за 11 школьных лет, мы  будем знать каждую тропинку, окружающую природу своей малой  родины. 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект"школьные эколого-краеведческие маршруты" »

Проект

Школьные эколого-краеведческие маршруты

по изучению родного края

(на примере села Абый Абыйского района)



Руководитель проекта: Слепцова А.П.

– учитель биологии и химии высшей категории,

«Отличник образования РС (Я), Почетный работник Образования РФ»



Обоснование проекта

Потребность общения с природой остаётся одной из острейших проблем человека современной эпохи. Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства.

Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Её влияние будет сказываться на характере человека всю жизнь.

Человек должен хорошо знать свой родной край, природу родного края. И для этого в нашей школе планово ведется экологическое воспитание школьников как наиболее эффективное средство экологического воспитания. Стали традиционными ежегодные месячники «Природа и здоровье», в рамках которого по маршрутам, утвержденным администрацией школы, организуются однодневные и многодневные краеведческие походы школьников.

Целью этих маршрутов является:

-Ознакомление с историческими местами, изучение природы родного края учащимися в течение всей школьной жизни с 1 по 11 класс.

-знакомство с экологическими проблемами, явлениями и процессами окружающей природы;

-овладение правилами грамотного поведения в природе.

Задачей этих походов является:

-формирование у детей ответственного, бережного отношения к природе;

-овладение навыками экологической культуры, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе;

-изучение родного края;

-знакомство с историческим прошлым маршрутов;

-сбор материалов экологического и краеведческого содержания.


Собранные материалы и экспонаты выставляются в историко-краеведческом музее села и в кабинете биологии.



Методика проектирования экологических троп

Для развития конкретного экологического мышления учащихся полезны туристические путешествия. Походы, экспедиции, экскурсии, включающие элементы краеведения и проводимые с воспитательной и оздоровительной целью являются туристические путешествия.

Туристические походы, экспедиции, экскурсии имеют огромное значение. В этих походах учащиеся глубоко познают красоту природы, знакомятся с природными богатствами, историческим прошлым родного края. Походы также способствуют закреплению знаний, связывают знания с жизнью, развивают любознательность и активность, самостоятельность и инициативу, помогают овладевать трудовыми навыками, вовлекают в общественно-полезную деятельность, воспитывают любовь к природе, коллективизм, укрепляют здоровье и физически закаливают. Главным звеном в работе по экологическому воспитанию учащихся является правильная организация взаимоотношений людей с окружающей природой. Это возможно в результате прокладки специально оборудованных маршрутов: « Познавательные тропы окрестностей села Абый».

Постоянные маршруты - тропы по изучению родного края

1 класс – Познавательная тропа «Улицы моего села»; (памятники, обелиски)

2 класс – Познавательная тропа «Тумуһах» – 2 км от села (биогеоценоз –луг)

3 класс – Познавательная тропа«Уһун Күөл» - 2,5 км от села;(биогеоценоз – озеро, историческое место – бывший колхоз, церковь)

4 класс – Познавательная тропа «Уяндино» - 3 км от села; (биогеоценоз луг, водоем)

5 класс – Познавательная тропа «Талах Тумуһах» 5 км от села; (бывшая ферма – летник, луг)

6 класс - Познавательная тропа «Хоспохтоох» 6 км от села ( Биогеоценоз - озеро, луг)

7 класс – Познавательная тропа «Бэрдьигэс» 7 км от села (бывшая ферма, луг)

Учащиеся с 8 по 11 классы ходят на 2-3-дневные походы.

8 класс – Экологическая тропа«Таала Күөл» 12 км от села. (местность бывшего колхоза им. Баронова)

9 класс – Экологическая тропа«Мааскын» 18 км от села. (местность бывшей фермы, пастбищный луг)

10 класс – Краеведческая тропа «Ар5аа Талахтаах» 23 км от села.( историческое место, памятник комсомольцам, павшим за установление Советской власти в Абые)

11 класс – Краеведческая тропа «Арыылаах» 26 км от села. ( Историческое место, первая часовня, колхоз имени Ворошилова)

Объекты для создания троп:

  • Исторические места своего края

Протяженность экологической тропы, в зависимости от возраста участников похода, до 26 км.

Любая тропа должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Быть привлекательной, доступной и информативной;

  • Прокладываться по уже существующей дорожно – тропиночной сети;

  • Избегать монотонных, однотипных природных сообществ;

  • Чередовать открытые места с лесом

Для этого необходимо:

  • Заранее ознакомиться с историческими данными тропы и картой маршрута;

  • Оборудовать места перехода по тропе;

  • Организовать просветительскую работу по вопросам природопользования;

  • Встреча со старожилами и знатоками этих мест;

  • Ознакомление с техникой безопасности и правилами поведения во время походов.

Все учащиеся, родители, желающие принять участие в создании тропы, выполняют конкретные задания:

  • Исследование местности;

  • Прокладка рекомендованного маршрута;

  • Составление его карты схемы;

  • Выявление смотровых точек, экскурсионных объектов, мест отдыха;

  • Разработка вариантов оборудования маршрута для прохождения через преграды;

  • Подготовка и защита рефератов, проектов; фотографирование и т.д.

По итогам работы создается Паспорт экологической тропы. Он включает:

  • Описание местонахождения;

  • Описание проезда, подходов;

  • Описание маршрута;

  • Приложения (карта-схема, описание экскурсионных объектов, фотографии)

  • Отчет о походах в виде стендовой защиты.





Краткая история Абыя

Село Абый расположен на южном берегу озера Абый. Если в 1929 году, по воспоминаниям А. Полякова было 19 юрт, то за годы Советской власти Абый неузнаваемо изменился. В данное время село Абый – один из больших населенных пунктов района.

Абыйский наслег - историческое место Абыйского района. Здесь происходили самые различные события: борьба с бандитизмом, установление советской власти, организация первых колхозов. Именно здесь создавались первые партийные и комсомольские ячейки, первая пионерская организация, первая школа. В конце 20-х в начале 30-х годов в результате аграрной реформы образовались в Абые первые товарищества, которые потом преобразовались в колхозы. В 30-е годы на территории Абыйского наслега было 3 колхоза: колхоз «Путь Ленина» с центром в село Абый, колхоз имени Ворошилова на местности Арыылаах – Кюель, колхоз имени Баронова И.С в местности Таала - Кюель. В то время от каждой коровы в среднем доили 400 – 500 кг. молока. Мало было сенокосных и пастбищных угодий. За годы Отечественной войны в Абые без того слабое сельское хозяйство ещё ослабело. После сентябрьского пленума 1953г ЦК. КПСС в районе на пленуме был рассмотрен вопрос об улучшении развития животноводства, главным вопросам был вопрос расширения сенокосных угодий. На этом пленуме стоял вопрос о спуске озеро Оттоох – Атах. В районе было объявлено комсомольско – молодежное движение. С остановкой в период зимы эта работа продлилась 3 года. К 40 – летию Великой Октябрьской революции в 1957 г работа была завершена. В ручную вырыли канаву длиной 1130м, шириной 4 -5м, глубиной 6 -7м. В результате спуска озера получили дополнительно 3000 га сенокосных угодий. Ежегодно на сенокосных угодьях озеро Оттоох – Атах с общей площадью 800га получали 1200- 1500 т сена, 1300 га земли используется как пастбища для крупного рогатого скота и лошадей.

До 1948 г уроженцы Абыя не получали высшего образования, а сейчас многие абыйчане стали известными учеными, крупными партийными, советскими и хозяйственными работниками. В селе хорошо знаем в прошлом доярку Екатерину Дмитриевну Слепцову. После смерти супруга она подняла на ноги всех своих детей. Дочь Валентина стала педагогом, Иван – инспектор, Владимир – авиадиспетчер, старшие Лим и Семен – стали кандидатами физико – математических наук, а средний сын Аркадий – доктор технических наук, лауреат премии комсомола Якутии, был заместителем директора Института горного дела Севера. Сейчас его имя носит Абыйская средняя школа.

Дети должны знать о прошлом и настоящем родного края, где живут, учатся и работают их родители. О течении жизни в прошлом, об этапах развития различных отраслей хозяйства постепенно забываются. Уходят из жизни очевидцы, знающие о прошлом нашей малой родины. Поэтому школа ежегодно организует походы по историческим местам


Сочинение участника экологической тропы Стручковой Ани


Эколого-туристические школьные маршруты научили меня с малых лет видеть красоту родной природы, охранять жизнь всех живых существ, любить и приумножить природное богатство моей малой родины.

Во время осенних походов окрестностей села я узнала много интересного. В наших краях береза не распространена. Но откуда-то более 30 лет назад на западной стороне поселка, на опушке леса появились первые березки. Сейчас там образовалась маленькая березовая роща. Об этом мы узнали в первой школьной экскурсии. Также во время походов во втором классе мы узнали в местности « Эргэ сиэн» в 50-х годах была звероводческая ферма. Там содержали серебристо-черных лисиц. Сейчас этой фермы нет, остались только старые клетки. Если бы сейчас расчистить это место, появилось бы красивое место для летнего отдыха детей.

В начальных классах во время походов учителя проводили обряд очищения, рассказывали разные интересные истории, учили собирать природные материалы для гербария и для поделок. Мы научились разжигать костер, готовить обед в походных условиях. Мальчики собирали сухие ветки, таскали воду из ручейка, готовили место для костра. А девочки готовили еду, накрывали стол. На костре готовили очень вкусные шашлыки, картофель на угле. С нами в походы ходили и наши родители. Мы все, учащиеся, учителя, родители играли, очень весело проводили викторины, загадки.

В пятом классе мы ходили в поход в местность «Хоспохтоох». «Хоспохтоох» это большое озеро. Вокруг озера много сенокосных угодий, все было скошено и собрано в стога. Мы останавливались в летнем домике нашей учительницы Акулины Спиридоновны. Впервые я пешком прошла такой длинный путь, в целом около 2-х км. По дороге классный руководитель объяснила, почему осенью листья желтеют и краснеют,

Почему бывает листопад, роли фотосинтеза в жизни растений, об осенних природных явлениях. С похода вернулись поздно вечером, устали. Но потом о походе вспоминали всю зиму. Прошлой осенью вся школа в поход не пошла, потому что в окрестностях села бродили медведи-шатуны. Но обещали провести весной. И на днях мы всей школой ходили на весенние походы по историческим местам села. Мы были в местности «Аргаа Талахтаах», где стоит памятник воинам-комсомольцам, павшим за установлении Советской власти в Абые. Там мы очистили памятник и возложили венок. Играли в военизированную игру «Зарница».

Все места в которых мы ходили имеют свои истории, свое прошлое. Об этом нам рассказывают учителя, старожилы и родители. После походов каждый класс отчитывается в виде стендовой защиты и готовит паспорта экологической тропы.

Я хочу, чтобы эти ежегодные походы продолжались. Мы хотим еще больше узнать много интересного о своем родном крае. Я очень благодарна школе за организацию этих маршрутов, благодаря которым за 11 школьных лет, мы будем знать каждую тропинку, окружающую природу своей малой родины.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект"школьные эколого-краеведческие маршруты"

Автор: Слепцова Анна Петровна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 116938

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства