Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.
Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз.» Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Виды работ над текстом на уроках чтения
Чтение всего текста, отдельной части, абзаца.
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение текста по готовому плану, написанного на доске.
Пересказывание прочитанного текста.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. (Убрать предложения или слова, которые можно опустить.)
Сжатый пересказ.
Чтение цепочкой по предложению, абзацу.
Чтение вполголоса, жужжащее чтение.
Нахождение отрывка к рисунку, иллюстрации.
Ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в произведении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7.) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.
Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а) существительное + прилагательное;
б) существительное + глагол;
в) местоимение + глагол (можно наоборот).
Чтение, пометка непонятных слов.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).
Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.