kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка « Виды работы над текстом на уроках чтения »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять урок чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работ над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании порученного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в порученном плане лишь номер вида работы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка « Виды работы над текстом на уроках чтения » »










Методическая разработка


« Виды работы над текстом на уроках чтения »






Жучкова Стелла Артуровна

учитель начальних классов,

заместитель директора по УВР

гимназии № 11 г. Запорожья.

специалист высшей категории,

учитель методист












ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже первоклассник, только-только научившись читать, тут же теряет интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче, читай еще раз...». Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приемами работы над содержанием текста.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять урок чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала виды работ над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером. При написании порученного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое будет предложено ученикам. Часто достаточно указать в порученном плане лишь номер вида работы.







ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).

  2. Чтение, деление на части. Составление плана.

  3. Чтение по готовому плану.

  4. Чтение, после чтения пересказывание.

  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

  6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

  7. Чтение цепочкой по предложению.

  8. Чтение цепочкой по абзацу.

  9. Чтение вполголоса.


  1. Чтение, нахождения отрывка к рисунку.

  2. Чтение, ответы на вопросы.

  3. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

  1. Чтение самого красивого места в рассказе или
    стихотворения.

  2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.)

  3. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).

  4. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

  5. Нахождение предложения, с помощью которого можно
    исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего
главную мысль

19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено
(для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые стали
поговорками (для басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко,
подробно).

  1. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

  2. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  3. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

25. Высказывание своих непосредственных суждений о
прослушанном после чтения учителем или учеником.

26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что
запомнилось.

27. Установление путем чтения причинно-следственных
связей.

  1. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

  2. Чтение по ролям.

  3. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  4. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

  5. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

  1. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы
    прочитать вот этот человек:

  2. Нахождение отрывка, который нудно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

  3. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, запятой, многоточием и т. д.

  1. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

  2. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  3. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  4. Нахождение и чтение слов, предложений, которые считают громко, тихо, быстро, медленно.

  5. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

  6. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  7. выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворение) по собственному выбору.

  8. Чтение отрывка текста с распространением предложение в нем.

44. Вычисление слова из рассказа к предложенной схеме
чн , жи и т.д.

45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем
(учеником) правило.

  1. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  2. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

  3. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное + прилагательное;

б) существительное + глагол;

в) местоимение + глагол (можно наоборот).

49. Чтение, пометка непонятных слов.

50. Чтение слабочитающими учениками слов с
предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

51. Нахождение и чтение в тексте слов и выражений, с
помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  1. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова написаны на доске).

  1. Чтение слов, к которым даны сноски.

54.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

55.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.

56. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методическая разработка « Виды работы над текстом на уроках чтения »

Автор: Жучкова Стелла Артуровна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка на тему "Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-priiomy-raboty-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907230"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Методическая разработка урока литературы "« Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. «Обломов». Противоречивость характера». "
    ["seo_title"] => string(149) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-son-il-i-il-icha-kak-khudozhiestvienno-filosofskii-tsientr-romana-oblomov-protivoriechivost-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "141699"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418150188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "методическая разработка по теме "Комплексный анализ художественного текста при обучении русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-khudozhiestviennogho-tieksta-pri-obuchienii-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "235137"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443614984"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по теме "Герои литературных сказок" (УМК "Перспектива") "
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-dlia-uchashchikhsia-2-klassa-po-tiemie-gieroi-litieraturnykh-skazok-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "133455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416506656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства