- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Мотивация и самоопределение к деятельности. | -Добрый день, ребята! Посмотрите, все ли у вас есть для урока. Улыбнитесь друг другу. Прикоснитесь ладонями к товарищу, передайте ему свое хорошее настроение, почувствуйте его тепло. Слайд 1 -Посмотрите, у нас в классе стало светлее от ваших улыбок, как от солнца. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. | | Личностные: самоопределение к деятельности. Коммуникативные: установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Регулятивные: внесение корректив в своё действие, умение выдвигать версииональный настрой |
2. | Актуализация знаний учащихся. . | . В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо — Лучше всех на свете…(мама) Слайд 2 -Закройте глаза. Вспомните маму такой, какой она была , когда вы были совсем маленьким ребенком. Вы прижались к ней, она вас обняла. Что вы почувствовали?( тепло, счастье, любовь к маме) Откройте глаза. У вас на столе незаконченная фраза, продлите одним словом. Прижавшись к маме, я почувствовала… (тепло, ласку, любовь, покой, защиту). - Каким одним словом (понятием) можно объединить эти слова? (ДОБРО) - Посмотрите на следующий слайд. Что это? (война) Слайд 3 - Что вы чувствуете, когда произносите это слово? ( страх, ужас, смерть, темноту) - Назовите одним словом. (ЗЛО) - Назовите тему урока.Слайд 4 -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? ( о добре и зле) Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) | Слушают, отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Коммуникативные: регулирование поведением партнера, умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценка качества и уровня усвоения |
3. | Постановка проблемы. | - Ребята, а зачем нам это знать? ( Чтобы самим делать добро, не допускать зла) -Можно ли за один урок стать добрым, творить добро? ( нет) - Сколько времени понадобиться для этого? ( долго, может, всю жизнь) - Правильно, всю жизнь. Я сейчас вспомнила пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро, и оно к вам вернется. Слайд 5 - А как вы думаете, что такое добро? ( когда делаешь что- нибудь полезное для других и не ждёшь ничего взамен) - А что такое зло? ( от зла людям плохо) - Можно ли сразу разобраться в этих вопросах? ( не всегда) - Вы хотите в этом разобраться? (да) - Послушайте притчу «Помни добро и забывай зло» Слайд 6 Как-то 2 друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжили путь и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул. Друг его спас. Когда он пришел в себя, написал на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощечину и который спас ему жизнь спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.» -Подумайте, о чем эта притча? ( человек может измениться, он не всегда может быть добрым или злым) Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? -Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? -А вы хотите в этом разобраться? ( хотим) - На этот вопрос однозначно ответить сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные фишки. А на другую – добро. Это будут белые фишки. Но прежде, чем поработать с весами, выясним, что такое добро и зло | Размышляют | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные-формулирование познавательной цели |
4. | Построение выхода из проблемной ситуации. | Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (словарь, учебник стр.12-13 ) - Вы распределены на группы. У каждой группы на партах вопросы. 1 группа: -что такое добро? (помощь людям) -какие добрые поступки, дела вы совершили в своей жизни? -какие добрые поступки других людей вы знаете? - примеры из литературы. 2 группа: -что такое зло? ( причиняет людям, животным несчастья, переживания, горе) -каким себе представляете злого человека? ( скорее он сам несчастен, поэтому другим причиняет боль) -примеры из жизни -примеры из литературы. | Работа в группах | Познавательные: поиск и выделение информации, умение перерабатывать полученную информацию, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. планировать свою учебную деятельность. |
5. | Физминутка | Звучит песня «Дорогою добра». Слайд 7--15 | Выполняют гимнастику | |
6. | Первичное закрепление | Проверка полученных результатов. От каждой группы выступает ученик. Начинает группа, которая готовила сообщения о зле. - Какие поступки и качества вы можете назвать злом? (Называем и кладем фишки на весы) - Что узнали о добре? (выступление 2 группы) - Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте называть добрые поступки, и по капельке положим их на чашу весов. - Что же у нас получилось? Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. - Вот видите, как можно победить зло. - В ваших это силах? От чего это зависит? - Только от человека зависит, что он вырастит в своей душе добро или зло. Слайд 17 - А зло можно причинить только действиями? (Нет. Словами, мыслями). - А по отношению к кому мы еще проявляем добро или зло? ( К животным) Как? Слайд 18 - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? (да) - Что вы узнали? Что поняли? Слайд 19 - Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий добро и зло существуют на земле. Но если мы с вами будем бороться со злом, то его станет меньше. . Научится быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. -Вы готовы к этому? -Я предлагаю сделать одно доброе дело всем вместе. У меня на столе фигуры(дом, человечки, солнце, дерево, собака) Выйдите к доске. Наклейте фигуры на доску. -Что у нас получилось? (Картина добра, мира, покоя, семьи) -Вот в таком мире мы должны с вами жить. Слайд 20 | Дети приводят примеры. Высказывают предположения Слушают, отвечают на вопрос | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
7. | Домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание Слайд 21 - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. - Напишите сочинение: «Мой добрый поступок» | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей | |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока) | Сегодня я узнал(а). Слайд 22 Я понял(а)… Я почувствовал(а)… Я научился(ась)… Было интересно… Мне захотелось… Урок дал мне… Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми» Слайд 23 -Спасибо за урок. | Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
- Ситуативное обучение.
Урок разработан на основе технологической карты урока учителя нач. А гафонова Т. А.