Исследовательская работа по формированию чувства патриотизма у младших школьников на уроках ОРКСЭ
Исследовательская работа по формированию чувства патриотизма у младших школьников на уроках ОРКСЭ
Описание исследования и анализ результатов по формированию чувства патриотизма на уроках ОРКСЭ, посвященных жизни и деятельности равноапостольного Сергия Радонежского у обучающихся 4 классов.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №21. Для проведения исследования было привлечено 30 обучающихся четвертых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «а» класса.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.
Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:
1 этап - подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);
2 этап - подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по ОРКСЭ, используя дополнительный материал;
3 этап - контрольный эксперимент.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
2.1 Определение уровня патриотического воспитания у обучающихся 4 класса.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень патриотического воспитания и любви к своей Родине обучающихся экспериментальной и контрольной групп с помощью представленных методик.
Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.
Задачи:
провести анкетирование;
проанализировать результаты;
сделать выводы.
Маслова Т.М. в своей диссертационной работе разработали систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировали критерии патриотической воспитанности младших школьников: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой.
Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине.
Масловой Т.М предлагается следующие критерии по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования. К ним отнесены: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой критерии.
Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности
Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объём знаний младших школьников по истории своей Родины, полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.
Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к Родине, искренность проявления чувств.
Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о стране (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.
На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:
4 уровень – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 4 критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает святых России.
.3 уровень – уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из святых России узнаёт лишь некоторые.
2 уровень – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 3 критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно – может послушать, но сам материал не готовит; из святых России узнаёт лишь некоторые.
1 уровень – уровень проявления патриотических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей своей Родины не интересуется, из святых России не указывает ни одного правильно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по формированию чувства патриотизма у младших школьников на уроках ОРКСЭ»
Исследовательская РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ОРКСЭ, ПОСВЯЩЕННЫХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССОВ.
Описание исследования и анализ результатов по формированию чувства патриотизма на уроках ОРКСЭ, посвященных жизни и деятельности равноапостольного Сергия Радонежского у обучающихся 4 классов.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №21. Для проведения исследования было привлечено 30 обучающихся четвертых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «а» класса.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.
Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:
1 этап - подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);
2 этап - подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по ОРКСЭ, используя дополнительный материал;
3 этап - контрольный эксперимент.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
2.1 Определение уровня патриотического воспитания у обучающихся 4 класса.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень патриотического воспитания и любви к своей Родине обучающихся экспериментальной и контрольной групп с помощью представленных методик.
Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.
Задачи:
провести анкетирование;
проанализировать результаты;
сделать выводы.
Маслова Т.М. в своей диссертационной работе разработали систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировали критерии патриотической воспитанности младших школьников: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой.
Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине..
Масловой Т.М предлагается следующие критерии по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования. К ним отнесены: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой критерии.
Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности
Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объём знаний младших школьников по истории своей Родины, полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.
Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к Родине, искренность проявления чувств.
Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о стране (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.
На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:
4 уровень – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 4 критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает святых России.
.3 уровень – уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из святых России узнаёт лишь некоторые.
2 уровень – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 3 критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно – может послушать, но сам материал не готовит; из святых России узнаёт лишь некоторые.
1 уровень – уровень проявления патриотических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей своей Родины не интересуется, из святых России не указывает ни одного правильно.
Опираясь на предложенные Масловой Т. М. критерии, мы разработали 4 методики на выявление патриотической воспитанности.
Исследование проходило в три этапа: на первом этапе были продиагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; на втором этапе был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности ее средний процент. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия в данных.
Методика №1 «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к Родине, и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о святых России, (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, знает святых России.
55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях, знает святых России.
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, но по заданию учителя, из святых России узнает лишь некоторые.
0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей своей страны не интересуется, из святых России не указывает ни одного правильно.
Таблица №1. Результаты проведения методики «Я - патриот» в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
Аня К.
1
0
2
1
0
1
0
1
2
1
2
2
0
2
1
1
2
2
1
1
23б
57,5%
С
2
Антон И.
0
0
1
0
0
0
0
1
2
1
1
1
0
2
2
1
0
1
0
1
14 б.
35%
НС
3
Дарья Ш.
2
0
0
2
1
2
1
2
1
2
2
2
1
1
0
2
1
2
1
2
27б
67,5%
С
4
Ксения К..
2
1
1
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
2
31б
77,5%
С
5
Катя Р.
1
0
1
0
0
2
1
2
1
2
1
2
1
2
0
1
2
1
1
2
23б
57,5%
С
6
Дарья В..
0
0
1
0
0
0
0
1
1
1
0
2
0
1
1
0
0
1
1
0
10 б
25%
Н
7
Илья Т.
2
1
1
2
0
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
19б
47,5%
НС
По данным, полученным в результате работы с контрольной группой, можно сделать вывод, что большинство (4 человека) имеют средний уровень патриотической воспитанности, 2 человека – ниже среднего, и одного из учащихся низкий уровень патриотического воспитания. Контрольная группа набрала 147 баллов из 280 возможных. Средний процент – 52,5%
Таблица №2. Результаты проведения методики «Я - патриот» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
Алена М.
2
0
1
2
0
2
1
2
2
1
2
2
1
1
0
1
2
2
2
1
27б
67,5%
С
2
Елена С.
1
0
0
2
1
2
1
1
2
2
1
2
0
2
0
2
1
1
1
1
23б
57,5%
С
3
Роман П.
0
0
1
1
0
0
0
0
1
0
1
2
0
2
0
1
1
0
0
1
11б
27,5%
Н
4
Яна А.
1
1
0
0
1
1
1
0
0
2
1
2
1
2
1
1
2
2
0
1
21б
52,2%
НС
5
Даниил Ч.
1
0
1
1
0
0
0
1
0
0
1
2
0
2
0
1
1
0
0
2
13
32,5%
Н
6
Лиза Ш.
2
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
0
1
2
2
2
1
30б
75%
С
7
Максим М.
1
1
0
2
1
2
0
1
1
2
1
1
0
2
0
2
0
1
1
2
21б
52,2%
НС
В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: большинство (3 человека) имеют средний уровень патриотизма; 2 человека – ниже среднего, и 2 человека – низкий уровень. Экспериментальная группа набрала 146 баллов из 280 возможных. Средний процент – 52%.
Методика №2 «Незаконченное предложение»
Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).
Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений (см. Приложение 2.2), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.
Критерии оценки:
За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 34.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.
85-100% – высокий уровень: знает историю «малой родины», знает все символы России ,святых России.
55-84% – средний: знает историю своей Родины, но не на высоком уровне; из символов России , святых России узнаёт лишь некоторые.
35-54% - ниже среднего: историю своей Родины знает поверхностно, из предложенных символов России и святых России узнаёт лишь незначительную их часть.
0-34% – низкий: историю своей Родины не знает, из предложенных символов России и святых России не указывает ни одного правильно.
Таблица №3. Результаты проведения методики «Незаконченное предложение» в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Аня К.
1
0
0
1
1
0
1
0
1
0
0
1
1
1
0
1
0
9б
53%
НС
2
Антон И.
1
0
0
0
1
0
0
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
7б
41%
НС
3
Дарья Ш.
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
0
1
1
0
1
1
9б
53%
НС
4
Ксения К.
1
0
1
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
12б
71%
С
5
Катя Р.
1
1
0
0
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
8б
47%
НС
6
Даша В.
1
1
0
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
0
0
7б
41%
НС
7
Илья Т.
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
0
10б
59%
С
Диагностика контрольной группы посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты: большинство – 4 человека – получили средний балл ниже среднего, 2 человека обладают средними, 1 человек - низкими. Группа набрала 62 балла из 119 возможных. Средний процент – 52%.
Таблица №4. Результаты проведения методики «Незаконченное предложение» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Алена М.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
0
11б
65%
С
2
Елена С..
0
1
0
1
1
0
1
0
1
1
0
0
1
1
0
1
1
10б
59%
С
3
Роман П.
1
0
0
0
1
0
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
6б
35%
НС
4
Яна А.
1
1
0
0
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
8б
47%
НС
5
Даниил Ч.
1
1
0
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
1
0
0
1
8б
47%
НС
6
Лиза Ш..
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
0
1
13б
76%
С
7
Максим М.
1
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
1
0
9б
53%
НС
Из данных таблицы видно, что большинство учащихся, входящих в экспериментальную группу, в количестве 4 человек получили балл ниже среднего; 3 человека заработали средний балл; высокого и низкого результата выявлено не было. Группа набрала 65 баллов из 119 возможных. Средний процент – 55%
Методика №3 «Мое отношение к малой родине»
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 20.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:
85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».
Таблица №5. Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Аня К.
2
1
2
1
1
2
1
1
1
0
9б
45%
НС
2
Антон И.
1
1
1
1
0
0
0
1
2
1
8б
13%
Н
3
Дарья Ш.
2
2
2
1
1
0
0
2
0
1
11б
55%
С
4
Ксения К.
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
15б
75%
С
5
Катя Р.
1
1
2
2
2
2
0
0
1
2
13б
65%
С
6
Дарья В.
1
0
1
0
0
1
0
1
1
1
6б
30%
Н
7
Илья Т.
2
2
2
1
2
0
0
1
2
1
12б
60%
С
В результате проведения методики №3 контрольная группа справилась с поставленной задачей следующим образом: большинство (4 человека) обладает средним уровнем; 2 человека - низким уровнем патриотизма по данному критерию. 1 человек показал уровень ниже среднего. Группа набрала 74 балла из 140 возможных. Средний процент – 49%.
Таблица №6. Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Алена М.
2
1
2
2
1
1
1
2
0
1
13
65%
С
2
Елена С.
2
1
2
1
1
2
1
1
1
0
12
60%
С
3
Роман П.
1
0
1
1
0
1
0
0
1
1
6
30%
Н
4
Яна А.
1
1
2
1
0
1
1
0
0
1
8
13%
Н
5
Даниил Ч.
2
1
2
1
2
0
1
0
1
1
11
55%
С
6
Лиза Ш.
2
2
2
2
1
2
1
2
1
2
17
85%
В
7
Максим М..
1
1
1
0
0
1
0
1
0
1
6
30%
Н
Приведенная выше таблица показывает, что 3-ое учащихся экспериментальной группы обладают средним уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию, 3-ое – низким и 1 человек – высоким. Экспериментальная группа набрала 73 балла из 140 возможных. Средний процент – 48%
Вывод по констатирующему эксперименту
Сопоставляя результаты, полученные из трех методик, можно сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы (48%) обладают средним уровнем патриотического воспитания, «почетное» второе место занимает уровень ниже среднего (33%), а за ним следует низкий уровень сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения (19%). Следует заметить, что данная группа в общем набрала 283 балла из возможных 539-ти, т.е. средний процент сформированности патриотического воспитания по всем критериям данной группы - 51%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М.
Что касается экспериментальной группы, то здесь общие результаты схожи с результатами контрольной группы. Группа набрала 284 балла из возможных 539, т. е. средний процент патриотического воспитания у данной группы составляет 52%, т.е. ниже среднего, если сопоставлять с критериями оценки. Этот результат представляет собой 2 уровень патриотической воспитанности по Масловой Т. М. В целом по итогам трех диагностик средним уровнем сформированности патриотических чувств обладают 43 процента учащихся данной группы, ниже среднего – 28,5%, низкий уровень – 23,8% и всего 4,7 процента составляет высокий уровень.
Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что чувство патриотизма у большинства учащихся четвертых классов, участвовавших в эксперименте, находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности чувства патриотизма детей, путем включения материала о жизни и деятельности равноапостольного Сергия Радонежского в урочную и во внеклассную работу.
По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальная группа, впрочем, как и контрольная, нуждается в методически правильных занятиях, в грамотной подаче материала, в направленности на воспитание маленьких граждан, любящих свою Родину, свой город и знающих его историю, традиции и культуру, святых России.
2.2 Формирующий эксперимент
Цель: способствовать формированию патриотического самосознания у младших школьников посредством проведения разработанной системы классных и внеклассных занятий ОРКСЭ по изучению жизни и деятельности Преподобного Сергия Радонежского.
Чтобы достичь цели детям была разработана система классных и внеклассных занятий ОРКСЭ по изучению жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского
При подготовке к проведению экспериментальной части исследования руководствовались рекомендациями, сформулированными в педагогике и психологии (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Я.А. Коменский, М.М. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский и др.):
1) воспитательная работа патриотической направленности в образовательных учреждениях не должна носить разовый и формальный характер;
2) восстановление многих, хорошо зарекомендованных ранее инструментов патриотического воспитания, разработка новых эффективных методик и технологий.
3) процесс патриотического воспитания должен соответствовать возрастным особенностям. Необходимо, чтобы все звенья образовательной системы были включены в систему патриотического воспитания, чтобы оно проходило через все образовательные ступени, нарастая по глубине и содержанию, формировало личность школьника как гражданина своего Отечества, осознающего неразрывную связь с Родиной.
4) воспитание личности в коллективе и через коллектив способствует формированию черт характера человека – патриота.
Во второй части экспериментального исследования, который и представляет собой формирующий эксперимент, было проведено 3 внеклассных занятия и 4 урока ОРКСЭ, школьники приняли участие в конкурсах « Святые земли Русской», «Мир детям земли». Работа осуществлялась в течение трех месяцев по 1 разу в неделю.
Задачи формирующего эксперимента:
1) провести уроки ОРКСЭ по теме «Жизненный подвиг Сергия Радонежского»
2) провести интегрированный урок ОРКСЭ и изобразительного искусства по теме «Картина художника М. В. Нестерова Видение отроку Варфоломею»
3)провести интегрированный урок ОРКСЭ и русского языка. Сочинение по картине М. Нестерова « Видение отроку Варфоломею».
4) провести интегрированный урок ОРКСЭ и русского языка сочинение «Чудотворец»
5) провести творческий конкурс «Святые земли Русской»
6) провести заочную экскурсии по Троице Сергиевой Лавре.
7) провести контрольный тест « Житие Сергия Радонежского».
8) подвести итоги, сделать выводы по проведенным занятиям.
Таким образом, анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что исследование было проведено успешно и в основном цели и задачи были реализованы на всех уроках ОРКСЭ, внеклассных занятиях, посвященных жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского. У обучающихся 4 классов появился интерес к жизни святых России. Наблюдался прогресс в отношении детей к истории своей страны, они стали лучше относиться к родному городу, часто делились впечатлениями и знаниями, проявляли интерес, приняли активное участие в творческом конкурсе «Святые земли русской». Провести удалось все запланированные уроки и занятия, в целом дети благополучно справились с поставленными перед ними задачами.
2.3 Контрольный эксперимент
Цель: выявить динамику развития чувства патриотизма у детей экспериментальной группы после проведения системы разработанных уроков ОРКСЭ и внеклассных занятий, посвященных жизни и деятельности равноапостольного Сергия Радонежского. Уточнить результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Задачи:
1) повторно провести анкетирование;
2) проанализировать результаты;
3) сопоставить результаты анкетирования экспериментальной и контрольной групп;
4) сделать выводы.
В контрольном эксперименте, как и в констатирующем, проводился метод анкетирования, по тем же анкетам, что были представлены в констатирующем эксперименте.
Исследование проходило в три этапа: на первом этапе были продиагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; на втором этапе был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности и средний процент. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия в данных, прогресс или застой в процессе воспитания патриотических чувств в экспериментальной группе.
Методика №1 «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к истории России и ее великим святым, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о святых России, (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, знает святых России.
55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях частично интересуется историей своей страны, знает некоторых святых России.
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, но по заданию учителя, знает некоторых святых России.
0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей своей страны не интересуется, знает некоторых святых России.
Таблица №1. Результаты повторного проведения методики «Я - патриот» в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
Аня К.
1
1
2
1
1
1
0
1
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
1
1
26б
65%
С
2
Антон И.
1
1
1
0
0
1
0
1
2
1
1
1
0
2
1
1
0
1
0
1
16 б.
40%
НС
3
Дарья Ш.
2
0
0
2
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
0
2
1
2
1
2
28б
70%
С
4
Ксения К.
2
1
1
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
2
31б
77,5%
С
5
Катя Р..
1
0
1
0
0
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
1
2
26б
65%
С
6
Дарья В.
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
0
2
1
1
1
0
0
1
1
0
12 б
30%
Н
7
Илья Т.
2
1
2
2
0
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
19б
47,5%
НС
По данным, полученным в результате работы с контрольной группой, можно сделать вывод, что сильных перемен в развитии группы не произошло. Здесь по-прежнему большинство (4 человека) имеют средний уровень патриотической воспитанности, 2 человека – ниже среднего, и одного из учащихся наблюдается низкий уровень патриотического воспитания. По количеству балов она незначительно продвинулась вперед: набрано 158 баллов из 280 возможных. Средний процент – 56,4%, уровень мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого критериев в контрольной группе повысился на 4,3%.
Таблица №2. Результаты повторного проведения методики «Я - патриот» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
Алена М.
2
2
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
1
2
2
2
1
34б
85%
В
2
Елена С.
1
1
1
2
1
2
2
1
2
2
1
2
0
2
1
2
1
2
1
2
27б
67%
С
3
Роман П.
2
1
2
1
0
1
0
1
1
2
1
2
1
2
0
1
1
0
1
1
21б
52,5%
НС
4
Яна А.
2
1
2
2
1
1
1
0
0
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
27б
67%
С
5
Даниил Ч...
1
1
1
1
0
2
1
1
0
0
1
2
0
2
1
1
1
0
2
2
20
52,5%
НС
6
Лиза Ш.
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1
1
2
2
2
2
35б
87,5%
В
7
МаксимМ.
1
1
1
2
1
2
0
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
1
2
26б
65%
С
В экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: большинство (3 человека) имеют средний уровень патриотизма; 2 человека – ниже среднего, и 2 человека – высокий уровень. Экспериментальная группа значительно повысила свой уровень и набрала 190 баллов из 280 возможных. Средний процент – 68%, т.е уровень мотивационно-потребностного и поведенческо-волевого критериев повысился на 16%.
Методика №2 «Незаконченное предложение»
Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории своей Родины, их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию).
Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений (см. Приложение 2.2), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником, руководитель эксперимента задавал вопросы и записывал ответы.
Критерии оценки:
За правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 34.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию.
85-100% – высокий уровень: знает историю своей Родины, знает святых России.
55-84% – средний : знает историю своей Родины, но не на высоком уровне; из святых России узнаёт лишь некоторые.
35-54% - ниже среднего: историю своей Родины знает поверхностно, из предложенных святых России узнаёт лишь незначительную их часть.
0-34% – низкий: историю своей родины не знает, из предложенных святых России не указывает ни одного правильно.
Таблица №3. Результаты повторного проведения методики «Незаконченное предложение» в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Аня К.
1
1
0
1
1
1
1
0
1
0
0
0
1
1
0
1
0
10б
59%
С
2
Антон И.
1
0
1
0
1
0
0
0
1
0
1
1
0
1
0
1
1
9б
53
%
НС
3
Дарья Ш.
0
1
0
1
1
0
1
0
1
0
0
0
1
1
0
1
1
9б
53%
НС
4
Ксения К
1
0
1
1
0
1
1
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
12б
71%
С
5
Катя Р.
1
1
0
0
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
1
0
8б
47%
НС
6
Дарья В.
1
1
0
0
1
0
1
0
1
0
0
1
0
1
0
0
0
7б
41%
НС
7
Илья Т.
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
0
1
1
12б
71%
С
Повторная диагностика контрольной группы посредством методики «Мое отношение к родному городу» дала следующие результаты: большинство – 4 человека – получили балл ниже среднего, 3 человека обладают средними показателями. Группа набрала 67 баллов из 119 возможных и средний процент – 56, 4%, повысив свой уровень на 4, 4%.
Таблица №4. Результаты повторного проведения методики «Незаконченное предложение» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
Алена М.
1
1
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
1
1
14
82%
С
2
Елена С.
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
13
76%
С
3
Роман П.
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
0
1
1
10
59%
С
4
Яна А.
1
1
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
12
71%
С
5
Даниил Ч.
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
1
1
12
71%
С
6
Лиза Ш.
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
1
1
1
1
1
15
88%
В
7
Максим М.
1
1
1
1
1
0
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
0
12
71%
С
Из данных таблицы видно, что большинство учащихся, входящих в экспериментальную группу, в количестве 6 человек получили средний балл; 1 человек достиг высокого уровня конгитивно-интеллектуального критерия. Группа набрала 88 баллов из 119 возможных. Средний процент – 74%. Сравнивая эти результаты с предыдущими, можно увидеть, что группа повысила свой багаж знаний на 19%.
Методика №3 «Мое отношение к своей Родине»
Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к своей Родине, (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).
Методика состоит из 10 вопросов (см. Приложение 2.3). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 20.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию:
85-100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
55-84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»;
0-34% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину».
Таблица №5. Результаты повторного проведения методики «Мое отношение к своей Родине в контрольной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Аня К.
2
1
1
2
1
2
1
1
1
0
12б
60%
С
2
Антон И.
1
1
1
1
0
1
0
1
2
1
9б
45%
НС
3
Дарья Ш.
2
2
2
1
1
1
0
2
0
1
12б
60%
С
4
Ксения К.
2
2
2
2
1
1
1
2
1
1
15б
75%
С
5
Катя Р.
1
1
2
2
2
2
0
0
1
2
13б
65%
С
6
Дарья В.
1
0
1
1
0
1
0
1
1
1
7б
35%
НС
7
Илья Т.
2
1
2
1
2
1
0
1
1
1
12б
60%
С
В результате повторного проведения методики №3 контрольная группа справилась с поставленной задачей следующим образом: большинство (5 человек) обладает средним уровнем; 2 человека – уровнем ниже среднего по данному критерию. Группа набрала 80 баллов из 140 возможных. Средний процент – 57%. Группа повысила свой уровень по эмоционально-чувственному критерию на 8%.
Таблица №6. Результаты повторного проведения методики «Мое отношение к своей Родине» в экспериментальной группе.
№
п/п
Имя, Фамилия
Номер вопроса, результаты в баллах
Итого (%)
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Алена М.
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
18
90%
В
2
Елена С.
2
1
2
2
1
2
1
2
2
1
16
80%
С
3
Роман П.
1
1
2
2
1
1
0
1
2
1
12
60%
С
4
Яна А.
2
1
2
2
1
1
1
2
1
1
14
70%
С
5
Даниил ч.
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
16
80%
С
6
Лиза Ш.
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
19
95%
В
7
Максим М.
2
1
1
2
1
1
0
1
2
1
12
60%
С
Приведенная выше таблица показывает, что 5 учащихся экспериментальной группы обладают средним уровнем патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию и 2 человека – высоким. Уровня ниже среднего или низкого уровня выявлено не было. Эти результаты заметно рознятся с результатами констатирующего эксперимента, что показывает особую успешность выбранных методов воздействия на эмоционально-чувственное восприятие детей. Экспериментальная группа набрала 107 баллов из 140 возможных. Средний процент – 76%, что превышает предыдущий результат на 28%.
Вывод :
Сопоставляя результаты, полученные из трех методик, можно сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы (57%) обладают средним уровнем патриотического воспитания, «почетное» второе место занимает уровень ниже среднего (36%), а за ним следует низкий уровень сформированности патриотических чувств и владения знаниями краеведения (4,8%). Следует заметить, что данная группа в общем набрала 305 баллов из возможных 539-ти, т.е. средний процент сформированности патриотического воспитания по всем критериям данной группы - 57%, т.е. средний, если сопоставлять с критериями оценки и 3 уровень по Масловой Т. М.. Группа повысила свой общий уровень на 6%, что позволило ей подняться на средний уровень. Но, судя по общему результату, перемены незначительны.
Что касается экспериментальной группы, то здесь налицо повышение уровня патриотической воспитанности. Группа набрала 385 баллов из возможных 539, т. е. средний процент патриотического воспитания у данной группы составляет 71,4%, это соответствует твердому среднему уровню (3 уровень), если сопоставлять с критериями оценки. В целом по итогам трех диагностик средним уровнем сформированности патриотических чувств обладают 66,7% процентов учащихся данной группы, высоким уровнем – 23,8%, уровень ниже среднего незначителен – всего 9,5%. Группа повысила свой общий уровень на 19,4%, что превышает прогресс контрольной группы на 13,4%.
Средний и высокий уровни в экспериментальной группе по всем приведенным в работе Масловой Т. М. критериям патриотической воспитанности увеличили свою долю в общем проценте, в то время как уровень ниже среднего понизился, а низкий уровень исчез. В контрольной группе тоже увеличилась долю среднего уровня и уменьшилась часть низкого, но уровень ниже среднего остался практически неизменным, а высокий, как и при проведении констатирующего эксперимента, остался нулевым.
По итогам контрольного эксперимента было установлено, что у экспериментальной группы значительно повысился уровень патриотического воспитания в результате применения разработанной нами системы внеклассных занятий и экскурсий, в то время как у контрольной группы уровень патриотизма остался практически неизменным.