kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных УУД на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательные универсальные учебные действия в рамках курса ОРКСЭ включают : общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем, логические действия, обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации. Для формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД на уроках ОРКСЭ »

Формирование познавательных УУД на уроках ОРКСЭ.

     Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  

Познавательные универсальные учебные действия в рамках курса ОРКСЭ включают : общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, логические действия, обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Для формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Введение проблемного диалога, учитель подводит учащихся к осознанию темы.

Например, работа над притчей.

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали:

- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат?

Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем.

Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.

А она ведь была создана не для того, чтобы…

- Для чего была создана икона?

На уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется работа по решению проектных задач

в разных ее формах: драматизация, интервью, письменная творческая работа, создание галереи образов и т.д.

Темы для проектов: «Семейные традиции», «Россия – наша Родина», «Праздники и календари», «Священные книги религий мира», «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Вода - дар Божий», « Пасхальное яичко» и т.д.

Одной из важных форм учебной работы по формированию познавательных УУД является работа с текстом учебника, поскольку он является одним из основных источников знаний при изучении курса ОРКСЭ. Среди многообразия форм работы с текстом можно назвать:

комментированное чтение – оно актуально, если осваивается сложный материал;

чтение текста или его фрагментов с последующим обсуждением;

передача текста в преобразованном виде – составление планов, опорных схем.

Памятка к описанию исторического памятника (храма)

Как называется памятник?

Кто его создал (кто автор)?

Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).

Каково его назначение?

Памятка к составлению плана текста

Внимательно прочитайте текст.

Разделите текст по смыслу на логически законченные части.

Выделите в каждой части главную мысль.

Озаглавьте каждую часть. В заголовках должна содержаться главная мысль каждой части.

Проверьте, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

Как определить главную мысль в тексте (части текста)?

Прочитайте текст.

Подумайте, о чем говорится. Если затрудняетесь ответить кратко, поставьте к тексту вопросы.

Выберите ответ, без которого текст теряет смысл, то есть без которого нельзя обойтись. Этот ответ должен содержать в себе смысл других.

Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов

Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).

Найдите различия.

Сделайте вывод.

Также формированию познавательных УУД на уроках ОРКСЭ способствует применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Можно использовать:

  1. Словарь русского языка С. И.Ожегов.

  2. Толковый словарь Ушакова

  3. Большая советская энциклопедия

  4. Этимологический словарь русского языка Семенова.



Заинтересовать учащихся к изучению материала на уроках ОРКСЭ помогут игры.

Например: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия» и т.д.

Установите соответствие между понятием и его определением

1) Кадило А) символ молитвы верующего человека

2) Церковная свеча Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном, которые кладутся на горящие угли.

3) Иконостас В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения

4) Алтарь Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе

5) Царские врата Д) это картина, на которой изображен лик святого или события Священной

истории.

Закончи предложения.

По мнению святой мученицы императрицы Александры, в семье следует забыть _______________, посвятить себя _______________,учиться ______________. Долгом в семье является __________________________. Между братьями и сестрами должна быть __________________________.

Для справок: другому; своё «я»; самоотречению; нежная дружба; бескорыстная любовь.



Соберите пословицы.

В семье… … добро не бывает.

Дом согревает не печь,.. … и каша гуще.

В недружной семье… … а любовь и согласие.



Цифровой диктант

1.Просьба, благодарение, славословие – что это? (Молитва)

2. Дом Божий (Храм)

3. Часть храма, куда запрещен вход женщинам (алтарь)

4. Посланники, помощники Бога (ангелы)

5. Обращение к Богу (молитва)

6.Что отделяет среднюю часть храма от алтаря? (Иконостас)

7. Служитель храма, церкви – (священник)

8. Люби ближнего своего как самого себя (правило)

9. Подарок от Бога людям, переданный через Моисея на горе Синай (Заповеди)

Молитва -4, храм-7, алтарь-3, ангелы-6, иконостас-8, священник-5, правило-2, заповеди-1.



Результатом формирования познавательных УУД на уроках ОРКСЭ, будут являться умения ученика:

- ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- вычитывание всех видов текстовой информации;

- владение и использование разных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового;

- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструирование, таблица, схема и др.);

- использование словарей, справочников;

- осуществление   анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

- прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт

- установление причинно-следственных связей.

- осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов)  для понимания смысла и целостного восприятия текста;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

- сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме;

- подведение под понятия, выведение следствий.

- построение логической цепи рассуждения.

- выдвижение гипотез, их обоснование.

- доказательство.

- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

     

Очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование познавательных УУД на уроках ОРКСЭ

Автор: Нефедова Валентина Викторовна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока ОРКСЭ на тему: Милосердие"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaorksenatiemumilosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "304398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457710561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Конспект урока по ОРКСЭ "
    ["seo_title"] => string(24) "konspiekt-uroka-po-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "135772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416982823"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока ОРКЭ. Основы светской этики. "Добро и зло""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokaorkeosnovysvietskoietikidobroizlo"
    ["file_id"] => string(6) "275923"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452634347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"), тема "Защита Отечества" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-tiema-zashchita-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "192998"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427551692"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "ОРКСЭ "Долг и совесть" 4 класс УМК "Школа 2100""
    ["seo_title"] => string(37) "orksedolghisoviest4klassumkshkola2100"
    ["file_id"] => string(6) "283064"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453787008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства