Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие интеллектуальных способностей младших школьников»
Упражнения на развитие интеллектуальных способностей
Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта.
Буриме, лимерики, загадки Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития.
Вопросы, задачи на логику Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики.
Задачи на развитие воображения Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга.
Интеллектуальная игра "Мыслеголики" Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться.
Интеллектуальное упражнение "25 букв" Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв.
Интеллектуальное упражнение "Аналогия не доказательство" Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах.
Интеллектуальное упражнение "Анекдоты про..." Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта.
Интеллектуальное упражнение "Вопрос на викторину" Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие.
Интеллектуальное упражнение "Все познается в сравнении" Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления.
Интеллектуальное упражнение "Высшая правда" Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли.
Интеллектуальное упражнение "Досье на прохожих" Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память.
Интеллектуальное упражнение "Думать без мата" Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект.
Интеллектуальное упражнение "Локатор" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Интеллектуальное упражнение "Люди как молекулы" Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей.
Интеллектуальное упражнение "Мир глазами дурака" Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания!
Интеллектуальное упражнение "На качелях абстракции-конкретизации" Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации.
Интеллектуальное упражнение "Найди шпиона" Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей.
Интеллектуальное упражнение "Новые понятия" Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта.
Интеллектуальное упражнение "Память на алгоритмы" Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами.
Интеллектуальное упражнение "Переинтерпретации" Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории.
Интеллектуальное упражнение "Правила игры в шахматы" Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления.
Интеллектуальное упражнение "Причинно-следственные связи" Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей.
Интеллектуальное упражнение "Рифмоплетство" Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы.
Интеллектуальное упражнение "Самый умный" Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы.
Интеллектуальное упражнение "Секретные предписания" Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности.
Интеллектуальное упражнение "Слова-перевертыши" Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости.
Интеллектуальное упражнение "Сложные анаграммы" Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова.
Интеллектуальное упражнение "Странные ассоциации" Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях.
Интеллектуальное упражнение "Суждения" Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно.
Интеллектуальное упражнение "Суперсила" Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу.
Интеллектуальное упражнение "Такая же буква" Упражнение направлено на развитие беглости мышления.
Интеллектуальное упражнение "Теория относительности" Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно".
Интеллектуальное упражнение "Утерянный порядок" Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц.
Интеллектуальное упражнение "Я, робот" Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга).
Исключение лишнего слова Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить.
Метод фокальных объектов Интеллектуальное раскрепощение.
Мнемонические упражнения Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания.
Набор упражнений для развития памяти у подростков Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов.
Общие вопросы развития внимания Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания.
Процедура "Групповая картина" Развитие воображения, фантазии.
Развивающее упражнение "Быки-Коровы" Развитие аналитико-комбинаторных способностей.
Развитие воображения с помощью поэзии Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии.
Развитие гибкости мышления Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности.
Развитие зрительной памяти Несколько игр на развитие зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию.
Развитие скорочтения Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения.
Развитие тактильной памяти Несколько игр на развитие тактильной памяти.
Словесные игры Несколько словесных игр.
Сочинение историй Развитие вербального интеллекта.
Сочинение фантастических рассказов Развитие вербального интеллекта.
Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
Тренинг восприятия Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия.
Упражнение "Антивремя" Развитие вербального интеллекта.
Упражнение "Понятия по порядку" Развитие логического мышления.
Упражнение "Построение системы причин" Формирование установки на всесторонний анализ ситуации.
Упражнение "Построение сообщения по алгоритму" Задание дисциплинирует и углубляет мышление.
Упражнение "Прилагательные ассоциации" Развитие вербальной беглости.
Упражнение "Путанка" Развитие пространственного воображения.
Упражнение "Разведчик" Развитие наблюдательности, "умного восприятия".
Упражнение "Разные отношения" Развитие понятийного мышления.
Упражнение "Родо-видовые отношения" Развитие вербального интеллекта.
Упражнение "Самый внимательный" Развитие внимания в групповом тренинге.
Упражнение "Сверхвнимание" Развитие внимания в групповом тренинге.
Упражнение "Селектор" Развитие внимания.
Упражнение "Сокращение рассказа" Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Упражнение "Составление предложений из слов" Развитие беглости и гибкости мышления.
Упражнение "Составление предложений" Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов.
Упражнение "Способы применения предмета" Задание развивает способность концентрации на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.
Упражнение "Сравнение понятий" Развитие понятийного мышления.
Упражнение "Сравнение пословиц по смыслу" Развитие вербального интеллекта.
Упражнение "Существенные признаки" Развитие вербального интеллекта.
Упражнение "Сходство и различие" Упражнение для младших и средних школьников, направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты. Операция сравнения одна из базовых интеллектуальных способностей человека ("Все познается в сравнении"). Несмотря на внешнюю простоту, это упражнение очень полезно для повышения общего уровня интеллекта.
Упражнение "Тахистоскоп" Развитие восприятия, внимания.
Упражнение "Термометр" Развитие воображения, самоконтроля.
Упражнение "Трудное - запомни!" Развитие памяти.
Упражнение "Чудеса техники" Развитие воображения, актёрских способностей.
Упражнение группового тренинга "Что было бы, если..." Упражнение группового психологического тренинга для школьников, развивающее интеллектуальную раскрепощенность.
Упражнение на развитие гибкости мышления Упражнение как для индивидуального, так и для группового психологического тренинга. Развитие гибкости мышления через выполнение очереди разнородных интеллектуальных задач.
Упражнение на смысловую догадку Развитие сообразительности, интуиции.
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста Несколько упражнений на развитие внимания, произвольности у детей.
Буриме, лимерики, загадки
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?
Допустим, стихотворцу задают рифму "тишина - весна". Ненемало подумав, тот сейчас же выдает двустишие:
Вмиг пропала тишина:
По земле пошла весна!
Или такое:
Все умолкло. Тишина.
Где же ты, скажи, весна?
Придумайте собственные буриме на рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна".
- Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы. Знамениты лимерики Э.Лира. Вот один из них:
Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел
Въедливый старик болотный.
По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии, третья и четвертая - само действие, пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа). Придумайте свои лимерики.
Создание загадок
При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.
Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: "Сто одежек и все без застежек".
Придумывайте свои загадки.
Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики.
1. Все металлы прповодят электричество. Ртуть - металл. Следо- вательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед - араб. 3. Некоторые капиталистические страны - члены НАТО. Япония - капиталистическая страна. Следовательно, Япония - член НАТО. 4. Все выпускники медицинского института получают диплом. Иванов получил диплом. Следовательно, Иванов - выпускник медицин- ского института. 5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. "Медный Всадник" - сочинение Пушкина. Следовательно, "Медный Всадник" нельзя прочитать за одну ночь. 6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следователь- но, Л. не привлечён к уголовной ответственности. 7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает ло- гику. Следовательно, Смирнов - слушатель высшей школы. 8. Некоторые студенты КПИ - бывшие военнослужащие. Петров - сту- дент КПИ. Следовательно, Петров - бывший военнослужащий. 9. Все колхозы Киевской области выполнили план хлебопоставок. Колхоз "Восход" не является колхозом Киевской области. Сле- довательно, колхоз"Восход" не выполнил план хлебопоставок. 10. Некоторые работники 2-го управления - юристы. Фомин - юрист. Следовательно, он работник 2-го управления. 11. Все граждане Украины имеют право на труд. Иванов - гражданин Украины. Следовательно, Иванов имеет право на труд. 12. Все металлы куются. Золото -металл. Следовательно, золото - куётся. 13. Все коренные жители Конго - негры. Мухаммед - негр. Следова- тельно, Мухаммед - житель Конго. 14. Все студенты Киевского университета изучают историю Украины. Н. изучает историю Украины. Следовательно, Н.- студент Киев- ского университета. 15. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно идёт дождь. 16. Некоторые капиталисты стремятся к развязыванию войны. Н. Рассел - капиталист. Следовательно Н. Рассел стремится к развязыванию войны. 17. Все студенты 3-го курса выполнили курсовую работу. В. вы- полнил курсовую работу. Следовательно, В. - студент 3-го курса. 18. Все демократы выступают против войны. Б. Джонс выступает про- тив войны. Следовательно, Б. Джонс - демократ. 19. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рын- ка. Австрия -капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка. 20. Все ученики 3-"Б" класса - отличники. Петя Смирнов - отличник. Следовательно, Петя Смирнов - ученик третьего "Б" класса
Задачи на развитие воображения
Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относиться сразу к двум стенам.)
Оценка, баллы
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Очки
за правильно
выполненное
25
22-24
18-20
15-17
12-14
9-11
6-8
4-5
3
задание
нтеллектуальная игра "Мыслеголики"
Название. Интеллектуальная игра "Мыслеголики"
Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться.
Качества. Интеллект. Остроумие
Содержание
Ведущий рассаживает участников в круг. Предлагает поиграть в ролевую игру. Будто все присутствующие здесь - "мыслеголики", которые страдают от этого "мыслеголизма" и хотят избавиться от него, вступив в "Общество анонимных мыслеголиков". Характер "страданий" может быть разный: кто-то страдает от того, что умнее всех окружающих, кто-то от изобилия умных мыслей, которые мешают жить, кто-то еще по какой-то причине. Участники должны по очереди вставать и говорить примерно следующее: - Всем привет. Меня зовут Петрович, но это не мое настоящее имя. Настоящее мое имя слишком известно. Я мыслеголик и страдают от мыслеголизма уже много лет. Страдаю, потому что... Выслушав очередного участника, другие должны дать ему какой-нибудь "добрый совет". Кто-то, может быть, сразу поделится своим жизненным опытом. В процессе выполнения упражнения важно поддерживать атмосферу остроумия. В конце происходит опрос участников. Спрашивается, хотят ли они - уже на полном серьезе - так или иначе прокомментировать ролевую игру, свои слова или слова других участников. Возможно, кто-то захочет выспросить подлинное мнение другого участника по тому или иному вопросу.
Интеллектуальное упражнение "Лишнее число"
Название. Интеллектуальное упражнение "Лишнее число"
Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Упражнение можно применять в процессе коммуникативных тренингов и тренингов личностного роста в качестве интеллектуальной разминки.
Качества. Интеллект
Содержание
Участникам предъявляется список из 21 числа, выписанных на ватмане. Задача - найти лишнее число. Для удобства числа можно выписать на ватмане в три столбца по семь чисел в каждом. 6159 7068 7816 9082 0784 1749 0667 4782 2667 9541 5466 3709 7932 2944 2629 1893 5871 1747 8227 2638 5088 Ведущий должен поощрять разные точки зрения. Главное, чтобы они были обоснованы. Так, кто-то может назвать 3709, потому что это единственное число, начинающееся на тройку. Кто-то может назвать 1893, потому что только оно заканчивается на тройку. Самое сложное в этом задании - найти число 7816. Только в нем суммы цифр образуют 22. В остальных случаях - 19 или 21. Желательно подождать, пока кто-нибудь не найдет эту особенность.
Интеллектуальное упражнение "Память на алгоритмы"
Название. Интеллектуальное упражнение "Память на алгоритмы"
Предназначение. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами.
Качества. Интеллект
Содержание
Ведущий обращается к участникам: - Слушайте меня очень внимательно. Запоминайте каждое действие, которое я буду проводить с числами. Вот у меня есть число. Это число 11. Назовем это число "исходным". Это важно. Сложим цифры этого числа, получаем 2. Умножаем на 3, получаем 6. Прибавляем 10. Получаем 16. У нас есть две цифры, 1 и 6. Из большей вычитаем меньшую, получаем 5. Умножаем на 3, получаем 15. Опять две цифры, и опять из большей вычитаем меньшую. Получаем 4. Отнимаем 1, получаем 3. Итак, на входе мы имели 11, на выходе получили 3. А что будет, если исходным числом будет не 11, а 15? 27? Коллективное обсуждение приветствуется. Если участники не смогли запомнить алгоритм с первого раза, то следует повторить его. В первом случае верный ответ 6. Во втором 0.