kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время,  в связи с внедрением новых образовательных стандартов,  важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, предполагающее создание атмосферы сотрудничества, в которой формируются условия для ТВОРЧЕСТВА и самореализации личности ученика. В наше быстроменяющееся время, связанное с информационным «бумом», важно чтобы наши ученики могли применять полученные знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. А. Дистерверг писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.                        

Понятие «ТВОРЧЕСТВО» многогранно и с разных позиций представлено в трудах учёных. Безусловно, для младшего школьника творческая деятельность – это создание оригинального продукта, в процессе работы над которым учащийся самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки, переносит и использует в различных комбинациях известные способы деятельности, находит новые подходы  решения проблемной ситуации.                                                                                                                       

 В своей практике, на уроках русского языка, использую следующие виды творчества, для самореализации ученического «Я»:                                                                                                 - интеллектуальное творчество ( составление кроссвордов, загадок, викторин по изучаемым правилам, создание  и защита мини-проектов той или иной темы);                                                                                                                                       - дидактическое творчество ( изготовление  карточек на знание правил и раздаточного материала, создание орфографических книжек-малышек);                                                            - словесное творчество ( рифмовка правил, сочинение стихов, сказок, историй, поздравлений и др.);                                                                                                                                    - художественно-изобразительное творчество ( создание образов, оформление правил, иллюстрирование текстов).

Далее, в  своём выступлении хочу показать актуальность заявленной темы для современного обучения и личностного роста учащихся, через анализ  условий, предпосылок  формирования креативности.   

Методика обучения русского языка накопила достаточный арсенал методических средств, использование которых помогает учителю реализовать развивающие возможности русского языка как учебного предмета. Например: проблемные и языковые задачки, лингвистические загадки, грамматико-лингвистические упражнения, обобщающие опорные схемы и интерактивные таблицы, тексты в качестве единицы обучения, творческие речевые задачи и упражнения и др.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, цельность восприятия. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. А творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, только если систематически приобщать учащихся к работе творческого характера, ставя учеников  в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся, творческих задач на уроках русского языка.

Итак, творческими называются упражнения, которые предполагают отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий. При их выполнении школьники проявляют наиболее высокую степень самостоятельности и активности. На основе анализа методических работ М.Р.Львова, Т.К. Донской, М.С.Соловейчик данные упражнения были систематизированы по уровням работы по развитию речи. А также сгруппированы в зависимости от самостоятельности и познавательной активности. Поэтому, систематически использую коммуникативно-речевые упражнения развивающего характера, дополняющие программу  Т.Г. Рамзаевой.

Итак,  1 группу составляют  упражнения, направленные на развитие умения выбирать наиболее подходящее по значению слово для точного выражения мысли. Идёт работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Данная группа упражнений направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ. Упражнения данной группы включаю в таких разделах, как: « Части речи», «Словообразование», «Изучение орфографических правил», «Предложение, текст», причём увеличиваю степень сложности и самостоятельности от класса к классу.

2 группа. Упражнения в правильном расположении слов в предложении. Полные ответы на вопросы текста, составление предложений из слов или словосочетаний, восстановление деформированного предложения, распространение предложения, дополнение предложения. Данные речевые упражнения постепенно подводят детей к самостоятельному составлению и самостоятельной записи ответов на вопросы, развивают умение правильно располагать слова в предложении, распространять предложения, вводя в него новые слова.

3 группа. Упражнения, направленные на развитие умений строить предложения. Составление предложений по опорным словам, по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению, определённой теме, по картинке, по инсценировке. Свободное составление предложений. Данные упражнения активизируют словарный запас учащихся, служат накоплению своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящих рассказов, пересказов, сочинений, изложений.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие комплекса умений, которые относятся к связной речи учащихся. Упражнения в выделении предложений из текста, написанного без точек и заглавных букв; упражнения в правильном расположении предложений в тексте; упражнения в делении текста на части; творческое списывание текста; составление рассказа по опорным словам, словосочетаниям; составление плана, озаглавливание частей; сочинения-миниатюры; составление рифмовок, стихов.

Считаю, что нельзя творческие работы учащихся сводить только к письму сочинений. И придерживаюсь, точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих работ учащихся – высокая степень их самостоятельности,  которая,  применительно к русскому языку, проявляется в выборе языковых средств и приёмов  для достижения поставленной цели. А это помогает самостоятельно определять последовательность изложения того или иного материала, развивается умение логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям.   

     Использование данных коммуникативно-речевых упражнений развивает творческие способности учащихся и познавательный интерес, повышает качество знаний и мотивацию, создаёт благоприятные условия для личностного роста учащихся.  Проявляется успешность при решении нестандартных задач. Всё это залог будущей успешной учёбы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка »

Шохирева Елена Вячеславовна, учитель начальных классов, МБОУ «Ильинская СОШ № 1».

Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка.

В настоящее время, в связи с внедрением новых образовательных стандартов, важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, предполагающее создание атмосферы сотрудничества, в которой формируются условия для ТВОРЧЕСТВА и самореализации личности ученика. В наше быстроменяющееся время, связанное с информационным «бумом», важно чтобы наши ученики могли применять полученные знания и умения как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. А. Дистерверг писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны. Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.

Понятие «ТВОРЧЕСТВО» многогранно и с разных позиций представлено в трудах учёных. Безусловно, для младшего школьника творческая деятельность – это создание оригинального продукта, в процессе работы над которым учащийся самостоятельно применяет усвоенные знания, умения, навыки, переносит и использует в различных комбинациях известные способы деятельности, находит новые подходы решения проблемной ситуации.

В своей практике, на уроках русского языка, использую следующие виды творчества, для самореализации ученического «Я»: - интеллектуальное творчество ( составление кроссвордов, загадок, викторин по изучаемым правилам, создание и защита мини-проектов той или иной темы); - дидактическое творчество ( изготовление карточек на знание правил и раздаточного материала, создание орфографических книжек-малышек); - словесное творчество ( рифмовка правил, сочинение стихов, сказок, историй, поздравлений и др.); - художественно-изобразительное творчество ( создание образов, оформление правил, иллюстрирование текстов).

Далее, в своём выступлении хочу показать актуальность заявленной темы для современного обучения и личностного роста учащихся, через анализ условий, предпосылок формирования креативности.

Методика обучения русского языка накопила достаточный арсенал методических средств, использование которых помогает учителю реализовать развивающие возможности русского языка как учебного предмета. Например: проблемные и языковые задачки, лингвистические загадки, грамматико-лингвистические упражнения, обобщающие опорные схемы и интерактивные таблицы, тексты в качестве единицы обучения, творческие речевые задачи и упражнения и др.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, цельность восприятия. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. А творческий подход к деятельности можно сформировать и развить, только если систематически приобщать учащихся к работе творческого характера, ставя учеников в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся, творческих задач на уроках русского языка.

Итак, творческими называются упражнения, которые предполагают отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий. При их выполнении школьники проявляют наиболее высокую степень самостоятельности и активности. На основе анализа методических работ М.Р.Львова, Т.К. Донской, М.С.Соловейчик данные упражнения были систематизированы по уровням работы по развитию речи. А также сгруппированы в зависимости от самостоятельности и познавательной активности. Поэтому, систематически использую коммуникативно-речевые упражнения развивающего характера, дополняющие программу Т.Г. Рамзаевой.

Итак, 1 группу составляют упражнения, направленные на развитие умения выбирать наиболее подходящее по значению слово для точного выражения мысли. Идёт работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Данная группа упражнений направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ. Упражнения данной группы включаю в таких разделах, как: « Части речи», «Словообразование», «Изучение орфографических правил», «Предложение, текст», причём увеличиваю степень сложности и самостоятельности от класса к классу.

2 группа. Упражнения в правильном расположении слов в предложении. Полные ответы на вопросы текста, составление предложений из слов или словосочетаний, восстановление деформированного предложения, распространение предложения, дополнение предложения. Данные речевые упражнения постепенно подводят детей к самостоятельному составлению и самостоятельной записи ответов на вопросы, развивают умение правильно располагать слова в предложении, распространять предложения, вводя в него новые слова.

3 группа. Упражнения, направленные на развитие умений строить предложения. Составление предложений по опорным словам, по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению, определённой теме, по картинке, по инсценировке. Свободное составление предложений. Данные упражнения активизируют словарный запас учащихся, служат накоплению своего рода речевых «заготовок», «деталей» для предстоящих рассказов, пересказов, сочинений, изложений.

4 группа. Упражнения, направленные на развитие комплекса умений, которые относятся к связной речи учащихся. Упражнения в выделении предложений из текста, написанного без точек и заглавных букв; упражнения в правильном расположении предложений в тексте; упражнения в делении текста на части; творческое списывание текста; составление рассказа по опорным словам, словосочетаниям; составление плана, озаглавливание частей; сочинения-миниатюры; составление рифмовок, стихов.

Считаю, что нельзя творческие работы учащихся сводить только к письму сочинений. И придерживаюсь, точки зрения тех авторов, которые считают главным признаком творческих работ учащихся – высокая степень их самостоятельности, которая, применительно к русскому языку, проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели. А это помогает самостоятельно определять последовательность изложения того или иного материала, развивается умение логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям.

Использование данных коммуникативно-речевых упражнений развивает творческие способности учащихся и познавательный интерес, повышает качество знаний и мотивацию, создаёт благоприятные условия для личностного роста учащихся. Проявляется успешность при решении нестандартных задач. Всё это залог будущей успешной учёбы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шохирева Елена Вячеславовна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169063

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства