Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников.
«…правильно организованное обучение
ребенка ведет за собой детское умственное развитие,
вызывает к жизни целый ряд таких процессов
развития, которые вне обучения сделались бы невозможными».
Выготский Л.С.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации воспитательного процесса, творчески подходить к выбору и использовании материала, поиску новых методов работы.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
В последнее время все больше учёных сходятся во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, их речевой и умственной деятельности, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости человека к обучению.
Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий, а сделать это можно с помощью игровых технологий.
Игра всегда актуальна:
-во - первых, наверное, потому, что ребенку по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;
-во - вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
- в - третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма работы противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации;
-в - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего занятия. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным;
- в-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает работу по развитию у детей мыслительных процессов и речевых умений и навыков.
К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась с проблемой:
- Низкий уровень речевой деятельности воспитанников и в связи с этим трудности в усвоении учебного материала.
- Несформированность навыков мыслительной деятельности, которые необходимы для успешного овладения знаний определенной глубины и степени сложности.
- Недостаточная выраженность интеллектуальных интересов, слабая мотивация учебной деятельности.
Целью моей работы является использование игровых технологий как средства активизации умственной и речевой деятельности младших школьников. Постановка цели предопределила решение следующихзадач:
- Расширять словарный запас воспитанников, воспитывать культуру речи;
- Активизировать умственную деятельность детей через развивающие игры, задания, упражнения для полноценного развития логичных, доказательных, аргументированных речевых способностей воспитанников;
- Развивать навыки мыслительной деятельности, которые в последующем позволят реализовать потребность в самостоятельном приобретении знаний;
Для реализации поставленных мною задач я в своей работе использую следующие игровые технологии:
По мнению современных педагогов, игра – наиболее прогрессивный метод обучения дошкольников и школьников. Именно в игре воспитателю легче сформировать у ребенка такие способности, как сообразительность, находчивость, умение логически мыслить, сравнивать, а также реализовать насущные воспитательные задачи. На первоочередное место игры в развитии человека в настоящее время указывается многими педагогами. Так, С.А. Шмаков считает, что «игра сейчас встаёт в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишённые игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются».
Существуют различные классификации игр, но большое влияние на развитие мыслительных процессов и речи оказывает дидактическая игра. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры – путешествия, игры – минутки (мозговой штурм), игры – поручения, игры – предположения, игры – сказки (фантастические, ситуативные), игры – загадки, игры – беседы (игры – диалоги).
Игры – путешествия имеют сходство со сказкой или фантастической историей, отражают реальные факты или события, но обычное раскрывают через необычное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, тем самым учит его моделировать реальные жизненные ситуации и находить правильный выход или рациональное решение. Например, проведенные мной мероприятия «Арифметики тропинки – одолеем без запинки!», «Заветная шкатулка», «В гости к Старичку – Мозговичку» представляют собой такие игры – путешествия.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения «Что было бы…?», «Что бы я сделал…?», «Если бы я стал…?» и пр. В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игры – загадки предназначены для развития логического мышления младших школьников. Воспитанники проявляют интерес к отгадыванию загадок. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Например, такое задание:
Отгадай слово
В каждом секторе окружностей пропущено по две буквы, и запись может быть сделана по часовой стрелке или против. Чтобы чуть – чуть облегчить задание, ты можешь использовать код в виде загадки.
- Есть в саду фруктовом чудо: листья ярче изумруда, серебристые цветы, золотистые плоды.
- Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли.
- Рогатый, а не бодается.
В основе игры – беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре – беседе педагог часто ведет речь не от своего имени, а от имени близкого ребятам персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, развивает мышление и коммуникативные навыки. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально – мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.
Конкурсные игровые программы представляют собой командные игры, в которых существуют элементы согласования действий играющих. Участники команд выполняют задания, в которые входят игры со словами, шарады, разгадывание ребусов, отгадывание загадок. То есть это – специально организованные соревнования в эрудиции. Например, интеллектуальная конкурсная программа «Озорные буквы», «Премудрости природы» и т.д.
Игры – драматизации - утренники, праздники с элементами театрализованного представления, где дети знакомятся с устным народным творчеством, с произведениями писателей, лучше усваивают идейное содержание произведений, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Воспитанники, участвуя в играх-драматизациях, учатся выражать свои чувства, развивают память, речь, мимику, жесты, учатся говорить с интонацией, выступать перед публикой, преодолевают застенчивость, замкнутость. Для возбуждения и развития интереса к играм-драматизациям дети привлекаются к участию в больших мероприятиях, к изготовлению костюмов, масок, доспехов, к оформлению помещения. Это дает возможность воспитанникам проявить и совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики под руководством воспитателя.
Викторины - специально организованные соревнования в эрудиции. Самое главное в организации викторины – правила и вопросы. В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобранные по темам («О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках»). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать не менее десяти остроумных вопросов. Например, проведенная викторина «Строим музей сказок».
Развивающие игры – развивают у детей речевую активность, мыслительные процессы. В них используются различные виды логических задач и упражнений: игра-задание «Соседи», «Ералаш», «Самое важное», «Заверши фразу» и т.д., которые способствуют развитию речевых навыков и умений.
С целью выявления особенностей развития логического мышления была использована диагностическая программа, которая включала в себя следующие методики:
- «Исключение понятий» для исследования способности к классификации и анализу;
- Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах для определения степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов;
- «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению;
- «Сравнение понятий» для определения уровня сформированности операции сравнения у младших школьников.
Исследования развития логического мышления проводилось среди учащихся 2–х классов в октябре 2012 года в количестве 30 человек.
Методика №1 «Исключение понятий»
В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 30 человек - 22 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), то есть, способны к классификации и анализу, 8 человек показали низкий уровень.
Дети, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.
Результаты исследования показали уровень развития способностей у воспитанников: 13% - высокий уровень, 60% - средний уровень, 27% - низкий уровень.
Методика №2
В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 30 человек – 18 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. воспитанники обладают такими операциями мышления, как определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах, 12 человек показали низкий уровень развития данных операций мышления. Из результатов данной методики мы можем судить о степени развитости интеллектуальных процессов: 16% - высокий уровень, 43% - средний уровень, 40% - низкий уровень.
Методика №3«Последовательность событий»
В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 30 человек – 26 справились с заданием (высокий и средний уровень), 4 человека показали низкий уровень.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что воспитанники, показавшие высокий и средний уровень способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Результаты исследования показали нам степень развитости у ребенка логического мышления и интеллектуальных процессов: 20% - высокий уровень, 64% - средний уровень, 16% - низкий уровень.