kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения, способствующие формированию навыков грамотного письма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения расчитаны на детей,которые испытывают затруднения при письме: не могут списать или записать текст под диктовку, путают буквы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения способствующие формированию грамотного письма.»

Упражнения,

способствующие формированию навыков грамотного письма.

Упражнения рассчитаны на детей , которые испытывают затруднения при письме: не могут списать или записать текст под диктовку, путают буквы, переставляют или пропускают их в словах, не дописывают окончания. Задания были использованы и используются мной при коррекции нарушений письменной речи у учащихся 2-3 классов на дополнительных и индивидуальных занятиях.

Занятия проводятся в непринужденной форме, когда у ребёнка хорошее настроение самочувствие. Необходимо учитывать силы и возможности ребёнка, предотвращать наступление утомления. Следует поощрять малейшие успехи детей, своевременно помогать им. Нужно соблюдать принцип от простого к сложному. Занятия длятся 15-20минут.

1. Работа со словами, имеющими одинаковую концовку.

Вместо чёрточки вставить ЛЯ и записать полученные слова в тетрадь.

-ЛЯ

Во- саб-

До- зем-

Пу- греб-

Кап- папу-

Лов- неде-

-ЛКА или -НКА?

ё-, бе-, ма-, ра-, пе-, ви-, бу-, южа-, оса-, пои-,-иго-, уша-, плё-, таре-, пари-, дуби- и т.п.

(Материал можно использовать для проведения слуховых диктантов. Предварительно дети запоминают конец слов одинаковый для всей группы. Учитель диктует начало, а дети должны записать всё слово.)

2.Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

1)Ребёнок читает 3-4 слова( на карточках)и запоминает их написание.

2)Произносит их, закрыв глаза(громко, потом шёпотом).

3)Получает в конверте разрезные буквы , соответствующие одному из слов, собирает это слово.

4) Составляет предложение с каждым из слов устно.

5) Записывает слова в тетрадь по памяти.

Аквариум, оркестр, библиотека. Инструмент, директор, крокодил, сковорода, верблюд, Валерий, табуретка, композитор, шлагбаум, акваланг, портфель, автомобиль, слесарь, бульдозер, вермишель, тротуар, стихотворение, телевизор, регулировщик, револьвер. Вертолёт, парикмахер, архитектор. (Перед началом нужно выяснить, знакомы ли ребёнку слова, над которыми будем работать.)

3. Запись предложений по зрительной памяти.

На карточки( полоски бумаги) чётким красивым почерком записываются предложения письменным шрифтом.

  1. Ребёнок читает по орфографическим правилам и запоминает текст.

  2. Затем разрезает предложение на отдельные слова и перемешивает их.

  3. Восстанавливает предложение.

  4. Запоминает правописание слов следующим образом: а) поочерёдно закрывает слова предложения, по памяти записывает их в черновике; б)несколько раз подряд прочитывает предложение. Затем закрывает глаза и проговаривает то же самое по памяти( вслух и шёпотом)

  5. Текст предложения убирается, а ученик записывает его в тетрадь.



Для работы можно взять следующие предложения. (Подобраны такие слова, в которых ученики чаще всего делают ошибки в диктантах.)



Дятел громко стучит клювом по дереву.

На клумбе пестрели красивые цветы.

Письма опускают в почтовый ящик.

Ребята собирали на огороде сочные овощи.

Весной на деревьях распустились зелёные листочки.

Весной на улицах нашего города журчат весёлые ручейки.

На прогулке маленькие дети наблюдали за красивыми птицами.

На концерте ребята пели весёлую песню.

Ранней весной к нам из тёплых стран вернулись грачи.

Серёжа читает интересную книгу о разведчиках.

Валюша споткнулась о пенёк и заплакала.

Катюша нарвала в поле большой букет васильков.

Птица принесла в клюве корм для своих птенцов.

Учительница взяла портфель и пошла на урок.

Я люблю поливать цветы в своём классе.

Любочка нарисовала в альбоме красивую картинку.

4. Виды слуховых диктантов. О порядке следования гласных а,о.

А) Если ребёнок пропускает гласные, путает написание букв а-о , полезны следующий вид работы.

(Диктуются слова , предварительно предупредив ребёнка о порядке следования гласных а,о.)



ААА

Баранка, казарма, застава, байдарка, каравай, задавать, карандаш, скакалка, загадка, палата, гагара, касатка, канавка. казарма.



ООО

Молоко, хорошо, болото, молоток, ноготок, поводок, потолок, коробок, колобок, колокол, молодой, годовой, колосок, волосок, городок, соколок, хохолок.



ОА

Роса, роща, вода, сова, пора, нора, корка, копать, сосна, товар, толпа, бочка, соска, токарь, тоска, школа, ольха, богач, лодка, лодка, ложка, пробка, полка, колпак, корабль, снова, солдат.



АО

Сало, чадо, сапог, сачок, замок, запор, квасок, браток, танцор, шажок, запрос, затвор, набор, напор, налог, масло, матрос, надзор, барбос, насос, пальто, народ.

ООА

Ворона, ворота, корова, погода, полоса, порода, осока, охота, солома, подкова, воронка,

полочка, сторонка, дорога, морковка.



ОАА

Собака, подача, помада, ограда, облака, овчарка, отвага, поганка, продажа, громада, досада, лопата.



АОА

Работа, бабочка, баночка, грамота, заколка, карточка, картошка, бахрома, вазочка, мамочка, находка, рамочка. Лавочка, ладошка, красота, лапочка, сказочка

Б) Предлагается записать начальную форму какого – либо слова, затем диктует лишь предлоги. Ребёнок записывает в тетрадь предлог и соответствующую этому предлогу слово.

БРЕВНО

У бревна, до бревна, из бревна, о бревна, о бревне, в бревне, на бревне, к бревну, по бревну, с бревном, над бревном, под бревном, перед бревном.

В) Если ребёнок плохо усвоил правописание предлогов с именем существительным, можно предложить следующий вид работы. Учитель диктует предложение. Ребёнок записывает его, но вместо имени существительного, следующего за предлогом, рисует картинку.

Например: На лежала книга.



Под ёлкой пробежала мышка.

Саша пошёл по дороге.

Котёнок спрыгнул с дивана.

Кукла упала со стула.

Белка влезла в дупло.

В ведре лежали груши.

Карандаш закатился под кресло.

В автобус села девочка.

г) Учитель читает ребёнку предложения диктанта по орфографическим нормам. Ребёнок несколько раз повторяет его, а затем записывает в тетрадь.

Белка.

Белка живёт в лесу. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка.. Белка сидит в дупле. Ей зимой тепло.

Карандаш.

У Зины есть цветные карандаши. Оля проси дать ей зелёный карандаш. Зина дала карандаш. Оля рисует листочки.

Д) Запись по памяти небольших стихотворных текстов.

Можно заучивать с ребёнком простые стихотворения. Текст произносится по орфографическим нормам, как пишется. Потом записывается в тетрадь.

5. Работа со связными тестами.

Эффективный вид работы, подготавливающий детей к письменному изложению связных текстов. Задание это требует максимальной концентрации внимания, памяти, а также применения всех ранее приобретённых умений в чтении и в письме.

Для начала желательно взять простые, незатейливые тексты с четко прослеживающимися причинно-следственными и временными связями. Каждое предложение рассказа записывается на отдельной полоске бумаги письменными буквами. Ребёнку предлагается прочитать разрозненные предложения и составить из них рассказ. Затем он несколько раз ( по орфографическим нормам, как написано) пересказывает и записывает по памяти в тетрадь. Правописание наиболее трудных слов можно предварительно отработать на черновике.

Тексты рассказов могут быть следующими.

Наступило лето. Днём ребята ходили на речку. Там они купались, загорали. По вечерам дети читали книги и смотрели телевизор. Хорошо летом!

Это было летом. Наташа и Володя пошли в лес за грибами. Вдруг началась гроза. Ребята спрятались под большим деревом. Домой они вернулись без грибов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения, способствующие формированию навыков грамотного письма.

Автор: Бакирова Ризаля Фарвазовна

Дата: 16.04.2022

Номер свидетельства: 604953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Формирование навыков грамотного письма в начальной школе. Из опыта работы. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-navykov-ghramotnogho-pis-ma-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "238529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444579276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ   НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОГО ПИСЬМА   У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП. "
    ["seo_title"] => string(123) "igry-i-uprazhnieniia-sposobstvuiushchiie-formirovaniiu-navykov-chtieniia-i-gramotnogo-pis-ma-u-mladshikh-shkol-nikov-s-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "211542"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431628799"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Роль словарной работы в формировании навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(63) "rol-slovarnoi-raboty-v-formirovanii-navykov-ghramotnogho-pis-ma"
    ["file_id"] => string(6) "276514"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452753360"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Повышение навыков грамотного письма у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "povyshieniienavykovghramotnoghopismaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "314610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Повышение навыков грамотного письма"
    ["seo_title"] => string(36) "povyshieniienavykovghramotnoghopisma"
    ["file_id"] => string(6) "314613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства