kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения на развитие логического мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения на   развитие  логического  мышления младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения на развитие логического мышления младших школьников»


Квасникова Наталья Юрьевна,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65»г.Кемерово

учитель начальных классов


Упражнения на развитие логического мышления младших школьников


  1. Найти величину слагаемых (по известной сумме и указанному их количеству):

73 = …+…+…+;

128 = …+…+…+…+…+;

62 = …+…+…+…+;

83 = …+…+…+…+;

41 = …+…+…+…+…+…+ .


  1. Вместо одинаковых букв подставь одинаковые цифры. Вместо разных -- разные и проверь правильность примера:

РМН

НМР

МКМ (ответ: Р=3, Н=1, М=4, К=8)


СВСГС

СГСВС

РСРСР (ответ: С=4, Р=8, В=1, Г=3)


ВТРТВТР

РТВТРТВ

ТНТНТН (ответ: В=3, Р=1, Т=4, Н=8)


БЛБФБЛБФ ДШХШДШХШД

БФБЛБФБЛ ХШДШХШДШХ

УБУБУБУБ ШИШИШИШИШ




  1. Реши примеры, с учетом, что буквы обозначают разные цифры:


ПВБШЖ 0 –А, 1 –Ш, 2 –П, 3 –В, 4 – У, 6 – Б, 7 – Д, 8 –Ж.

ШБДАП

УАВПА


ШМЕЛЬ 0 – М, 1 – Ж, 3 – Ь, 4 – А, 5 – Е, 6 – Т, 7 – Л, 8 – У, 9 - Ш.

ШМЕЛЬ

ЖУЖЖАТ



КОШКА 0 - А, 3 - Ш, 5 – К, 6 - О

КОШКА

КОШКА

СОБАКА



  1. Расшифруй запись:


БЕГАЛ 14765 84765

ЕГАЛ 4765 4765

ГАЛ 765 765

АЛ 65 65

Л 5 5

УСТАЛ 20365 90365



5. Поставь знаки «+» и «--» так, чтобы пример решился.


2 * 6 * 3 * 4 * 5 * 8 = 12

9 * 8 * 1 * 3 * 5 * 2 = 12

8 * 6 * 1 * 7 * 9 * 5 = 12

3 * 2 * 1 * 4 * 5 * 3 = 12

7 * 9 * 8 * 4 * 3 * 4 = 12


6. Поставь знаки «сложения», «вычитания», «умножения» и «деления», таким образом, чтобы получился правильный ответ.

(5*5)*(5*5) = 12 (9*9)*(9*9) = 18

(5*5)*(5*5) = 25 (9*9)*(9*9) = 81

(5*5)*(5*5) = 26 (9*9)*(9*9) = 82

(5*5)*(5*5) = 100 (9*9)*(9*9) = 162

(5*5)*(5*5) = 250

7. Восстанови утерянные цифры.


1***3 91*** ***52 60*** 87*** ***69

***79 ***32 1***8 ***34 3***5 4***2

58*** 3***2 85*** 3***2 ***45 71***


1*75*97

34*56*

37*50*4

*727864



8. Расставь в пустых клетках буквы «Т», «А», «Б», «У», «Н» так, чтобы в строчках, в столбцах и большим диагоналям буквы не повторялись.


Т

А

Б

У

Н

ОТВЕТ

Т

А

Б

У

Н






У

Н

Т

А

Б






А

Б

У

Н

Т


Т

А

Б

У

Н

Т

А

Б

У






Б

У

Н

Т

А



9. Вставь пропущенную букву и число.


1

Д

8

?

ОТВЕТ

11

Б

5

Ж

?

И



10. Начерти прямоугольник со сторонами 3 и 4 см. Раздели его на треугольники так, чтобы среди них было 8 равных.



11. Соедини числа 1280, 740, 600, 60 математическими знгаками «+» или «--» так. чтобы в результате получился нуль (не применяя скобок).

12. Исключи «лишнее» слово: «ЕЛМ», «АУМХ», «ШААНДАКР», «СТИАЛК»

ОТВЕТ: « АУМХ»


13. ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. Какое число было заложено в ЭВМ?

х 3 -19 +10 : 9 +86 :3 +41 :2

Х
















36


14. Магические квадраты.

15


9



21

7


28


25


18


9


17


18


27


21



15



8


ОТВЕТ:


15

30

9


11

21

7


28

7

25

12

18

24

9

13

17

15

18

21

27

9

21

19

5

15

11

35

8


Магические квадраты.

В девяти клетках квадрата расположите числа 2, 2, 2, 4,4, 4, 6, 6,6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.

2

6

4

6

4

2

4

2

6

Ответ:





В девяти клетках квадрата, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8 так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.





4




3

8

1

2

4

6

7

0

5







Ответ:



В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,2,2,2,2,3,3,3,3,4,4,4,4. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 10.

1

4

4

1

3

2

2

3

2

3

3

2

4

1

1

4

Ответ:













В шестнадцати клетках квадрата расставьте числа 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 30.

0

14

13

3

11

5

6

8

7

9

10

4

12

2

1

15

Ответ:















В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа 1,1,1,1,1,2,2,2,2,2,3,3,3,3,3,4,4,4,4,4,5,5,5,5,5. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 15.

1

4

2

5

3

4

2

5

3

1

2

5

3

1

4

5

3

1

4

2

3

1

4

2

5

Ответ:








В двадцати пяти клетках квадрата расставьте числа от 1 до 25. Числа надо расставить так, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 65.

11

14

7

20

3

4

12

25

8

16

17

5

13

21

9

10

18

1

14

22

23

6

19

2

15

Ответ:












Заполните числами магический квадрат, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 63.

16

41

6

11

21

31

36

1

26

16




21


1

26

Ответ:







Заполните числами магический квадрат, чтобы сумма по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 30.



12

18

10


8



4

14

12

18

10

2

8

6

16




15. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына -- Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?


ОТВЕТ: Владимир Николаевич.

  1. Сколько четырехугольников со стороной АВ изображено на рисунке?

А В



  1. Три клетки квадрата закрашены. Надо закрасить еще четыре так, чтобы в каждом из семи рядов, каждом из семи столбцов, а также в каждом из двух рядов из угла в угол (в них тоже по семь клеток) была закрашена одна клетка. Никакие две закрашенные клетки не должны соприкасаться.
















































































































  1. Логические цепочки:

… 5 7 9… (Ответ: 1,3,5, 7, 9, 11, 13).

… 5 6 9 10 … ( Ответ: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14).

….21 17 13 …. (Ответ: 29, 25, 21, 17, 13, 14).

1 4 7 ….. (Ответ: 1, 4, 7, 10, 13, 16,….).

6 12 18…… ( Ответ: 6, 12, 18, 24, 30, 36,…).



  1. Игра «Лишнее число».

Даны числа: 1, 10, 6. Какое число лишнее?

Лишним может быть число 1, так как это нечетное число, а 10 и 6 четное. Даже лишним может быть число 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 однозначные. Да и число 6 может быть лишним, так как для написания двух других использована единица.

Сравнивать можно не только числа, но и математические выражения.

Даны примеры: 3 + 4 и 1 + 6.

На первый взгляд нет ничего общего кроме знака действия. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить, что первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечетные, а вторые – четные.

Можно предложить детям составить аналогичную пару примеров на вычитание, деление или умножение.


20. Задания по классификации.

Числа разбиты на группы. Надо указать основание классификации.

а) 5,8 и 14, 17, 26, 32 (Ответ: однозначные и двузначные числа).


б)5, 14 , 32 и 8, 17, 26 (Ответ: сумма цифр чисел первой группы равна 5, сумма цифр чисел второй группы равна 8).


в) 5, 17 и 8, 14, 26, 32 (Ответ: группы четных и нечетных чисел).


г)Найди лишнее число и объясни, почему оно лишнее: 135, 450, 258, 63, 711.

Сколько вариантов решения?

(Ответ: 450 – лишнее число, так как оно круглое; 63 – лишнее число, так как оно двузначное; 711 – лишнее число, так как для записи этого числа используется цифра 1, которая повторяется 2 раза; 258 – лишнее число, так как в остальных числах сумма цифр числа равна 9)


д)Какое выражение можно назвать лишним?

1 + 3 + 2, 1 + 5, 7- 1, 2 + 4, 6 –4, 3 +3.

(Ответ: 1+3+2 – больше действий;


е) 6 – 4 – так как результат равен 2;

7-1 – целое равно 7, а в остальных выражениях 6;

3 + 3 – сумма состоит из одинаковых слагаемых.)

ж)Рассмотрите ряды чисел: 2 4 6 8

1 2 3 4

1 3 5 7

Какой из них можно назвать лишним?

(Ответ: Лишним является второй ряд, так как в нём числа идут последовательно друг за другом в порядке возрастания. В первом и третьем рядах последовательно увеличиваются на 2.)


  1. Задание:

Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумай такие числа и запиши ответ. (Ответ: 6 – 3=3, 4 – 2 =2, 8 – 4= 4, 10 – 5 = 5 и др.)


22. Задание:

а)Составь все трёхзначные числа из цифр 2, 5, 9 так, чтобы цифры в записи числа не повторялись. (Ответ: 259, 295, 529, 592, 925, 952)


б) Запиши все двузначные числа, которые можно составить, используя слова: тридцать, пятьдесят, два, четыре, девять.(Ответ: 32, 34, 39,52, 54, 59)


в) Запиши все возможные двузначные числа, составленные лишь с помощью цифр 0, 1, 3, 5. (Ответ: 10, 11, 13, 15, 30, 31, 33, 35, 50, 51, 53, 55)


г) На какое однозначное число надо умножить 123456789, чтобы в результате получилось новое число, записанное одними единицами?

(Ответ: Число123456789 надо умножить на 9. 123456789 ×9=111111111.)


д)Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц. (Ответ: 31, 62, 93).


23. Продолжи ряд:

а) 1, 4, 7, …, … ,.., … (Ответ: 10, 13, 16, 19, 22….);


б) 7, 77, 777, …., ….., (Ответ: последовательно увеличивается количество цифр 7 на одну);


в) 1, 2, 4, 5, 7, …, …, (Ответ: 8, 10, 11, 13,14, 16….)


г) 123, 234, 345, …, …, …, (Ответ: 456, 567, 678, 789.)


д) 107, 118, 130, 143, …, …, …, (Ответ: 157, 172, 188, 205… Вначале второе число увеличивается на 11, следующее на 12, затем на 13, потом на 14 и т.д.)


24. Расшифруй математический ребус. АВ × А = ССС. (Ответ: 37 ×3 =111.)


25. По какому признаку можно разбить на две группы данные числа?

35, 44, 45, 531, 333, 540, 242.

(Ответ: 35, 44, 45 – двузначные, 531, 333, 540, 242 – трёхзначные числа;

44, 333- цифры в записи числа повторяются,

35,45, 531, 540, 242- цифры в записи числа не повторяются;

35, 44, 242 – сумма цифр числа равна 8,

45, 531, 333, 540 – сумма цифр чисел равна 9;

44, 540, 242 – чётные числа, 35, 45, 531, 333- нечётные числа.)


26. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.


27. Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.

28. Используя знаки действий и скобки, запишите:


а) число 24 – четырьмя тройками или тремя двойками;

(Ответ: 3 × 3 × 3 -3 = 24, 33 – 3 ×3 = 24, 22 + 2 = 24.)


б) число 20 – четырьмя девятками или пятью тройками;

(Ответ: 99 : 9 + 9 = 20 , 33 : 3 +3 × 3 = 20.)


в) число 1000 – пятью девятками или шестью пятёрками

(Ответ: 9 : 9 + 999 = 1000, (5 + 5) × (5 + 5) ×( 5 + 5) = 1000.)


г) тремя пятерками выразите число 30 (Ответ: 5×5+ 5 = 30)


д) число 16 при помощи четырех пятерок (Ответ: 55 : 5 + 5 = 16.)


е) число 100 при помощи пяти пятерок. (Ответ: (5 + 5 + 5 +5) ×5 = 100)


ж)число 113 при помощи пяти двоек (Ответ: 222 : 2 + 2 =113.)


з) число 26 используя пять раз цифру 2 Ответ: (22 : 2 + 2) ×2 = 26).


и) число 7 при помощи четырех троек (Ответ: 3 : 3 + 3 + 3 = 7.)


к) число 12 при помощи пяти пятерок (Ответ: 55 : 5 + 5 : 5 = 12.)


л) Число 1 тремя двойками; (Ответ: 2 – 2 : 2 = 1.)


м) Число 2 тремя двойками; (Ответ: 2  2 : 2 = 2.)


н) Число 2 четырьмя двойками; (Ответ: 2 : 2 + 2 : 2 = 2.)


о) Число 3 тремя двойками; (Ответ: 2 = 2 : 2 = 3.)


п) Число 3 четырьмя двойками; (Ответ: 2  2 – 2 : 2 = 3.)


р) Число 5 четырьмя двойками; (Ответ: 2 2 + 2 : 2= 5.)


с) Число 100 пятью единицами; (Ответ: 111 – 11 = 100.)

29. Подбери числа и реши полученные уравнения.

Х : 9 = * - *

(Ответ: х =27, 27 : 9 = 6 -3; х = 81, 81 : 9 = 15 – 6 и др.)

Х + 75 = * × *

(Ответ: х = 25, 25 + 75 = 5 × 20, х = 50, 50 + 75 = 5 × 25 и др.)

С × 8 = * + *

( Ответ: с = 5, 5 × 8 = 10 + 30, с = 7, 7 ×8 = 26 + 30 и др.)

Х – 80 = * : *

(Ответ: х = 85, 85 – 80 = 10 : 2, х = 120, 120 – 80 = 80 : 2 и др.)

56 : х = * : *

(Ответ: х = 4, 56: 4 = 32 : 2, х = 7, 56 : 7= 32 : 4 и др.)


30. В записи 8 8 8 8 8 8 8 8 поставь между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.

(Ответ: 88 + 8 +8 +8+ 888 = 1000.)


31. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какая цифра должна стоять вместо звездочки? (Ответ: цифра 0, число 870.)

63. У скольких трехзначных чисел сумма цифр равна 2?

(Ответ: У двух чисел: 101 и 200.)



Список литературы.

1. Узорова.О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006. – 127с.

2. МаксимоваТ.Н. Сборник текстовых задач по математике: 4 класс.- М.: ВАКО, 2010.- 96с.

3. Математика. 1-4 классы: упражнения для устного счета/ сост. М.В.Головач, Ю.К.Бондаренко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 266с.

8. Математика. 1 класс: Поурочные планы: Поурочные планы/ Авт. – сост. Т.В.Бут. – Волгоград: Учитель, 2003. – 384с.

9. Математика: тесты. 4кл. : учеб. – метод. пособие/ С.И.Волкова, И.С.Ордынкина, М.: Астрель, 2008. – 109с.

13.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. Для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1990.-77с.

14. С.И.Волкова, Н.Н.Столярова. Задания на развитие логического мышления.// Начальная школа, 1990, № 7. – с. 38 – 41.

15.С.И.Волкова, Н.Н. Столярова. Развитие познавательных способностей

17. И.В.Сереброва. Развитие внимания и логического мышления на занятиях по математике.// Начальная школа, 1995, №6. –с. 51-53.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения на развитие логического мышления младших школьников

Автор: Квасникова Наталья Юрьевна

Дата: 31.03.2019

Номер свидетельства: 505450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня. "
    ["seo_title"] => string(82) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-zaniatiiakh-v-ghruppie-prodlionnogho-dnia"
    ["file_id"] => string(6) "213136"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431975140"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методические рекомендации по развитию логического мышления младших школьников "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-razvitiiu-loghichieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "114583"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411572372"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Статья «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_loghichieskogho_myshlieniia_mladshikh_shkol_nikov_na_urokakh_r"
    ["file_id"] => string(6) "373245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482679218"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Игровые технологии как средство активизации умственной и речевой деятельности младших школьников "
    ["seo_title"] => string(113) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-umstviennoi-i-riechievoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "188434"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426678920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства