Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.
Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.
Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.
Развитию логического мышления детей на занятиях в группе продлённого дня необходимо уделять большое внимание, так как без логичности мышления знание - бесплодно. Научить ребёнка логически мыслить – первая задача обучения в начальных классах.
Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся.
Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского. Он считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.
Главным приёмом развития логического мышления младших школьников является сравнение. Без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. С этой целью я даю, например, такие задания:
- найти сходства и различия ромашки и подсолнуха;
-найти отличия в похожих картинках.
Особое место я отвожу логическим играм (судоку, магические квадраты, шахматы, ребусы и головоломки). Они заинтересовывают детей, увлекают в свой таинственный мир и в туже очередь глубоко развивают.
При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.
Во всём, что мы говорим и о чём думаем, непременно есть суждения. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждения. Поэтому я уделяю большое внимание развитию родной речи учащихся, обучаю их родному языку как средству чёткого выражения мыслей. С этой целью, детям предлагаются в качестве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки. Это помогает учащимся усваивать различные отношения между предметами. Можно использовать неоконченные фразы, подобные следующей: «Февраль – зимний месяц, а июль…?» Затем рекомендую ставить вопросы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книг фразами, а самостоятельно составленными. Я провожу упражнения на отношения между понятиями противоположности и тождества. Учащиеся отвечают на вопросы: «Оля послушная, а Таня?», «Саша смелый, а Петя?» Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающие тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или…?) Следует помнить, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.
Дети должны уметь оперировать понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как деление, обобщение, ограничение понятий, объединение и пересечение. Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ограничения нужно проводить такую работу:
1)Птица, степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа);
2)Участок суши, огромный участок суши, огромный участок суши,
окруженный со всех сторон океаном (материк).
Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. Поэтому задачей каждого педагога является систематическое развитие логического мышления у детей, так как логика стоит в преддверии всех наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня. »
Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.
Развитию логического мышления детей на занятиях в группе продлённого дня необходимо уделять большое внимание, так как без логичности мышления знание - бесплодно. Научить ребёнка логически мыслить – первая задача обучения в начальных классах.
Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся.
Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского. Он считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.
Главным приёмом развития логического мышления младших школьников является сравнение. Без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. С этой целью я даю, например, такие задания:
- найти сходства и различия ромашки и подсолнуха;
-найти отличия в похожих картинках.
Особое место я отвожу логическим играм (судоку, магические квадраты, шахматы, ребусы и головоломки). Они заинтересовывают детей, увлекают в свой таинственный мир и в туже очередь глубоко развивают.
При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.
Во всём, что мы говорим и о чём думаем, непременно есть суждения. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждения. Поэтому я уделяю большое внимание развитию родной речи учащихся, обучаю их родному языку как средству чёткого выражения мыслей. С этой целью, детям предлагаются в качестве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки. Это помогает учащимся усваивать различные отношения между предметами. Можно использовать неоконченные фразы, подобные следующей: «Февраль – зимний месяц, а июль…?» Затем рекомендую ставить вопросы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книг фразами, а самостоятельно составленными. Я провожу упражнения на отношения между понятиями противоположности и тождества. Учащиеся отвечают на вопросы: «Оля послушная, а Таня?», «Саша смелый, а Петя?» Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающие тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или…?) Следует помнить, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.
Дети должны уметь оперировать понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как деление, обобщение, ограничение понятий, объединение и пересечение. Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ограничения нужно проводить такую работу:
1)Птица, степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа);
2)Участок суши, огромный участок суши, огромный участок суши,
окруженный со всех сторон океаном (материк).
Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. Поэтому задачей каждого педагога является систематическое развитие логического мышления у детей, так как логика стоит в преддверии всех наук.