kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.

Развитию логического мышления детей на занятиях в группе продлённого дня необходимо уделять большое внимание, так как без логичности мышления знание - бесплодно. Научить  ребёнка логически мыслить – первая задача обучения в начальных классах.

Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся.

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского. Он считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.

Главным приёмом развития логического мышления младших школьников является сравнение. Без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. С этой целью я  даю, например, такие задания:

- найти сходства и различия ромашки и подсолнуха;

-найти отличия в похожих картинках.

Особое место я отвожу логическим играм (судоку, магические квадраты, шахматы, ребусы и головоломки). Они заинтересовывают детей, увлекают в свой таинственный мир и в туже очередь глубоко развивают.

            При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.

 Во всём, что мы говорим и о чём  думаем, непременно есть суждения. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждения. Поэтому я уделяю большое внимание развитию родной речи учащихся, обучаю их родному языку как средству чёткого выражения мыслей. С этой целью, детям предлагаются в качестве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки. Это помогает учащимся усваивать различные отношения между предметами. Можно использовать неоконченные фразы, подобные следующей: «Февраль – зимний месяц, а июль…?» Затем рекомендую ставить вопросы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книг фразами, а самостоятельно составленными. Я провожу упражнения на отношения между понятиями противоположности и тождества. Учащиеся отвечают на вопросы: «Оля послушная, а Таня?», «Саша смелый, а Петя?» Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающие тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или…?) Следует помнить, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.

Дети должны уметь оперировать понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как деление, обобщение, ограничение понятий, объединение и пересечение. Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ограничения нужно проводить такую работу:

Обобщение:

1)Человек, сложный организм, организм;

2)Соболь, ценный пушной зверь, пушной зверь, зверь.

Ограничение:

1)Птица, степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа);

2)Участок суши, огромный участок суши, огромный участок суши,

окруженный со всех сторон океаном (материк).

Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения   понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. Поэтому задачей каждого педагога является систематическое развитие логического мышления у детей, так как логика стоит в преддверии всех наук.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня. »

Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.


Развитию логического мышления детей на занятиях в группе продлённого дня необходимо уделять большое внимание, так как без логичности мышления знание - бесплодно. Научить ребёнка логически мыслить – первая задача обучения в начальных классах.

Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерами, а затем совершенствовать логическое мышление учащихся.

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского. Он считал, что логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы, а основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение, наблюдение за природой.

Главным приёмом развития логического мышления младших школьников является сравнение. Без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения. Первые элементарные сравнения школьников основаны на чувственном познании, наглядном восприятии предметов. С этой целью я даю, например, такие задания:

- найти сходства и различия ромашки и подсолнуха;

-найти отличия в похожих картинках.

Особое место я отвожу логическим играм (судоку, магические квадраты, шахматы, ребусы и головоломки). Они заинтересовывают детей, увлекают в свой таинственный мир и в туже очередь глубоко развивают.

При помощи сравнения учащиеся находят отличительные признаки предметов и формулируют суждения.

Во всём, что мы говорим и о чём думаем, непременно есть суждения. Всякая мысль в нашей голове, всякая фраза, если только в ней есть какой-нибудь смысл, непременно заключает в себе суждения. Поэтому я уделяю большое внимание развитию родной речи учащихся, обучаю их родному языку как средству чёткого выражения мыслей. С этой целью, детям предлагаются в качестве материала для чтения группы слов, имеющие различные и одинаковые родовые признаки. Это помогает учащимся усваивать различные отношения между предметами. Можно использовать неоконченные фразы, подобные следующей: «Февраль – зимний месяц, а июль…?» Затем рекомендую ставить вопросы так, чтобы ученики отвечали не взятыми из книг фразами, а самостоятельно составленными. Я провожу упражнения на отношения между понятиями противоположности и тождества. Учащиеся отвечают на вопросы: «Оля послушная, а Таня?», «Саша смелый, а Петя?» Дети заменяют в предложениях одни слова другими, выражающие тождественные понятия (хвост лошади или лошадиный хвост; медвежья лапа или…?) Следует помнить, что в начальных классах определять следует лишь те понятия, содержание которых усвоено школьниками.

Дети должны уметь оперировать понятиями. В числе операций над понятиями имеются такие, как деление, обобщение, ограничение понятий, объединение и пересечение. Чтобы научить учащихся правильно делать обобщения и ограничения нужно проводить такую работу:

Обобщение:

1)Человек, сложный организм, организм;

2)Соболь, ценный пушной зверь, пушной зверь, зверь.

Ограничение:

1)Птица, степная птица, редкая степная птица, редкая степная птица высотой около метра (дрофа);

2)Участок суши, огромный участок суши, огромный участок суши,

окруженный со всех сторон океаном (материк).

Учащимся начальных классов не просто даются готовые определения понятий, а под руководством учителя они сознательно формируются. Поэтому задачей каждого педагога является систематическое развитие логического мышления у детей, так как логика стоит в преддверии всех наук.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие логического мышления на занятиях в группе продлённого дня.

Автор: Лаврентьева Алла Леонидовна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) ""Сюрпризы осени" "
    ["seo_title"] => string(16) "siurprizy-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "220257"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434558119"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства