Статья «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»
Статья «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»
Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции.В статье представлен ряд упражнений на разватие логического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»»
«Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка»
Гилёва Алина Николаевна,
учитель начальных классов,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 66
г. Екатеринбург
Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников – значит а развивать умение осуществлять мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, синтез, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения. А
Показателями умственного развития младших школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной и внеучебной деятельности, выбирать их. Продуктивная деятельность в большей степени способствует этому, так как она связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.
Развитие логического мышления на уроках русского языка будет эффективным, если разработать комплекс занятий и включить в содержание работы на уроках русского языка методы и приемы, способствующие развитию умений:
сравнения;
группировки;
обобщения;
классификации.
Логические упражненияпредставляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей логического мышления.
При направленности упражнений на развитие умений, которые являются составляющими операций логического мышления, можно эффективно повысить уровень логического мышления младших школьников.
Целью предложенных учебных заданий является их использование для эффективного развития логического мышления младших школьников. Для успешной реализации поставленной цели необходимо, чтобы учащиеся с помощью умений классификации, обобщения, сравнения и группировки могли работать с любым лексическим материалом, с помощью чего, будет повышаться уровень логического мышления.
Задания на сравнение
Цель заданий – научиться решать орфографические, фонетические и синтаксические задачи русского языка и повысить уровень логического мышления, а так же коммуникативных способностей. Для успешного выполнения данных заданий младшие школьники должны применять умение сравнивать предметы и явления окружающего мира. Рассмотрим данное задание в рамках темы «Части речи»
Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов. Прочитайте. Сравни слова, как части речи, назови эти части речи.
Никто не водится со мной. Внутри меня води(-ться, -ца), что с таким води(-ться, -ца).
2. Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между а отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, а учащиеся встречается со многими словами, в которых они должны опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.
Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова, по роду, по наличию орфограмм, по количеству слогов.
3.Задания на обобщение
Цель упражнений в осмыслении понятия «предмет» на грамматическом уровне, обобщении знаний на основе исследуемых объектов, в развитии уровня аналитико-синтетического мышления. Задания на обобщение можно применять в каждом разделе изучения русского языка. Лучше всего данные задания применять на этапе закрепления и систематизации знаний.
Задание 1. Определите общее значение сгруппированных слов в каждой строчке и запишите обобщающее слово.
Ходьба, просьба, стирка, чтение, работа – ? (действия).
Цель данного задания – найти общее между, казалось бы, не связанными словами. Выполняя данное задание, школьники активно применяют умение обобщать явления и предметы окружающего мира. Признаки обобщения младшие школьники так же должны найти самостоятельно. Полезно применять данное задание после изучения объемных тем, таких как «Имя существительное» и «Глагол» для того, чтобы лучше идентифицировать понятия и не путать их между собой.
Эти задания могут послужить как успешному усвоению знаний, так и развитию речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.