Тема урока: Умножение десятичных дробей
Предмет: математика
Класс 5
Автор урока : Меньшенина Наталья Николаевна, учитель математики и информатики
Коммунальное государственное учреждение « Нежинская средняя школа»
Методическая информация :
Тип урока: урок повторения обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: умение выполнять учащимися умножение десятичных дробей, применение этих навыков при решении вычислительных и текстовых задач.
Задачи урока:
образовательные:
- повторить правила умножения десятичных дробей;
- обобщить и закрепить полученные знания, умения и навыки;
- проверить , как усвоена тема.
развивающие:
- формировать навыки компетентностного подхода – учить школьников применять свои знания на практике.
- Развивать навыки критического мышления – умения оценить работы одноклассников, оценить свою работу.
- повышение мотивации учащихся на уроке за счёт нестандартных форм контроля знаний, умений и навыков;
- Совершенствовать коммуникативные компетенции - навык устного публичного выступления. Воспитание толерантного отношения друг к другу
- продолжить формирование познавательного интереса к математике воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при работе в парах;
- воспитание доброты , желания и умения оказать помощь
Применяемые технологии: здоровье сберегающие, технология сотрудничества, игровая технология, групповые способы обучения, тестовые технологии.
Необходимое оборудование и материалы
• компьютер с операционной системой MS Windows и приложениями MS Office; мультимедийный проектор и экран;
Дидактическое обеспечение урока
1. Демонстрационные таблицы к основным правилам;
2. Комплект заданий к самостоятельной работе:
3.Компьютерный тест (1 и 2 вариант);
4.Таблицу ответов
5.Учебная презентация по теме урока «Умножение десятичных дробей»
Структура урока.
1. Вводно-мотивационный момент.
2. Проверка ранее изученного. Правила действий с десятичными дробями.
3. Устная работа . Выполнить умножение на 10,100 и т.д.
4. Игра « Найди ошибку в вычислениях»
5. Игра « Верни запятые».
6.Игра « Собери ромашки»
7. Работа в группах. Вычислить значение выражения рациональным способом
8. Работа в парах. Решение задач
9.Компьютерное тестирование
10. Рефлексия. Выставление оценок. Задание на дом.
1. Учитель объявляет тему, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
Цицерон
Будь внимателен, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Стук в дверь. Приносит почтальон письмо примерно такого содержания:
«Дорогие пятиклассники! Мы, сказочные герои всегда рады встрече с вами на страницах сказок. Но сегодня нам нужна ваша помощь. В нашей сказочной школе завелась Бяка- Привередина, и все наши домашние задания перепутала. Мы не хотим получить двойки! Помогите, очень вас просим…»
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко! .
2. Незнайка совсем забыл ,как складываю, вычитают и умножают десятичные дроби. Давайте поможем ему их вспомнить. Учитель раздает детям листы с правилами действий. На магнитной доске необходимо выстроить их в правильном порядке.
3. Ребята , самый красивый мужчина в самом расцвете сил, любитель варенья и печенья, самый лучший укротитель домоправительниц… Ну вы догадались, о ком я говорю Карлсон не знает , как умножать дроби на 10,100,. Давайте научим его. Слайд № 3
4. Ребята, Буратино , к сожалению, никогда не учился в школе, но ему очень хочется купить папе Карло и друзьям театр. Для этого ему нужно исправить ошибки в примерах. Поможем!? ( флипчарт) . Игра « Найди ошибку в вычислениях» Слайд № 4
5. А веселые смешарики Ежик и Зайчик по дороге домой растеряли из своих тетрадок все запятые. Нужно их восстановить. Все хорошо знают фразу « Казнить нельзя помиловать». И только одна запятая может решить судьбу человека. Будьте внимательны , расставляя запятые. Игра « Верни запятые».( Фличарт) или слайд № 5.
6.Замечательный мишка из сказочной страны Тилимилитрямдии растерял свои ромашки. Помоги ему их собрать побыстрее, да будьте аккуратны и внимательны в вычислениях. Только одну ромашку с верным ответом можно забрать. Игра « Собери ромашки» .(Презентация). Слайды№6-18
Физминутка.
6. Работа в группах.
1. С наступлением весны организм человека подвержен простудным заболеваниям. Как уберечь себя от простуды?
Дети предлагают всевозможные версии, учитель их подводит к тому, что нужно употреблять витамины.
Справочный материал: Витамин С увеличивает сопротивляемость организма простудным инфекционным заболеваниям, содержится в яблоках, черной смородине, лимонах, апельсинах и др.фруктах и овощах. Чтобы быть здоровым, взрослому человеку необходимо съедать в день не менее 0,5 кг овощей и фруктов. Слайд №19
Задача. Суточная доза витамина С для человека составляет 0,05г. Какое количество этого витамина необходимо человеку в неделю, месяц, год?
1).0,05*7=0,35 г.
2)0,05*30=1,5 г.
3) 0,05*365=18,25 г.
Учитель. Для удовлетворения суточной потребности в витамине С надо съесть 50 г свежих ягод черной смородины.
2. Вычислить значение выражения рациональным способом
1)0,85*4+0,73*5+0,15*4+0,27*5 1 группа
2). 9,75*10+0,07*100+0,25*10+0,03*100 2 группа
3). 18,3*0,5-5,81*0,5+2,81*0,5 3 группа слайд № 20
Даже всезнающий Знайка удивлен вашей смекалкой, ребята.
Он для вас подготовил рассказ « Из истории десятичных дробей». Вот послушайте. Слайд№21
Работа в парах. Решение задачи.
Замечательные, добрые , верные Чебурашка и крокодил Гена будут признательны вам за помощь в решении задачи про их лучших друзей грачат Слайд №23 или флипчарт.
Два друга: грачонок Гоша и грачонок Геша с наступлением весны решили встретиться. Они вылетели на встречу друг другу из разных городов. Гоша летел со скоростью 38,3 км/ч, а Паша – 36,9 км/ч. Через 2 часа они встретились. Узнайте, каково расстояние между городами.
Дорогие ребята, наш сказочный марафон подходит к завершению. Мы сегодня славно с вами потрудились. Всем, кто нуждался в нашей помощи , помогли. И в заключении порадуем себя тем, что вы очень любите. Решение компьютерного теста. Удачи. Будьте внимательны, аккуратны и точны.
Подведение итогов компьютерного тестирования.
Стихотворение « Три десятых».
Вновь стук в дверь Почтальон приносит посылку с сюрпризом. В посылке яблоки или мандарины каждому ребенку и символические пятерки и пожелание « Знания имейте вы отличные по теме «Дроби десятичные» и Будьте всегда здоровы.»
Звучит музыка « Песня кота Леопольда « Если добрый ты».
- Слайд №25
- Интересно ли Вам было на уроке?
- Легко ли Вы справились с заданиями?
- Полезен ли был урок для вас?
- Узнали ли вы что-нибудь новое на уроке?
- Каково ваше настроение?
Спасибо , дети за урок.
Домашнее задание дифференцированное, на карточках. Уровень по выбору учащихся.