kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебное сотрудничество как средство повышения учебной мотивации в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие  требования.  С введением новых образовательных стандартов одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и развитии интереса к процессу обучения. Возникает вопрос: каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебное сотрудничество как средство повышения учебной мотивации в рамках федерального государственного образовательного стандарта.»

УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Современная школа живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. С введением новых образовательных стандартов одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и развитии интереса к процессу обучения. Возникает вопрос: каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель стремится, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознаёт потребности к ним. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Я задалась вопросом: как же сделать учебный процесс более эффективным? Передо мной встала задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебной деятельности.

Изменения в содержании, методах и приёмах школьного обучения с введением ФГОС требуют изменения и форм организации учебно-воспитательного процесса. Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество, в котором участвуют две стороны: учитель и обучающиеся. В связи с этим считаю, что именно учебное сотрудничество является средством повышения учебной мотивации и ведущей формой организации учебного процесса.

Используя на своих уроках коллективные формы обучения, я увидела, что такая деятельность на уроке даёт возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, что способствует проявлению и развитию их интереса и способностей. Главной моей задачей стало – научить детей работать вместе, сообща. Для этого я искала такие формы совместной учебной деятельности, которые создают наиболее благоприятные условия для включения каждого в активную работу на уроке. Начиная с первого класса, при построении учебного сотрудничества, вместе с ребятами разработали общие правила организации групповой работы:

1.Как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи.

2. Введя новую форму сотрудничества, ввели речевые примеры обращения друг к другу: “Ты согласен?”, “А как ты думаешь?”, “Почему ты так думаешь?”

3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке. Что это значит?

Это означает умение каждого участника ставить цели совме­стной деятельности, определять способы совместного выполне­ния заданий. Это дает основания для начала серьезной работы по выявлению различ­ных способов решения одной и той же задачи, их сравнения, сопос­тавления в совместной учебной работе. Мотивация на этом эта­пе приобретает иной характер: дети активно продолжают работу и после получения результата, ищут альтернативные решения и обращаются за помощью к товарищу.

Большое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору:

- Необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом. Это требование понятно: дети, относящиеся друг к другу враждебно, вместо того, чтобы искать способы взаимо­действия, будут конфликтовать. Однако не всегда стоит объеди­нять в одну группу детей, выразивших желание работать вместе. Очень часто желание работать вместе высказывают дружащие между собой дети. Для них объединение в группу, выполняю­щую общее задание, - возможность продолжить приятные от­ношения. При этом учебный материал вообще может ухо­дить из поля зрения. Надо учитывать, какие мотивы будут руко­водить детьми при включении в совместную работу, будут ли они способствовать возникновению учебного взаимодействия.

- При подборе группы необходимо также учитывать соот­ношение возможностей детей. Эф­фективнее всего складывается совместная учебная работа в группах, где объединены дети приблизительно равных возмож­ностей. В группах же, где оценка школьниками своих возмож­ностей была различной, по-разному складывались и отношения в совместной работе. Так, более сильные ученики, захватив лидер­ство, начинали выполнять работу индивидуально, не рассчиты­вая на участие и помощь других ребят группы, часто просто не допус­кая их к выполнению задания. Иногда от участия в совместной работе отказывается более слабый ученик. Он предпочитает пользоваться результатами чужой деятельности - либо в силу своей низкой самооценки («я все равно ничего не могу»), либо желая избежать неуспеха и осуж­дения товарищей, либо просто ленясь. Обучающий эффект такой работы для ученика очень низок.

Наблюдая за групповой работой своих учеников, я пришла к выводу: взаимодействие возникает там, где группа подбирается с учетом мотивов и целей, определяющих деятельность. Этот факт обязательно учитываю при организации работы с неуспевающими детьми.

Особое значение для формирования мотивации совмест­ной деятельности считаю правильный отбор заданий и форм коллективной работы. Нельзя предлагать детям непо­сильную для них работу. Не получив удовлетворения от совмест­ного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негатив­ное отношение к коллективным формам работы. Для формирования мотивации совместной учебной рабо­ты большое значение имеет то, какое место в работе группы за­нимает учитель. Своим правилом считаю: осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Урок, благодаря коллективным формам деятельности, богат по содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. В своей работе часто использую коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности, повышает интерес и мотивацию к познанию.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калошина Ирина Ивановна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "английский язык 6 класс "
    ["seo_title"] => string(25) "anghliiskii-iazyk-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "219227"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434053378"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства