Учебное сотрудничество как средство повышения учебной мотивации в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Учебное сотрудничество как средство повышения учебной мотивации в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
Современная школа живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. С введением новых образовательных стандартов одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и развитии интереса к процессу обучения. Возникает вопрос: каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебное сотрудничество как средство повышения учебной мотивации в рамках федерального государственного образовательного стандарта.»
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Современная школа живёт и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней всё возрастающие требования. С введением новых образовательных стандартов одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и развитии интереса к процессу обучения. Возникает вопрос: каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель стремится, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознаёт потребности к ним. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Я задалась вопросом: как же сделать учебный процесс более эффективным? Передо мной встала задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебной деятельности.
Изменения в содержании, методах и приёмах школьного обучения с введением ФГОС требуют изменения и форм организации учебно-воспитательного процесса. Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество, в котором участвуют две стороны: учитель и обучающиеся. В связи с этим считаю, что именно учебное сотрудничество является средством повышения учебной мотивации и ведущей формой организации учебного процесса.
Используя на своих уроках коллективные формы обучения, я увидела, что такая деятельность на уроке даёт возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, что способствует проявлению и развитию их интереса и способностей. Главной моей задачей стало – научить детей работать вместе, сообща. Для этого я искала такие формы совместной учебной деятельности, которые создают наиболее благоприятные условия для включения каждого в активную работу на уроке. Начиная с первого класса, при построении учебного сотрудничества, вместе с ребятами разработали общие правила организации групповой работы:
1.Как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи.
2. Введя новую форму сотрудничества, ввели речевые примеры обращения друг к другу: “Ты согласен?”, “А как ты думаешь?”, “Почему ты так думаешь?”
3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке.Что это значит?
Это означает умение каждого участника ставить цели совместной деятельности, определять способы совместного выполнения заданий. Это дает основания для начала серьезной работы по выявлению различных способоврешения одной и той же задачи, их сравнения, сопоставления в совместной учебной работе. Мотивация на этом этапе приобретает иной характер: дети активно продолжают работу и после получения результата, ищут альтернативные решения и обращаются за помощью к товарищу.
Большое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет состав группы. Очень важно внимательно отнестись к его подбору:
- Необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом. Это требование понятно: дети, относящиеся друг к другу враждебно, вместо того, чтобы искать способы взаимодействия, будут конфликтовать. Однако не всегда стоит объединять в одну группу детей, выразивших желание работать вместе. Очень часто желание работать вместе высказывают дружащие между собой дети. Для них объединение в группу, выполняющую общее задание, - возможность продолжить приятные отношения. При этом учебный материал вообще может уходить из поля зрения. Надо учитывать, какие мотивы будут руководить детьми при включении в совместную работу, будут ли они способствовать возникновению учебного взаимодействия.
- При подборе группы необходимо также учитывать соотношение возможностей детей. Эффективнее всего складывается совместная учебная работа в группах, где объединены дети приблизительно равных возможностей. В группах же, где оценка школьниками своих возможностей была различной, по-разному складывались и отношения в совместной работе. Так, более сильные ученики, захватив лидерство, начинали выполнять работу индивидуально, не рассчитывая на участие и помощь других ребят группы, часто просто не допуская их к выполнению задания. Иногда от участия в совместной работе отказывается более слабый ученик. Он предпочитает пользоваться результатами чужой деятельности - либо в силу своей низкой самооценки («я все равно ничего не могу»), либо желая избежать неуспеха и осуждения товарищей, либо просто ленясь. Обучающий эффект такой работы для ученика очень низок.
Наблюдая за групповой работой своих учеников, я пришла к выводу: взаимодействие возникает там, где группа подбирается с учетом мотивов и целей, определяющих деятельность. Этот факт обязательно учитываю при организации работы с неуспевающими детьми.
Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности считаю правильный отбор заданий и форм коллективной работы. Нельзя предлагать детям непосильную для них работу. Не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Своим правилом считаю: осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.
Урок, благодаря коллективным формам деятельности, богат по содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. В своей работе часто использую коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности, повышает интерес и мотивацию к познанию.