Просмотр содержимого документа
«Творческие задания на уроках литературного чтения.»
Творческие задания на уроках литературного чтения.
Главной задачей современной начальной школы – является формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно. Младший школьный возраст – это особо ответственный период психологического развития ребенка, формирование сложных видов деятельности, закладывание основ творческих способностей, период развития и совершенствования всех видов речевой деятельности.
Чтение, речь и письмо самые нужные школьнику речевые инструменты для успешной учёбы.
И от того, как в раннем детстве ребенок овладевает речью, и потом в течение всей жизни обогащает и совершенствует её, зависит уровень его общего развития.
Ни для кого не секрет, что дети отличаются по уровню развития речи. Приходят дети с нарушением фонематического слуха, артикуляции, с бедным словарным запасом и т.д. Но самое главное - они не умеют общаться друг с другом, высказывать свои мысли, их речь скудна и невыразительна.
Ребенок, который поступил в школу, владеет речью в пределах собственных интеллектуальных возможностей и потребностей. Он умеет отвечать на простые вопросы, делать более - менее связные высказывания. Эти высказывания нужно постоянно поощрять и поддерживать, непринужденно приглашая ученика к разговору, придумывая интересные творческие задания.
Творческие работы я провожу двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
1. Одним из заданий творческого характера, направленные на развитие речи учащихся является дидактическая «Игра со словами». Предлагается три случайных слова. Например: пианино, цветок, шляпа. Необходимо написать три предложения, связанных между собой по смыслу. В каждом предложении нужно обязательно использовать все три слова. Например: В комнате стояло пианино, на котором лежали цветок и шляпа. Девочка подошла к пианино, надела шляпу и взяла в руку цветок. Неожиданно пианино сказало человеческим голосом: «Девочка! Сними шляпу и верни мне мой цветок!». Приветствуются фантастические и необычные ситуации.
2. Не менее интересным для учащихся является игра Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») —заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Например, на рифмы «…бал…танцевал» может получиться следующее буриме: «Гости собрались на бал. Я с принцессой танцевал» или «Мы приехали на балл. До утра я танцевал».
3. Драматизация.
Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы. Выделяют следующие возможные формы драматизаций:
– пальчиковый театр; – кукольный театр; – костюмированные представления по известным произведениям; – музыкальные инсценировки; – спектакли по собственным сценариям.
Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому необходимо поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.
4. Одно из самых интересных заданий для младших школьников – это работа с книжками – самоделками. Сами книжки дети изготавливают на уроках технологии и ИЗО с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме кошки, грибка, домика, кораблика. Каждая книга имеет свое название, дети сами придумывают сюжеты, главных героев.
В этих книжках–самоделках дети, как правило, записывают произведения только собственного сочинения, придуманные ими сказки, рассказы, басни, стихотворения. Это первые шаги в их словотворчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
5. Еще я использую рецензирование детьми созданных рисунков.
Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Это можно организовать следующим образом:
каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
школьники обмениваются рисунками;
получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.
6. Составление вопросов и тестов по прочитанному тексту.
Начиная с 1-го класса необходимо учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как, в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также младших школьникам очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.
Можно предложить учащимся задание: «Задай вопрос другу!»
7. Творческое пересказывание.
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора, или дети придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец.
Такие пересказы требуют от учеников работы воображения, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивают творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.
8. Работа с читательским дневником.
Не рекомендуется пренебрегать ведением читательских дневников. В особой тетради ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.
9. Составление кроссвордов и викторин.
Составлениекроссвордов и викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.
Таким образом, все задания творческого характера, о которых шла речь выше, могут существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию воображения и умению полноценно воспринимать любое художественное произведение.