Тренинг на сплочение учащихся начальных классов.
Цель: Сплочение класса и повышение самооценки детей.
Ход занятия
- Ребята, сегодня занятие проведу я. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Сейчас давайте рассчитаемся на первый-второй.
- Молодцы. Теперь я попрошу всех встать и отодвинуть стульчики, чтобы они не мешали. «Первые номера» строятся за мной в колонну, а «вторые номера» становятся на против нас. Для начала давайте поприветствуем, друг друга в колонне (поворачиваемся, пожимаем руку следующему за ним ребёнку, ). А теперь давайте поприветствуем другую команду. Сейчас мы будем двигаться «змейкой» и пожимать друг другу руки.
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча.
Молодцы ребята!
Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.
Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?
Упражнение «Почесать спинку»
Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. Положите свои руки на плече соседу. И медленно начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж.
Упражнение превращение: Сейчас уберите стульчики в сторону, они нам будут мешать. Наша игра будет называться «Превращение». То есть я буду называть животных, людей, предметы в которых вы должны «превратиться». Давайте попробуем. Сейчас вы все «превращаетесь» в кошку. Вы можете издавать звуки, которые характерны для кошки, то есть мяукать, мурлыкать, можете потягиваться, как это делают кошки и т.д.
Теперь вы «превращаетесь» в:
- Зайчика
- Уставшего человека
- Собачку
- Мышку
- Человека, который очень расстроен
- Веселого человека
- Лягушку
- Обезьянку
Какие молодцы!
Упражнение «Через стекло». Детям предлагается сказать что- либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».
Упражнение «Поезд» Нескольким учащимся предлагается изобразить «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Обобщение. Рефлексия тренинга:
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху не дано.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
Не лги! И ты будешь иметь друзей.
Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.
Подведение итогов работы группы.
А теперь я вас прошу взять клубочек и поделится своими впечатлениями о сегодняшнем дне, а клубочек передавайте друг другу
- Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то вам тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.
- Распутываться мы будем следующим образом. Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?
- Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день.
- Я хочу сказать всем спасибо. Мне очень жаль, что нам придется расстаться.
- А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину что бы ваши пальчики касались: «Спасибо вам, до свиданья »