kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг социальных и жизненных умений для подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг социальных и жизненных умений с использованием интерактивных заданий и элементов арт-терапии."Разноцветная планета".Для учащихся 6 класса

 Подготовили:

     Педагог-психолог:              Н.Л. Шарапова            

Учитель начальных классов:  Л.А. Игнашина

       Цель:

Сплочение коллектива, осознание значимости каждого в осуществлении общей деятельности.

           Задачи:

1.           Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2.           Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3.           Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4.           Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы: бейджики на каждого участника, шейные платки трёх цветов по количеству участников в команде, клубок жёлтых ниток, пять платков, звёзды, вырезанные из цветной бумаги («звёздный путь»), художественные материалы: пастель, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки, большой лист бумаги с нарисованным кругом и звёздным небом, сегменты круга по количеству участников.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг социальных и жизненных умений для подростков. »

МОУ «Дашковская средняя общеобразовательная школа»


Тренинг социальных и жизненных умений с использованием интерактивных заданий и элементов арт-терапии.











(Для учащихся 6 класса)

Подготовили:

Педагог-психолог: Н.Л. Шарапова

Учитель начальных классов: Л.А. Игнашина

Цель:

Сплочение коллектива, осознание значимости каждого в осуществлении общей деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

  2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

  3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

  4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы: бейджики на каждого участника, шейные платки трёх цветов по количеству участников в команде, клубок жёлтых ниток, пять платков, звёзды, вырезанные из цветной бумаги («звёздный путь»), художественные материалы: пастель, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки, большой лист бумаги с нарисованным кругом и звёздным небом, сегменты круга по количеству участников.











Ход мероприятия


Личность – тайна одного,
Любовь – тайна двух,
А всеобщий коллектив
как исторический организм,
Вечно стремящийся себя утвердить, -
Это тайна не одного,
не двух и не трех,
но тайна всего человечества.

А.Ф.Лосев


Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе ...

Итак: Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив. Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорить обо всем, что может способствовать групповой сплоченности.

Вопрос: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно снова распустить паутину. Для этого каждый участник должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Если нить будет запутываться — в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Ведущий: Сегодня нам предстоит интересная работа. Мы знакомы с вами не слишком короткое время, но вы для меня остаётесь одной большой загадкой. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе? Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств.

Если не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
При затруднении выдать памятку «Черты характера» (Прил.).

Ведущий: Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой я? И какие мы вместе?» была разгадана.



Ход игры

Звучит «космическая» музыка.

Ведущий: Когда-то в бесконечном космическом пространстве существовали только атомы, которые могли лишь отталкиваться и конфликтовать друг с другом и совершенно не умели объединяться. Да они и не хотели этого делать. Атомы были независимы и свободны. Но однажды из неизведанных просторов космоса явилась Черная Громадина — ужасное существо, состоящее из поглощенных и расщепленных им частиц. Туманообразная Черная Громадина пожирала атомы и объединяла их в себе в виде расщепленных частиц. Позади этой Черной Громадины оставалась только пустота, и пространство сворачивалось, как горящая бумага.

Атомы запаниковали. В отчаянии метались они, натыкаясь друг на друга, и конфликты вспыхивали еще острее.

И вдруг один из атомов, которого звали Альф, воскликнул:

Послушайте, братья атомы! Черная Громадина пожирает нас поодиночке! Ни большие, ни маленькие атомы не в силах противостоять ей. Значит, есть только одна возможность, которой еще никто не пытался воспользоваться! Нам надо объединиться, надо научиться преодолевать силу взаимного отталкивания и собраться в единое целое. Авось уж тогда-то эта обжора подавится!

Однако сколько ни убеждал своих собратьев Альф, никто не хотел его слушать, все желали лишь одного: сохранить свою независимость во что бы то ни стало.

Ведущий предлагает каждому высказать свои аргументы за и против объединения.

Вопрос: Какой способ существования наиболее приемлем для коллектива как части Вселенной? (Ответы участников).

Сдвигаются стулья так, чтобы ограничить свободу передвижения участников.

Ведущий: Представьте сейчас, что вы атомы одной Вселенной. Как двигаются атомы? (Ответы). Постарайтесь сейчас передвигаться также в этом пространстве

Чтобы произвести больший эффект, в процессе дальнейшего рассказывания истории ведущий двигается вокруг игроков, слегка касаясь их.

Ведущий. Шло время, Вселенная таяла на глазах, и всё уже становились круги, которые описывала Черная Громадина. Отдельные храбрецы-атомы, бросавшиеся на нее в атаку, бесславно погибали, а большинство стремилось к центру Вселенной — подальше от страшного чудовища. Наконец наступил момент, когда Вселенная сжалась в комок и атомы столпились так тесно, что едва преодолевали силу взаимного отталкивания, а Черная Громадина уже подъедала тех, кто оказался с краю.

У нас последний шанс, друзья! — сказал один из атомов. — Если мы не используем его, то все погибнем и наша Вселенная исчезнет. Кто хочет спастись, объединяйтесь друг с другом. Мы создадим новые структуры — молекулы, а из них тела, предметы. И будем жить — по-новому!

Итак, готовы ли вы объединиться?

Участники принимают решение. (На данном этапе возможны два варианта развития событий: все участники могут принять решение объединиться или же может образоваться группа участников, не желающих объединяться. В этом случае игра идет далее в двух направлениях: образовываются две команды — команда атомов, решивших объединиться, и команда атомов, принявших решение остаться независимыми).

Для того чтобы выиграть время и найти способ победить Черную Громадину, необходимо пожертвовать некоторыми атомами — они должны проложить путь по звездной дорожке, пока не замеченной Черной Громадиной.

Участники разбиваются на три группы (по цвету шейных платков): пять человек выходят за дверь (ведомые), пять человек становятся ведущими, остальные — члены команды, наблюдающие со стороны. На полу звёздами, вырезанными из бумаги обозначается затейливая «звездная дорожка», по которой каждый ведущий должен провести своего ведомого. Помогать ведомому можно только вербально, не прикасаясь к нему и оставаясь в начале дорожки. Во время прохождения участниками испытания члены команды не имеют права помогать ни ведущему, ни ведомому. Ведомые с завязанными глазами по очереди заходят в помещение и преодолевают препятствие.

(Если в группе появятся участники не пожелавших объединиться с остальными, то при прохождении звездной дорожки их можно включить в группу атомов, которые должны проходить испытание с завязанными глазами).

После окончания игры все снова садятся и проводится обсуждение. Каждой группе задаются вопросы.

Вопросы ведомым:

— Что вы испытывали?

— Доверяли ли вы ведущему вас по звездной дорожке?

— Что менялось в процессе выполнения задания?

— Что вы испытывали, когда вами руководили и нужно было лишь следовать инструкции?

— Хотелось ли вам что-то спросить?

— Был ли внутренний протест?

Вопросы ведущим:

— Как вы себя чувствовали в роли ведущего?

— Что было наиболее трудно и наиболее легко?

Вопросы команде:

— Что вы испытывали, когда участник вашей команды выполнял задание?

— Хотели ли вы вмешаться, что-то изменить или подсказать ведущему?

— Довольны ли вы тем, как ведущий руководил выполнением задания?

Ведущий. Итак, вы смогли вырваться и у вас еще есть время, чтобы победить Черную Громадину. Сейчас вам необходимо объединиться в группы по 5 атомов и сообща выработать перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе и в конфликтных ситуациях. (участники распределяются на три команды: по цвету выбранного шейного платка)

Участники в микрогруппах составляют перечень качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного взаимодействия, затем представитель от каждой микрогруппы зачитывает получившийся список, при этом каждое предлагаемое качество обосновывается и обсуждается группой. Затем всеми вместе составляется общий список из 10 пунктов на основе уже имеющихся качеств.

(Если есть команда нежелающих объединяться, им дается задание составить перечень качеств личности, мешающих эффективному межличностному взаимодействию).


«Шпаргалка»
(вариант перечня качеств личности, важных для межличностного общения)

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека; в то же время — способность сказать другому о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

Доброжелательность — способность не только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию.

Аутентичность — естественность в отношениях, способность быть самим собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии.

Конкретность — отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы, говорить о своих переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

Инициативность — склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны.

Открытость — способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость — это не обнародование интимных секретов, а скорее искренность в обсуждаемом вопросе.

Умение слушать — способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности по обсуждаемым вопросам с учетом его позиции (умение слушать предполагает владение методами активного слушания).

Тактичность — соблюдение этических норм во взаимодействии.

Конфронтация — умение противостоять мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений — готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать или покарать, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.


Ведущий. Вы наконец-то пришли к единому мнению и теперь можете все вместе противостоять Черной Громадине.

Ведущий. Разинуло чудовище свою огромную пасть, и объединение атомов исчезло в ее черноте. Однако Черная Громадина не смогла переварить этот новый продукт. Сжавшаяся до размеров точки Вселенная в ее брюхе вдруг взорвалась, разметав поглощенные чудовищем атомы по бесконечному пространству. И появились в этом пространстве звезды и планеты, астероиды, кометы, туманности. Позже возникли на планетах живые существа и растения, потом люди, которые научились создавать новые предметы.

С помощью вот этих средств (указывается на стол с красками, карандашами и др.) создайте свой мир (индивидуальная работа).

Под «космическую» музыку участники на сегментах круга рисуют свои миры.

После окончания работы все рассматривают рисунки и ведущий предлагает объединить свои миры, в единую планету и дать ей название. На скрепленных листах ватмана создается общий коллаж в форме круга. Участники становятся вокруг коллажа и рассматривают его.

Ведущий. Появившаяся галактика состояла из атомов. Атомы были объединены по-разному, но они уцелели, не расщепились и обрели умение не только отталкиваться, но и притягиваться.

С тех пор атомы, живущие внутри каждого из нас, иногда нашептывают нам о том, что нужно не только ценить свободу и независимость, но и уметь общаться, налаживать связи.

Именно так: притягиваясь и отталкиваясь, в одиночку и объединившись с другими, можно преодолеть все трудности и опасности.

На этом игра завершается и проводится итоговое обсуждение.

Наш мир — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе (ведущий обводит рукой круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой...

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

Рефлексия занятия. Участники тренинга письменно отвечают на вопросы:
  1. Какое настроение было у вас во время занятия?

  2. Что понравилось больше всего?

  3. Было ли что-то, что не понравилось?

  4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

Звучит музыка…Ведущий:

Мне в ладошку счастье звёздочкой упало

Может потому что я о нём мечтала?

Мягкое пушистое такое…

Самое заветное, сердцу дорогое.

Захотелось счастьем с кем - то поделиться

А оно ладошку греет и искриться.

Только лишь по капельки стоит дать кому-то

Станет счастья больше у самой - Вот чудо!

Только тем кто верит и мечтать умеет

Я раздам по капли, пусть и вас согреет!

Только не теряйте, только берегите,

Сердцем согревайте и другим дарите!


УЧАСТНИКАМ РАЗДАЮТСЯ ДЕКОРАТИВНЫЕ

ЗВЁЗДОЧКИ, БАБОЧКИ



Азартный

Аккуратный

Активный

Благородный

Благосклонный

Быстрый

Веселый

Вежливый

Внимательный

Волевой

Гениальный

Гибкий

Голосистый

Гордый

Деликатный

Деловой

Дерзкий

Добродушный

Доброжелательный

Егоза

Жалостливый

Железный характер


Заботливый

Звонкоголосый

Изящный

Интересный

Искренний

Капризуля

Красивый

Ласковый

Ловкий

Любопытный

Милый

Молодец

Мужественный

Надежный

Напористый

Настойчивый

Необычный

Новый

Опрятный

Отважный

Отзывчивый

Открытый

Отчаянный

Порядочный

Правдивый


Преданный

Работящий

Радостный

Разумный

Робкий

Самостоятельный

Самый-самый

Сердечный

Стойкий

Счастливый

Талантливый

Терпеливый

Трудолюбивый

Уважительный

Удачливый

Умный

Упорный

Фантазер

Физически сильный

Храбрый

Хранитель тайн

Человеколюбивый

Чудесный

Чуткий

Шаловливый

Щедрый




Приложение

Памятка «Черты характера»



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг социальных и жизненных умений для подростков.

Автор: Шарапова Наталья Леонидовна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Программа  социально педагогического сопровождения  детей «группы риска»"
    ["seo_title"] => string(75) "proghrammasotsialnopiedaghoghichieskoghosoprovozhdieniiadietieighruppyriska"
    ["file_id"] => string(6) "292192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455248795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства