Тексты для речевой разминки
(1 класс)
***
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
— А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Первые буквы
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У,
Малыши кричат уа.
Мы в лесу кричим ау.
С буквы А — арбуз и аист
(Мы запомнить постарались),
С буквы У у нас, ребята,
Ухо, удочка, утята...
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
Л. Демьянов
- Прочитайте стихотворение шепотом.
- Прочитайте, начиная шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.
- Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут,
Его учебником зовут.
В. Берестов
— О каком учителе идет речь?
— Разве может быть учебник учителем? Объясните.
— Прочитайте стихотворение шепотом, громко.
— А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
***
Удивительный народ —
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан,
Рыжий клок торчит под носом —
Вся прическа на весу, перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
А. Пудваль
— О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?
Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.
— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Путаница
Вот мы ви-дим ма-му.
А у ма-мы мы-ло.
Ма-ма мо-ет ра-му,
Что-бы чис-то бы-ло.
Мама моет аккуратно,
И все просто и понятно.
А если вдруг все части
Местами поменять,
То ничего мы с вами
Не станем понимать.
Вот мы дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы.
В. Волина
— Прочитайте стихотворение с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп!
— Прочитайте стихотворение выразительно.
Двоюродные
Между утками и курами
Ходит-хвастается кот:
- Вот придет мой тигр двоюродный,
Он вам перья оборвет!
Отвечают утки с курами:
— Страус есть у нас двоюродный!
И тебя, ко-ко-кота,
Он оставит без хвоста!
И. Гамазкова
- Как вы поняли смысл стихотворения?
- Знаете ли вы, кто такие двоюродные?
Двоюродный - находящийся в непрямом родстве. Двоюродный брат, двоюродная сестра (сын, дочь, дядя или тетка).
- Прочитайте стихотворение с восторгом, удивленно, растерянно
- Прочитайте стихотворение выразительно.
***
Шорох,
Шептанье,
Шумок под окном,
Шлепанье легкое... Кто это — гном?
Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
В. Лунин
- Прочитайте сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно ускоряя темп.
***
Научились вы читать —
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Прочитайте загадку. Назовите отгадку.
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавички.)
- Прочитайте загадку с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, восхищенно.
- Прочитайте загадку выразительно.
— Прочитайте текст.
Паровоз без колес.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел!
— Что вы прочитали? (Загадку.)
- Назовите отгадку. (Пароход.)
- Как вы догадались?
- Прочитайте загадку еще раз. Подумайте над тем, как н! читать каждую строчку.
- Как прочитаем первую строчку? (С удивлением.)
- Как прочитаем вторую строчку? (С восхищением.)
— Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливо)
- Как прочитаем четвертую строчку? (С восхищением и удивлением одновременно.)
— Прочитайте загадку выразительно, не забывая о том, с какой интонацией нужно читать каждую строчку.
***
Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Маши добрались?
Нет, портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали,
А дождик моросил?
- С какой интонацией нужно читать каждое предложение?
- Прочитайте вопросительные предложения.
- Прочитайте восклицательное предложение.
- Найдите вопросительно-утвердительное предложение. (Последнее предложение.)
- Как его правильно прочитать?
- Прочитайте стихотворение выразительно.