Тема урока
Л.Н. Толстой "Филиппок".
Класс
2
Педагогическая цель
познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Филиппок”;
работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.
Тип урока
усвоение новых знаний
Планируемые
результаты
(предметные)
Должны уметь воспринимать на слух художественное произведение; пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Личностные
результаты
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Оборудование
портрет Л.Н. Толстого; карточки (текст для речевой разминки); презентация (иллюстрации по рассказу из книги – зрительный ряд к уроку) «Филиппок».
Сценарий урока
Примечание
I.Организация
начала урока
II.Речевая разминка
- Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку.
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.
Учитель:
– О ком стихотворение?
– Что можете сказать о зайце?
– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.
Чтение учащимися вслух с инсценировкой.
Итог.
Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.
Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирова-
ние учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
III.Постановка учебной задачи
- С каким русским писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Высказывания детей)
- Л. Н. создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Прочитайте название рассказа на с. 112, рассмотрите иллюстрацию. Предположите о чем рассказ? Слайд 1.
Коммуникативные: планирова-
ние учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Познавательные: логические –
анализ объектов с целью выделения признаков
IV. Работа над новым материалом
Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филиппок”
1. Первичное чтение.
2. Беседа эмоционально-оценочного характера.
Учитель:
– Поделитесь своими мыслями и чувствами.
3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:
поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;
слобода – большое село, деревня;
сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;
полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;
бедовый – шустрый, смелый.
Пострелёнок – непоседа, шалун.
4. Чтение по частям.
Учитель:
– Каков же Филиппок? Слайд 2.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.
а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филиппок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться). Слайд 3.
– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе). Слайд 4.
– Торопился ли Филиппок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).
б) Чтение второй части “цепочкой”.
Учитель:
– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)
– Почему собаки залаяли на Филиппка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филиппок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе). Слайд 5.
– Что мог сделать Филиппок, когда на него залаяли собаки?
– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?
– Найдите в тексте выражения, которые изображают, что происходило с Филиппком. Слайд 6.
в) Чтение третьей части про себя.
Учитель:
– Какое чувство охватило Филиппка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)
г) Чтение четвёртой и пятой частей. Слайд 7.
Учитель:
– Как вошел Филиппок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).
– Как вел себя Филиппок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”). Слайд 8.
– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.
– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться). Слайд 9.
5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филиппок”.
Регулятивные: планирование,
прогнозирование; познавательные
моделирование, анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные
– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
Физкультминутка: Кузнечики
V.Закрепление знаний. Слайд 10.
– Так каков же Филиппок? (Филиппок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).
– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).
– Мог ли писатель дать другое название рассказу?
– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филиппка).
личностные:
самоопределение
VI. Рефлексивно-оценочный
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- За что похвалили бы себя?
Д/з перечитать текст
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знания, контроль, коррекция,