Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Конспект урока с приемами работы над текстом.
Тема урока: М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока:
- пополнять словарный запас учащихся;
-усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;
-через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;
продолжить обучение выразительному плавному чтению;
-совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;
-развивать умение выделять главную мысль рассказа;
-развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;
-воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.
Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.
Методы и приёмы :ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».
Тип урока: интерактивный урок
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока
І. Организационный момент
1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.
2. Приветствие гостей.
- Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
ІІ. Введение в тему
1. Девиз урока
«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»
- Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?
(братьям нашим меньшим).
- Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)
- Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)
Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…
У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»
2. Сообщение темы путешествия.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу .
ІІІ. Проверка домашнего задания.
1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.
Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)
Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!
На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!
Взлетели на самолёте: - У-у-у!
Приземлились на огромном лугу.
- Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)
2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.
- Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)
- Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)
2). Чтение «Оживи картинку».
3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?
- Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)
- Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?
- Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).
4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"
4. Работа над выразительным чтением
В добрых глазах /приручённого зверя/
Каждый ребёнок /прочтёт без труда://
"Я полюбил тебя! Я тебе верю!///
Ты ведь не бросишь меня никогда?»///
5. Физкультминутка
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.
В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/
__жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://
"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///
_ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///
ІV. Мотивация учебной деятельности
1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.
2. Проблемная ситуация
- Как вы думаете, что он делает?
- Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).
V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»
1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.
Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.
Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
2. Упражнение «Отгадай героев произведения»
Абребятаутроутятагнеу
Наш текст так и называется «Ребята и утята».
3. Сообщение темы урока. «Предвидение»
Работа с иллюстрацией на с. 134
-Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)
VІ. Первичное ознакомление с рассказом
1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
- Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»
(Звучит свист утки чирок-свистунок).
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток.Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.
2. Словарная работа
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3. Первичное знакомство с произведением.
А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь.
1ч) аудиозапись
2ч) ). ученик
3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)
4ч) ученик
5) учитель
6). ученик
4. Анализ по вопросам
- В какое время года происходит событие?
- Какие же препятствия встретились утятам на пути?
- Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?
5. Физкультминутка «Танец маленьких утят».
6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.
раз-ли-ва-лось
заш-вы-ря-ли
пе-ре-лё-ты-ва-ла
ве-ли-чай-шем
дейст-ви-тель-но
об-ра-до-ва-лись
про-дол-жа-ла
7. Чтение учащимися
1ч. –эстафетой
2ч –жужжащее
3ч –чтение в парах
4ч - цепочкой
5 ч.- молча
6ч – хорово е чтение
8. Физкультминутка для глаз
VІІ. Работа над анализом произведения
1.Анализ произведения с выборочным чтением
- На что решилась уточка чирок-свистунок?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?
- Что значит для утят свобода?
- Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?
- Сколько это километров? Это много или мало?
- Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?
-А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Какие враги были у уток?
– Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.
– Зачем ребята это делали? ( Просто так, для забавы.)
- Как вела себя утка-мать? Прочитайте.
- Кто же помог утятам? Как?
- Как повели себя дети? Почему? (струсили)
- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?
- Как мать собирала своих утят?
- Сколько же было утят?
- Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте
- Что закричал автор утятам? Прочитайте.
- Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.
- Какое пояснение дал им автор?
2. Характеристика ребят
- Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).
3. Свободное чтение
1). Чтение по началу с анализом
«В местах, открытых для …»
«За ней …»
- Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)
«Всё время, пока они ловили утят…»
- Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?( Заботливая, любящая, ласковая, добрая). - Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.
– А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь?( Мама!)
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
2). Чтение по концу
«… Счастливый путь, утята!»
«…кричите «до свидания!» – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом?
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? ( Знак уважения). – Перед кем этот знак уважения? – Почему?
«…утятам в озеро?»
VІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.
-Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.
Умел ошибиться - умей и …. (поправиться)
Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)
Всякий человек в деле … (познаётся)
Кто скоро помог, тот дважды … (помог)
Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)
Чего себе не пожелаешь, того и другому не….» (делай)
Дитя плачет, а у матери сердце …( болит).
Сначала… думай – потом … ( делай).
… (добрый) пример, лучше ста …( слов).
За правое дело, стой …(смело).
ІХ . Рефлексия
1. Закончилось наше путешествие.
- С каким расказом познакомились на уроке?
- Кто его автор?
-Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. -Какой урок вы извлекли для себя?
(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).
- Оцените свою работу на уроке
2. Послание М. Пришвина
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Лекция № 10 «Ознакомление младших школьников с лирикой».
Задание:
Перечислите примерные вопросы для анализа стихотворного произведения.
Шаблон анализа лирического стихотворения.
1. Краткая информация об авторе и стихотворении
Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__)
Создается такое настроение ---------------------
Вызывает мысли о том, что --------------------------
В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------
поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.
2.Тема и идея. Заглавие.
Тема –
Это стихотворение (о чем стихотворение?)
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
Идея
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
3. Сюжет:
В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (...).
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)
4. Композиция стихотворения
Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
Мысль первой строфы такова….
Во второй строфе автор говорит о….
в третьей строфе….. и т.д. по всем строфам
Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
5. Тропы.
Лекция № 11 «Понятие "выразительное чтение" в методической науке.
Задание:
Приведите примеры упражнений для формирования навыков выразительного чтения.
1 класс
Тон и сила голоса
1. Поднимай руки вверх, говори громко, опускай руки вниз, говори тихо.
Па _А_А
По_О_О
Пу_У_У
ПА_А_а
ПО_О_о
ПУ_У_у
2. Прочитай выразительно
- Ой –ой-ой – сказал Ой-ой.
Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Всё пройдет! – сказал Ай-ай.
Радостно
Грустно
3. «Вьюга».
Цель: учить регулировать силу голоса.
Описание:Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:
- Вьюга начинается.
Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…
Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.
4. «Кто кого?»
Цель:Развитие силы голоса.
Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу учителя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
5. «Тихо – громко»
Цель: учить изменять силу голоса.
Описание:дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.
6. Стрелка вверх – повышение голоса, стрелка вниз – понижение голоса.
Лесенка
Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину фигурку определённого животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.
«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнею ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав–ав–ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу–мяу–мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку–ка–ре-ку.) На четвёртую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)
8.«Гудок» — подражание гудку поезда: У — громко; у — тихо. уУ — переход от тихого к громкому произношению без паузы. Уу — переход от громкого к тихому произношению без паузы.
УУУ — громко, в одной тональности, не меняя силы звучания.
9. «Укачивание куклы»: ААА — громко, в одной тональности; ааа — тихо, в одной тональности.
Детей распределяют на две группы. Одна из групп – «эхо». Первая группа детей громко произносит вместе с педагогом гласные звуки (а, о. у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа («эхо») тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.
12. Гудок паровоза.
Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
13."Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем в воздухе воображаемую линию вверх.
14. Счёт.
Прямой счет от 1 до 10с постепенным усилением голоса: 12345678910
Обратный счет от 10 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 10987654321
15. «Проснись!»
Для того чтобы варьировать силу голоса, можно выполнять такое упражнение, как разбудить человека тихо, громче, громко, очень громко.
16. Аукание.
Учитель предлагает учащимся представить, что две девочки заблудились в лесу. Они громко зовут на помощь «АУ», а эхо им отвечает тихо-тихо «АУ». Произнесите, как девочки. Произнесите, как эхо. Данное упражнение направлено на умение управлять силой голоса.
Ударение
1. Покажи ударный слог. Отхлопай ритм и скажи
Та́та тата́ та́тата тата́та татата́
2. Ударный слог,
Ударный слог –
Отметь его ударом!
И молоток –
СтуЧИТ, стуЧИТ,
И – ЧЕТко
РЕЧЬ
моЯ
звуЧИТ!
3. Задача, реализуемая при работе со слогами, - это отработка ударения. В работе можно использовать хлопки. Удар ладонями сильнее на том слоге, где стоит ударение, дети так же выделяют ударный слог.
ра ра́ ра ла́ ла ла
ро ро ро́ ло ло́ ло
ру́ ру ру лу лу лу́
4. Чтобы выделить ударный слог, можно:
- произносить с большой силой. Или много раз с выделением ударного слога.
- выделять ударный слог с большей долготой. Причём пробовать это на всех слогах, чтобы дети сами поняли ошибку.
- хлопать или стучать по парте ударный слог.
5. Поставьте ударение в схеме слова.
Цель упражнения: нахождение ударной гласной и ударного слога.
ОООООО; ОООООООО
(машина) (травинка)
6. Прочитайте пары слов: в чём их сходство и различие?
КРУЖки – кружКИ, ЗАМки – замКИ
Цель упражнения: одинаковые по написанию слова имеют разное значение из-за места ударения в слове.
7. Необходимо учить детей выделять ударный слог в слове. Можно использовать следующие приемы:
а. «Прием быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного».
б. «Прием шепотного произнесения слова с целью выделения ударного слога».
9. Целесообразно включать в работу и следующие виды упражнений:
а. Узнать, сколько в слове слогов, назвать, который по счету ударный.
б. Обозначить ударение и правильно прочитать.
10. Подобрать слова к схеме.
11. «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
12. «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.
Ритм и темп речи
Отхлопай ритм ТАта таТА
Скажи в разном темпе:
Медленно: Шёл Егор и нёс топор.
Быстро: Галка сидит на палке.
Прочитай считалку медленно, быстро.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже.
А не можешь – посмотри…
Кто быстрее?
Раз, два, три!
Послушай, как говорит учитель. Скажи так же.
Собирали ягоды
И вели мы счёт:
Ягоду – в кружку,
Две ягоды- в рот.
медленно
быстро
Задания для работы над темпом речи.
Учащимся предлагается прочитать стихотворение сначала быстро, а затем медленно.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
– Тихо, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
6. Наша речь то ускоряется, то замедляется. Сложное, эмоциональное высказывание разнообразно по темпу. Представленные двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения.
-- Мы шагаем по дорожке весело и в ногу. Ударный слог выделяем более сильным ударом ноги. Обращаем внимание на паузы.
тата та́ тата та́ та та то́м
тата́ тата́ та́ та тата́
та́та та́та та та то́м
та́та та́та та́та та'та
7. "Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята (быстрый темп).
8. «Повтори ритм»
Цель: развивать чувство ритма.
Описание.Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
9. «Осенние листья»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
Основная функция литературы.
Задание:
Для какой функции важная роль иллюстраций в детской книге? Почему?
Вч книгах для детей иллюстрация – важнейший элемент, во многом определяющий художественную ценность, характер эмоционального воздействия книги, возможности использования ее в процессе воспитания ребенка.
Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать рисунки. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.
Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Она помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.
Иллюстрация воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Нередко с просмотра иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание ими содержания книги.
В разном возрасте роль иллюстрация в восприятии текста детьми не одинакова.
Ребёнок начинает рассматривать книгу тогда, когда еще не умеет читать. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Сначала он с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят дикие экзотические животные, природа, транспорт, космос и многое другое. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, доступными.
На ранних ступенях развития ребенка рисунок играет роль не вспомогательную, а основную: это не чисто иллюстративный, а основной материал, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественного произведения.
Таким образом, в это время иллюстрации нужны малышу не менее, чем собственно текст. Слова текста служат ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом проследить зрительно, рассматривая соответствующие картинки. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать содержание сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет для них большие трудности. В преодолении этих трудностей существенную роль снова играет иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к изображению и проследить на нем действия, взаимоотношения персонажей.
Дошкольник является своеобразным «читателем». Двухлетний ребёнок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на нужной странице. Кажется, что он уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки подсказывают и «говорят» вместе с малышом.
В действительности дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным
читателем, или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Если взрослые постоянно читают дошкольнику детские книжки, чтение может стать его устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют
иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать о её содержании по картинкам. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.
Дети зачастую придумывают собственные повороты сюжета. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
Задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «Какой?» требует определенного описания – как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.),так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Воспитатель обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.
Роль художественной литературы и книги вообще в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение, стимулирует игровую деятельность.
Поскольку текст является основной формой изложения содержания книги, которое конкретизируется и дополняется иллюстрациями, понимание ее (книги) ребенком обеспечивается правильными соотношением словесного текста и иллюстраций. Текст и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве.
Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире.