kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема занятия: «Король. Ход короля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: Знакомство с шахматной фигурой «Король» и его ролью  в игре.

Задачи:

  1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».
  2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.
  3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.

Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры,  медиапроектор, презентация по теме «Король», схема «Возможные ходы короля», картинки для рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема занятия: «Король. Ход короля»»

Тема занятия: «Король. Ход короля»

Цель занятия: Знакомство с шахматной фигурой «Король» и его ролью в игре.


Задачи:

  1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».

  2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.

  3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.


Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, медиапроектор, презентация по теме «Король» , схема «Возможные ходы короля», картинки для рефлексии.


Ход занятия



I. Организационный момент.

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться.


- о чем загадка? ( о шахматах)

II. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие по шахматной стране. Но сначала давайте вспомним, где изобрели эту интересную игру?

- Родиной шахмат является Индия. Название игры происходит из персидского: шах мат - властитель умер. В Индии около 3,5 тыс. лет назад появилась предшественница шахмат - игра чатуранга. На Руси шахматы появились позже.

- Чтобы очутиться в Шахматной стране мы должны выполнить несколько заданий.

III. Повторение изученного.

Вначале мы повторим, что уже узнали на наших занятиях, но не забывайте об основных правилах:

  1. не выкрикивать ответ, не шуметь, дать сосредоточиться другим.

  2. Если взялся за фигуру, то ей надо ходить

  3. Если не намерен фигурой ходить, то перед тем как ее задеть, предупреждаешь, что поправляешь.



пешка

Отгадайте и назовите шахматную фигуру:

Этот маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
Всю доску пройти должна
Фигура до конца - 
Превратится там она
В генерала, не в бойца.


- Что вы можете рассказать об этой фигуре?

(В начальном положении пешек больше всего - 8 у каждого противника. Пешка - фигура маленькая, да удаленькая. Пешка никогда не отступает, ходит только вперёд, на одно поле по вертикали. Но из начального положения каждая пешка может или прыгнуть по вертикали через клетку, или пойти на 1 поле. Среди всех фигур только пешка бьёт чужие фигуры не так, как ходит, а наискосок - на одну клетку вперед по диагонали).

Покажите начальное положение пешек на доске и сделайте со своим партнером по 2 хода, контролируйте правильность выполнения задания у себя и у партнера.



ладья

1. Анаграмма - Ладья

Разгадайте анаграмму: Дяльа


Стою на самом краю,
Путь откроют - пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья)


- Как ходит ладья?

(Ладья ходит по горизонталям и по вертикалям. За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. Перепрыгивать через фигуры ладья не может, зато имеем право побить фигуру другого цвета).



Работа в парах

Угадайте слово - Слон

У каждого названия предмета нужно взять первую букву и составить слово.

Солнце лошадь олень носорог

Какое здесь слово лишнее?



Слон


Если он на белом поле
Встал вначале (не забудь),
Он другой не хочет доли -
Знает только белый путь! 
А когда на поле чёрном
Он стоит, вступая в бой, 
Ходит, правилам покорный, 
Чёрный тропкой Он такой.
До конца игры они
Цвету одному верны.


- Как ходит слон?

(Слоны ходят по диагоналям: на любое свободное количество клеток сразу. Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие шахматные фигуры. Но если на пути встретится фигура противника, слон может побить её и занять её клетку).

Работа в парах

Конь

Найдите слово в слове коньки

Я фигура не проста,
Грива есть, но нет хвоста.
Ход похож на уголок - 
Клетки прямо, клетка в бок. (конь)


- Что вы знаете об этой фигуре?

(Шахматный конь - фигура хитрая. Конь - единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры. В начальной позиции на шахматной доске 4 коня: 2 белых, 2 чёрных. Ход коня похож на букву Г).

Работа в парах

IV. Изучение нового материала.

- Ни одно королевство не может существовать без короля. Сегодня мы познакомимся с самой главной фигурой.

Король:

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.
Зато начеку королевская рать -
Задача её - Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

- Король - самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, без короля - нельзя.

Что мы можем узнать сегодня о короле?

- начальное положение фигуры

- как ходит

- как рубит

- можно ли срубить короля

Давайте посмотрим, где осталось свободное место для королей? Назовите их место в начальном положении.

Черный - е 8 Белый - е 1

Хотите узнать, как ходит король? И хоть это - большой секрет, мы вам его сегодня откроем.

Король: Мы, короли, можем ходить и по горизонталям, и по вертикалям, и по диагоналям. Но за один ход только на одно поле. Мы ходим не торопясь - ведь мы же короли!

Посмотрите на первую доску, куда может пойти король с этой позиции.

Посмотрите, так же ли вы указали направления ходов короля. И сделайте вывод, как же ходит король.

- На что получился похожим рисунок на втором поле? (на солнце)

Король рубит, как ходит, только на одну клетку. Король не может рубить защищённую фигуру. Нельзя ставить короля под удар. Короля рубить нельзя.

Сейчас мы проверим, все ли усвоили, как рубит король?

Какую фигуру может срубить король, не подставляя себя под удар?

Физкультминутка

V Шахматы - игра тысячи радостей - индийская пословица

Как вы понимаете эту пословицу?

- эта игра нам помогает проводить своё свободное время с интересом.

- игра очень увлекательная

Эта игра учит вас быть внимательными, сосредоточенными, доводить начатое дело до конца. Учит вас быть терпеливыми, выдержанными. Приносит играющим радость.

Разыгрывание учебных партий

Поставьте фигуры в начальное положение. При игре не забывайте о последовательности выбора хода.

План игры

  1. Смотрим, нельзя ли побить фигуру противника.

  2. Выясняем, нельзя ли сделать фигурой такой ход, после которого противник не сможет сделать своей фигурой ни одного хорошего хода ( при любом ходе он теряет фигуру, т.е мы ограничиваем подвижность фигуры ).

  3. Определяем, не ставим ли мы свою фигуру под бой.

  4. Делаем ход.

VI. Закрепление

- Наше путешествие подходит к концу. и в шахматном королевстве накопилось много вопросов. Давайте поможем королю ответить на них.

1. Короля можно ставить под бой?

2. Может король пойти с белого поля на белое?

3. Король может перепрыгивать через другие фигуры?

4. Из центра король может пойти в восьми направлениях?

5. Может ли король в начальном положении сделать первый ход?

6. Может ли король обойти всю доску?

7. Король может прыгать через несколько полей?

8. Король не может рубить защищённую фигуру.?

9. Может ли белый король побить белую ладью?



Сегодня наше путешествие по шахматной стране закончилось, но мы ещё не раз вернёмся с вами в шахматную страну.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема занятия: «Король. Ход короля»

Автор: Попова Елена Юрьевна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект интегрированного внеклассного занятия по риторике и декоративному творчеству в 2 классе: "Дерево добрых слов"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_intieghrirovannogho_vnieklassnogho_zaniatiia_po_ritorikie_i_diekorativ"
    ["file_id"] => string(6) "383341"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485271367"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект занятия по английскому языку " Путешествие по англоязычным странам""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_zaniatiia_po_angliiskomu_iazyku_puteshestvie_po_angloiazychnym_stranam"
    ["file_id"] => string(6) "558947"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601570622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Сценарий  музыкального занятия "Встреча в музыкальной гостинной "Знатоков танце""
    ["seo_title"] => string(86) "stsienarii-muzykal-nogho-zaniatiia-vstriecha-v-muzykal-noi-ghostinnoi-znatokov-tantsie"
    ["file_id"] => string(6) "281622"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453556051"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект занятия "12 апреля - День космонавтики""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt_zaniatiia_12_aprielia_dien_kosmonavtiki"
    ["file_id"] => string(6) "410964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492893370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука» "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-avtomatizatsiia-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "188658"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426704662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства