Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыка, фотографии космонавтов и ученых, компьютерная презентация на тему «День космонавтики».
Ход мероприятия:
Беседа об истории покорения космоса
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
12 апреля – День космонавтики
1класс
Цель:
Познакомить детей с основоположниками русской космонавтики (Циолковский Э.К., Королев С.П., Гагарин Ю.А. и др.)
Воспитывать чувство гордости за свое Отечество, за свой народ.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыка, фотографии космонавтов и ученых, компьютерная презентация на тему «День космонавтики».
Ход мероприятия:
Беседа об истории покорения космоса
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыка, фотографии космонавтов и ученых, компьютерная презентация на тему «День космонавтики».
Ход мероприятия:
Беседа об истории покорения космоса
Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
(Показать рисунок Земли на слонах и черепахе)
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
(Показать фотографию Земли из космоса)
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но с давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
(Показать карту звездного неба)
Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев.
Эти два человека положили начало освоению космоса.
(Показать их портреты)
Первый полет в космос
А 12 апреля 1961 года в космос полетел гражданин СССР – Юрий Алексеевич Гагарин (портрет). Имя этого человека известно во всем мире.
С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. Когда Юре было 7 лет, началась Великая Отечественная война. Немцы выгнали его семью из дома. Пришлось ютиться в землянке. Войну Гагарин пережил и в 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.
12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.
Освоение космического пространства
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.
Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы. И условия работы космонавтов стали иными. В одном из своих рассказов космонавт Николаев вспоминает: «В своем первом полете в космос я даже побриться не мог, а вот уже в космической ракете "Салют" была даже настоящая баня».
Сегодня работа в космосе - это научные исследования и повседневная работа во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос летают международные экипажи.
А как вы думаете, космонавт - это мужская профессия? (Выслушиваются ответы детей.)
Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины-космонавта известно всему миру. Это - Валентина Николаевна Терешкова (портрет). А впервые вышел в открытое космическое пространство известный космонавт - Алексей Леонов.
Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина летали в космос.
Все больше космонавтов новых,
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
(На экране портрет Терешковой)
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать.
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
(Слайды космических кораблей, и т.п.)
В космосе - невесомость. Это неблагоприятное явление для космонавта. Под действием невесомости у человека начинает кружиться голова, его укачивает. Также в открытом космосе большая разница температур: то высокая, то низкая. Поэтому космонавт должен быть тренированным и здоровым человеком.
Конкурсные испытания
Учитель. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?
Ученики. Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и т. д.
Учитель. Ребята, чтобы полететь в космос, надо быть сильными, ловкими, находчивыми, как все космонавты. Готовы ли вы пройти испытания?
Учитель. Итак, знаете ли вы, с чего начинается день космонавта?
Дети. С зарядки.
Учитель. Ну-ка, посмотрим, как вы ее делаете.
(Под стихотворение «Мы веселые мартышки».)
Мы девчонки и мальчишки,
Мы веселые мартышки,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Как скажу я цифру «три» -
Любая фигура на месте замри!
(Дети повторяют стихотворение и выполняют соответствующие движения, замирают на месте, выбирается самая «космическая» фигура.)
Учитель. Замечательно у вас получается. Давайте проверим вашу сообразительность. Кто быстрее из букв составит слово.
(В конверте - разрезные буквы. Выложить слово «космонавт».
Дети составляют слово из букв.)
Учитель. Следующий конкурс «Космический словарь». По цепочке назовите как можно больше слов на тему «космос». Кто последний - победитель.
Ученики. Спутник, скафандр, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т. д.
Художники
По три человека к доске. Они договариваются, кто какую часть ра кеты (нижнюю, среднюю, верхнюю) рисует на доске. Кто вперед?
Запусти ракету в космос
Далекие звезды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчеты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду: 5-4-3-2-1! Пуск!
(Пилоты берут ракеты, заранее сделанные из бумаги, вставляют трубочку и дуют в нее. Тот, чья ракета полетит дальше всех, получает 5 баллов.)
Подведение итогов мероприятия.
- Молодцы, ребята! Большое вам спасибо! (Подводятся итоги викторины, объявляется знаток истории космонавтики)
Победители получают «Свидетельство юного космонавта» и все дети получают медаль.