kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие с одаренными учащимися "Мозговой штурм проблем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с понятием «проблема».

Задачи:

- осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности;

- расширить кругозор учащихся через поисково-исследовательскую деятельность;

- развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

- воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

Оборудование: презентация, очки, шарф, головной убор, разрезные картинки, листы цветной бумаги, плакат «Ковёр идей», видеописьмо, цветные клейкие листочки, утюг, баночки с молоком, соком лука, яблочным соком, ватные палочки.

 

План занятия

 

I. Организационно-мотивационный этап. Психологическая разминка «Круг успеха».

II. Актуализация знаний и умений. Сообщение темы занятия.

III. Постановка проблемы:

3.1. игра «Собери образ»;

3.2. видеописьмо.

IV. «Мозговой штурм» проблемы:

4.1. формирование групп;

4.2. правила «мозгового штурма»;

4.3. первый этап - понимание проблемы;

4.4. второй этап – поиск решений;

4.5. третий этап – индивидуализация деятельности. Проведение учащимися эксперимента.

V. Расширение знаний учащихся по теме занятия.

4.6. Четвёртый этап – оценивание идей.

VI. Вывод по результатам работы. Анализ ответов групп по плакату «Ковёр идей».

VII. Рефлексия. Самооценка участия на занятии.

Ход занятия

  1. . Организационно-мотивационный этап. Психологическая разминка «Круг успеха».

Учитель: В круг зову ребят я тех,

Важен для кого успех.

 Быть успешным просто?

Дети: Нет!

Учитель: Но добьёмся мы побед?

Все вместе: Да, да, да!

Нужно вместе быть всегда.

 

II. Актуализация знаний и умений. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а вы любите тайны? А умеете хранить секреты? Тогда хочу сообщить по секрету, что сегодня мы отправимся в «Страну тайн и секретов» и посетим «Школу юных детективов». Кто знает, чем занимаются детективы? (Поиском, наблюдениями, расследованиями.)

- Как по-другому называют этих людей? (Сыщики.)

- Вот мы сегодня с вами и попробуем стать ненадолго детективами. Нам придётся решить немало непростых задач. Но я уверена, что мы справимся.

III. Постановка проблемы:

3.1. Игра «Собери образ».

- Кто знает, во что одет детектив? (Шляпа, очки, плащ, шарф).

К доске выходит ученик, на него одевают очки, шарф, головной убор.

- Можно ли сказать, что (имя ребенка) … - детектив? (Нет)

- Почему? (Учащиеся предлагают различные варианты ответов)

- Какими качествами характера должен обладать настоящий сыщик? (Подходящие варианты ответов учитель записывает на доске: ум, внимание, смекалка, ловкость, наблюдательность.)

- Теперь мы знаем, какими качествами должен обладать детектив. Я предлагаю вам проверить свои способности.

Физкультминутка «Сыщики».

Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),

Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),

Быстро, быстро убегаем (бег на месте).

Ай-да сыщики-ребятки (гладят себя по голове),

Не играйте с нами в прятки.

3.2. Видеописьмо.

- Шерлок Холмс прислал нам видеописьмо, и я предлагаю вам посмотреть его вместе.

Видеописьмо: «Здравствуйте, дети. В руках у меня письмо от незнакомца (вскрывает конверт, а там чистый лист бумаги). Ничего не понимаю, а где письмо? Это доктор Ватсон мне сообщил какую-то важную информацию. Тогда я  хорошо прогрею этот лист бумаги при помощи спиртовки (делает). Нагревать можно и при помощи свечки, а также хорошо разогретым утюгом или возле лампы».

- Как вы думаете, что увидел детектив? (Высказывания детей.)

«Ребята, доктор Ватсон нанёс этот рисунок необычными чернилами. Они называются симпатическими, это значит, невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для этого я вам отправил мини-лабораторию. Удачи вам!»

- Про какие чернила рассказывал детектив? Кто запомнил, как они называются? (Симпатические.) Это значит, какие? (Невидимые.)

- Ребята, на какой вопрос нас попросил ответить Шерлок Холмс?

- А кто помнит, что сделал Шерлок Холмс с листом бумаги? Какие действия он выполнял? Что сначала, что потом?

IV. «Мозговой штурм» проблемы.

4.1. Формирование групп.

- Я предлагаю вам поделиться на группы при помощи разрезных картинок. Каждый берёт себе деталь и находит себе группу. (Дети делятся на группы.)

4.2. Правила «мозгового штурма».

Помните:

1. Все предположения вы должны записать.

2. Никакой оценки во время эксперимента никому не давать.

3. Все идеи группы равноправны.

4. Время работы – 10 минут.

4.3. Первый этап - понимание проблемы.

- Каждая группа получила цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ответьте на вопрос: «Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?» Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

4.4. Второй этап – поиск решений.

- Интересно, сыщик сказал, что отправил нам мини-лабораторию. В ней находятся баночки, ватные палочки, чистые листы бумаги.

- Как вы думаете, для чего Шерлок Холмс прислал нам все эти баночки? Я хочу вас предупредить, жидкость незнакомая нам, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (Дети узнают содержимое баночек - молоко, сок лука, яблочный сок, вода.)

Каждая группа исследует содержимое баночек в присутствии учителя, записывает на листах и вывешивает на плакат «Ковёр идей».

4.5. Третий этап – индивидуализация деятельности. Проведение учащимися эксперимента.

- А теперь каждая группа берёт по одной баночке, занимает место за рабочим столом. (Дети садятся за столы.)  Итак, мы превратимся сейчас в юных детективов. У нас есть жидкость, палочки и бумага. Я предлагаю вам этими палочками написать своё имя. Работаем аккуратно. (Самостоятельная работа детей.)

V. Расширение знаний учащихся по теме занятия.

- Пока листы с вашими сохнут,  узнаем, чем писали люди в разные времена (Просмотр слайдов.)

 Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. При помощи углей, соков разных растений, писали пальцами, а также острой костью или куском камня или же специальными стержнями-клинышками и заостренными деревянными палочками процарапывалось нужное изображение.

Также древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно - глину можно было использовать только один раз.

Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.

В болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус.

Это болотное растение, которое росло в Египте почти повсюду, считалось царским. Стебель папируса употребляли в пищу, из него изготавливались ткани, циновки и плоты. А немного позднее из папируса начали создавать материал для письма. Стебли разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки.

Писали на нём при помощи специальной трубочки с чернилами из соков разных растений. Внутри этой трубочки находилась тростинка. Ее заполняли темной жидкостью - чернилами, которые просачивались по волокнам стебля и накапливались на заостренном конце трубочки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.

Кроме папируса древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных.

Древние славяне - наши предки писали на бересте, т.е. на коре берёзы при помощи специальных палочек из бронзы, назывались такие палочки - писало.

Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, чернила, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.

Затем веками упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.

Немного позднее было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра и даже золота.

И только не так давно один скульптор, художник и журналист П.Биро изобрел соперницу перьевой самописки — столь популярную сегодня шариковую ручку.

4.6. Четвёртый этап – оценивание идей.

- А теперь проверим, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал Шерлок Холмс, после того как он нанёс рисунок? (Прогрел при помощи  спиртовки.)

- Давайте и мы попробуем прогладить утюгом. (Учитель нагревает бумагу при помощи утюга.) Смотрите, и точно что-то появляется. А это чей листочек? (Проглаживаются все листочки детей, последний - с водой.)

- Ребята, а здесь ничего не появилось. Это чей листочек? Чем ты писал? А вы чем писали?

 

VI. Вывод по результатам работы. Анализ ответов групп по плакату «Ковёр идей».

- Как мы можем ответить на вопрос Шерлока Холмса: «Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?» (Молоко, сок лука, яблочный сок.)

- Из какой жидкости не получились невидимые чернила? (Из воды.)

VII. Рефлексия. Самооценка участия на занятии.

оценка                       оценка                                                 оценка

содержания              деятельности                            внутреннего состояния

занятия                       на занятии                                     во время занятия

  

скучно                          разочаровался                                          безразличное

занимательно                      удивился                                             позитивное

познавательно                   не понял                                              приподнятое

неинтересно                       задумался                                            мрачное

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие с одаренными учащимися "Мозговой штурм проблем" »

Тема: «Мозговой штурм» проблем.


Цель: знакомство с понятием «проблема».


Задачи:

- осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности;

- расширить кругозор учащихся через поисково-исследовательскую деятельность;

- развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

- воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.


Оборудование: презентация, очки, шарф, головной убор, разрезные картинки, листы цветной бумаги, плакат «Ковёр идей», видеописьмо, цветные клейкие листочки, утюг, баночки с молоком, соком лука, яблочным соком, ватные палочки.


План занятия


I. Организационно-мотивационный этап. Психологическая разминка «Круг успеха».

II. Актуализация знаний и умений. Сообщение темы занятия.

III. Постановка проблемы:

3.1. игра «Собери образ»;

3.2. видеописьмо.

IV. «Мозговой штурм» проблемы:

4.1. формирование групп;

4.2. правила «мозгового штурма»;

4.3. первый этап - понимание проблемы;

4.4. второй этап – поиск решений;

4.5. третий этап – индивидуализация деятельности. Проведение учащимися эксперимента.

V. Расширение знаний учащихся по теме занятия.

4.6. Четвёртый этап – оценивание идей.

VI. Вывод по результатам работы. Анализ ответов групп по плакату «Ковёр идей».

VII. Рефлексия. Самооценка участия на занятии.


Ход занятия


I. Организационно-мотивационный этап. Психологическая разминка «Круг успеха».

Учитель: В круг зову ребят я тех,

Важен для кого успех.

Быть успешным просто?

Дети: Нет!

Учитель: Но добьёмся мы побед?

Все вместе: Да, да, да!

Нужно вместе быть всегда.


II. Актуализация знаний и умений. Сообщение темы занятия.

- Ребята, а вы любите тайны? А умеете хранить секреты? Тогда хочу сообщить по секрету, что сегодня мы отправимся в «Страну тайн и секретов» и посетим «Школу юных детективов». Кто знает, чем занимаются детективы? (Поиском, наблюдениями, расследованиями.)

- Как по-другому называют этих людей? (Сыщики.)

- Вот мы сегодня с вами и попробуем стать ненадолго детективами. Нам придётся решить немало непростых задач. Но я уверена, что мы справимся.


III. Постановка проблемы:

3.1. Игра «Собери образ».

- Кто знает, во что одет детектив? (Шляпа, очки, плащ, шарф).

К доске выходит ученик, на него одевают очки, шарф, головной убор.

- Можно ли сказать, что (имя ребенка) … - детектив? (Нет)

- Почему? (Учащиеся предлагают различные варианты ответов)

- Какими качествами характера должен обладать настоящий сыщик? (Подходящие варианты ответов учитель записывает на доске: ум, внимание, смекалка, ловкость, наблюдательность.)

- Теперь мы знаем, какими качествами должен обладать детектив. Я предлагаю вам проверить свои способности.

Физкультминутка «Сыщики».

Зорко, зорко наблюдаем (имитация наблюдения в бинокль),

Шустро, шустро приседаем (выполняется несколько приседаний),

Быстро, быстро убегаем (бег на месте).

Ай-да сыщики-ребятки (гладят себя по голове),

Не играйте с нами в прятки.

3.2. Видеописьмо.

- Шерлок Холмс прислал нам видеописьмо, и я предлагаю вам посмотреть его вместе.

Видеописьмо: «Здравствуйте, дети. В руках у меня письмо от незнакомца (вскрывает конверт, а там чистый лист бумаги). Ничего не понимаю, а где письмо? Это доктор Ватсон мне сообщил какую-то важную информацию. Тогда я хорошо прогрею этот лист бумаги при помощи спиртовки (делает). Нагревать можно и при помощи свечки, а также хорошо разогретым утюгом или возле лампы».

- Как вы думаете, что увидел детектив? (Высказывания детей.)

«Ребята, доктор Ватсон нанёс этот рисунок необычными чернилами. Они называются симпатическими, это значит, невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для этого я вам отправил мини-лабораторию. Удачи вам!»

- Про какие чернила рассказывал детектив? Кто запомнил, как они называются? (Симпатические.) Это значит, какие? (Невидимые.)

- Ребята, на какой вопрос нас попросил ответить Шерлок Холмс?

- А кто помнит, что сделал Шерлок Холмс с листом бумаги? Какие действия он выполнял? Что сначала, что потом?


IV. «Мозговой штурм» проблемы.

4.1. Формирование групп.

- Я предлагаю вам поделиться на группы при помощи разрезных картинок. Каждый берёт себе деталь и находит себе группу. (Дети делятся на группы.)

4.2. Правила «мозгового штурма».

Помните:

1. Все предположения вы должны записать.

2. Никакой оценки во время эксперимента никому не давать.

3. Все идеи группы равноправны.

4. Время работы – 10 минут.

4.3. Первый этап - понимание проблемы.

- Каждая группа получила цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ответьте на вопрос: «Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?» Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

4.4. Второй этап – поиск решений.

- Интересно, сыщик сказал, что отправил нам мини-лабораторию. В ней находятся баночки, ватные палочки, чистые листы бумаги.

- Как вы думаете, для чего Шерлок Холмс прислал нам все эти баночки? Я хочу вас предупредить, жидкость незнакомая нам, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (Дети узнают содержимое баночек - молоко, сок лука, яблочный сок, вода.)

Каждая группа исследует содержимое баночек в присутствии учителя, записывает на листах и вывешивает на плакат «Ковёр идей».

4.5. Третий этап – индивидуализация деятельности. Проведение учащимися эксперимента.

- А теперь каждая группа берёт по одной баночке, занимает место за рабочим столом. (Дети садятся за столы.) Итак, мы превратимся сейчас в юных детективов. У нас есть жидкость, палочки и бумага. Я предлагаю вам этими палочками написать своё имя. Работаем аккуратно. (Самостоятельная работа детей.)


V. Расширение знаний учащихся по теме занятия.

- Пока листы с вашими сохнут, узнаем, чем писали люди в разные времена (Просмотр слайдов.)

Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. При помощи углей, соков разных растений, писали пальцами, а также острой костью или куском камня или же специальными стержнями-клинышками и заостренными деревянными палочками процарапывалось нужное изображение.

Также древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно - глину можно было использовать только один раз.

Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.

В болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус.

Это болотное растение, которое росло в Египте почти повсюду, считалось царским. Стебель папируса употребляли в пищу, из него изготавливались ткани, циновки и плоты. А немного позднее из папируса начали создавать материал для письма. Стебли разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки.

Писали на нём при помощи специальной трубочки с чернилами из соков разных растений. Внутри этой трубочки находилась тростинка. Ее заполняли темной жидкостью - чернилами, которые просачивались по волокнам стебля и накапливались на заостренном конце трубочки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.

Кроме папируса древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных.

Древние славяне - наши предки писали на бересте, т.е. на коре берёзы при помощи специальных палочек из бронзы, назывались такие палочки - писало.

Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, чернила, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.

Затем веками упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.

Немного позднее было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра и даже золота.

И только не так давно один скульптор, художник и журналист П.Биро изобрел соперницу перьевой самописки — столь популярную сегодня шариковую ручку.

4.6. Четвёртый этап – оценивание идей.

- А теперь проверим, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал Шерлок Холмс, после того как он нанёс рисунок? (Прогрел при помощи спиртовки.)

- Давайте и мы попробуем прогладить утюгом. (Учитель нагревает бумагу при помощи утюга.) Смотрите, и точно что-то появляется. А это чей листочек? (Проглаживаются все листочки детей, последний - с водой.)

- Ребята, а здесь ничего не появилось. Это чей листочек? Чем ты писал? А вы чем писали?


VI. Вывод по результатам работы. Анализ ответов групп по плакату «Ковёр идей».

- Как мы можем ответить на вопрос Шерлока Холмса: «Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?» (Молоко, сок лука, яблочный сок.)

- Из какой жидкости не получились невидимые чернила? (Из воды.)

VII. Рефлексия. Самооценка участия на занятии.


оценка содержания занятия

оценка деятельности на занятии

оценка внутреннего состояния во время занятия

скучно

разочаровался

безразличное

занимательно

удивился

позитивное

познавательно

не понял

приподнятое

неинтересно

задумался

мрачное



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативное занятие с одаренными учащимися "Мозговой штурм проблем"

Автор: Стасюк Инна Ивановна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Развитие творческих способностей в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(58) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433850373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства