kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема самообразования «Активные формы работы с воспитанниками»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования «Активные формы работы с воспитанниками»»

Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются  в нашей  помощи.

Согласно закону  «Об образовании РФ»  дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наше дошкольное учреждение посещают различные категории детей с ОВЗ:

  • Тяжелые нарушения речи (ТНР);

  • Задержка психического развития (ЗПР);

  • Умственная отсталость (УО);

  • Расстройства аутистического спектра (РАС).

Работая с «особенными» школьниками, понимаю, что это особенные дети. У них свой мир, свое понимание всего того, на что другие  люди смотрят обыкновенно. А главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1.Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

2. Интерактивные методы – ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

3. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обучения (АМО) - это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия.

Виды активных методов обучения

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками: 

• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

•  разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

Основные подходы

к организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ:

  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ.

  3. Индивидуальный подход.

  4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

  5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

  6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

  7. Использование многократных указаний, упражнений.

  8. Проявление большого такта со стороны учителя.

  9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

  10. Поэтапное обобщение проделанной работы.

  11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Примеры использования активных методов обучения.

Метод организации начала занятия.

Игра  «Подари подарок другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

 Необходимые материалы: фонограмма с записью песни « Дружба», подарочная коробка с подарком внутри.

Проведение: учащиеся под музыку передают подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Игра «Доброе утро»

Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой.

  • Доброе утро всем девочкам!

  • Доброе утро всем мальчикам!

  • Доброе утро всем тем, у кого сегодня хорошее настроение!


Метод рефлексии на занятиях.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

 «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

 «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.

 Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

 Метод музыкотерапии.

  Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии  детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д.

  • выполнение ритмичных движений под музыку.

Метод сказкотерапия.

Сказкотерапия  является одним из  самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и  поведенческой сфере. Этот метод является  открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Интерактивная папка Лэпбук.

Что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского языка лэпбук (lapbook) означает «книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов по избранной теме, а также интересные игры и задания.

Как нам известно, дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи. У таких детей прослеживается незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются  и нарушения внимания, восприятия, памяти, мышления,  повышенная двигательная и речевая активность. Здесь нам на помощь и приходит лэпбук. Он привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала.

Лэпбук – это некая особая форма организации дидактического материала, которая помогает ребенку по своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать информацию.

Необходимым составным элементом лэпбука являются игры на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно - следственные связи), что имеет огромное значение для познавательного развития ребенка с ОВЗ.

Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия – последнее мировое достижение восточной медицины. Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто. Массажер «Су-Джок», «Су» –кисть, «Джок»–стопа. «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность детей, и обеспечивающих развитие познавательных сфер ребенка.

Вот такие упражнения выполняются детьми с большим желанием:

  1. Катание  шарика по кругу сначала по одной щеке, - затем по другой в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

  2. Такие же действия выполняются  с надутыми щеками.

  3. Катание шарика по расслабленным губам по кругу в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.

  4. Катание шарика из стороны в сторону между носом и верхней губой в течение 10 секунд.

  5. Катание шарика под нижней губой из стороны в сторону в течение 10 секунд.

  6. Катание шарика по подбородку в течение 10 секунд, сначала в одну сторону, затем – в другую.


 Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

  Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Коррекционная школа «Надежда» города Южно-Сахалинска















Тема самообразования

«Активные формы работы с воспитанниками»













Подготовила

воспитатель ГПД 2-Г класса

Кононова Оксана Викторовна









2020 – 2021 уч. год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема самообразования «Активные формы работы с воспитанниками»

Автор: Кононова Оксана Викторовна

Дата: 03.04.2021

Номер свидетельства: 577371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) ""Инновационные формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении" "
    ["seo_title"] => string(85) "innovatsionnyie-formy-raboty-s-siem-iei-v-doshkol-nom-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "114669"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411614708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Отчет  учителя-логопеда  по итогам коррекционно-логопедической работы за учебный год"
    ["seo_title"] => string(99) "otchiet-uchitielia-loghopieda-po-itogham-korriektsionno-loghopiedichieskoi-raboty-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "312966"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459421216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Протокол ШМО классных руководителей № 4 "
    ["seo_title"] => string(41) "protokol-shmo-klassnykh-rukovoditieliei-4"
    ["file_id"] => string(6) "186949"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426436984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства