kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Инновационные формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

АННОТАЦИЯ
       Методическая разработка представляет собой учебное занятие, которое     проводится в форме семинара. Занятие соответствует учебному плану дисциплины и позволяет активизировать познавательную деятельность студентов  путем самостоятельной подготовки презентаций, сообщений и самостоятельной работы с литературой.
Методическая разработка включает в себя такие разделы как: введение, сценарий проведения, заключение, список литературы.
        Для занятия выбрана форма проведения семинара, представляющая собой подготовку студентами сообщений на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара с заключением преподавателя, сочетание и взаимодействие слова,  наглядности, самостоятельной работы студентов, организуемой и направляемой  преподавателем.
Эта форма организации учебного занятия развивают творческую самостоятельность студентов, помогает раскрыть личностный потенциал студента, укрепляют их интерес к науке и научным исследованиям, студенты овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов, научить самостоятельно, мыслить, систематизировать полученную информацию, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учебное занятие представляет собой семинар, на котором рассматриваются аспекты взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников: психологические аспекты взаимодействия людей, интерактивные форм работы воспитателя с родителями, особенности организации интерактивных форм взаимодействия, методика организации интерактивных игр с родителями.
Методы, используемые на занятии направлены на:
•    Формирование способов активной  познавательной деятельности;
•    Развитие познавательной активности и самостоятельности;
•    Формирование  умений и навыков самообразования;
•    Воспитание познавательного интереса;
•    Формирование глубоких прочных знаний;
•    Создание положительной мотивации учения и образования;
•    Развитие интеллектуальной личности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационные формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении" »



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Педагогика»






Тема: «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи »


(специальность: 050704 – Дошкольное образование)










Автор: Буторина Ирина Николаевна,

преподаватель ГБОУ СПО РО «ВПК»



г. Волгодонск

2014




АННОТАЦИЯ

Методическая разработка представляет собой учебное занятие, которое проводится в форме семинара. Занятие соответствует учебному плану дисциплины и позволяет активизировать познавательную деятельность студентов путем самостоятельной подготовки презентаций, сообщений и самостоятельной работы с литературой.

Методическая разработка включает в себя такие разделы как: введение, сценарий проведения, заключение, список литературы.

Для занятия выбрана форма проведения семинара, представляющая собой подготовку студентами сообщений на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара с заключением преподавателя, сочетание и взаимодействие слова, наглядности, самостоятельной работы студентов, организуемой и направляемой преподавателем.

Эта форма организации учебного занятия развивают творческую самостоятельность студентов, помогает раскрыть личностный потенциал студента, укрепляют их интерес к науке и научным исследованиям, студенты овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов, научить самостоятельно, мыслить, систематизировать полученную информацию, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Учебное занятие представляет собой семинар, на котором рассматриваются аспекты взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников: психологические аспекты взаимодействия людей, интерактивные форм работы воспитателя с родителями, особенности организации интерактивных форм взаимодействия, методика организации интерактивных игр с родителями.

Методы, используемые на занятии направлены на:

  • Формирование способов активной познавательной деятельности;

  • Развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • Формирование умений и навыков самообразования;

  • Воспитание познавательного интереса;

  • Формирование глубоких прочных знаний;

  • Создание положительной мотивации учения и образования;

  • Развитие интеллектуальной личности.



























ХОД ЗАНЯТИЯ

Элемент структуры занятий

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие, определение целей и задач занятия. Знакомство с планом проведения семинара.

3мин

2

Мотивация учебной деятельности

Формулирование проблематики занятия, обоснование актуальности темы, ее места и роли в образовательном процессе ДОУ.

5мин

3

Выступление студентов

Сообщения по заранее подготовленным вопросам:

психологические аспекты взаимодействия людей, интерактивные форм работы воспитателя с родителями, особенности организации интерактивных форм взаимодействия, методика организации интерактивных игр.

Проведение игры «Карамбия».

60мин

4

Обсуждение вопросов семинара

Проведение обсуждения в форме беседы.

15мин

5

Подведение итогов

(анализ сообщений, оценка выступлений)

Цели урока были достигнуты. Мы познакомились с понятиями: интерактивное взаимодействие, интерактивные игры. Рассмотрели психологические аспекты общения. Обсудили вопросы организации эффективного взаимодействия ДОУ и родителей. Определили инновационные форма работы воспитателя с родителями. Задумались о проблемах организации взаимодействия с родителями в воспитании дошкольников. Поняли, что эффективность взаимодействия ДОУ и семьи зависит от профессионализма педагогов, умения правильно строить общение и применять инновационные технологии.

Сообщение результатов урока.

5мин

6

Домашнее задание

Составить методическую разработку интерактивных форм взаимодействия с родителями (по выбору студента).

2мин




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы учебного занятия «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» заключается в том, что сегодня, в период модернизации дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг, жить и работать в режиме развития. Одним из важных направлений деятельности детского сада, является поиск и внедрение конструктивных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Применение компьютерных технологий в работе с родителями способствует укреплению союза «родители – педагоги», повышает уровень доверия и информироварованности между двумя наиболее важными институтами социализации дошкольников, а также способствует повышению педагогической культуры родителей.

Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества.

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Компьютер, мультимедийные средства могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ. Эффективность обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом, можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями.

Использование новых информационно-коммуникационных технологий сегодня активно проникает в систему работы педагога с родителями воспитанников.


















СТРУКТУРА И ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи».

Цели:

Обучающая:

  • Познакомить с основными понятиями темы «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи».

  • Дать понятия об интерактивных формах взаимодействия с родителями, познакомить с методикой проведения интерактивных игр.

  • Осознать современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.


Развивающая:

  • Способствовать овладению навыками исследовательской работы.

  • Научить навыкам публичного выступления.


Воспитательная:

  • Привить интерес к дисциплине.

  • Способствовать воспитанию положительного отношения к будущей профессии.


Тип: семинар

Дидактический материал: сообщения студентов, презентации.

Оборудование: мультимедиа – проектор, ПК.

Методы обучения: информационно-рецептивный, исследовательский.

Форма реализации методов: семинарское занятие.


Структура занятия:

  1. Организационный момент:

    • Приветствие;

    • Тема занятия;

    • Цели и задачи.

  2. Основная часть:

  • Мотивация учебной деятельности;

  • Выступление студентов с сообщениями по заранее подготовленным вопросам:

- психологические аспекты взаимодействия людей;

- интерактивные форм работы воспитателя с родителями;

- особенности организации интерактивных форм взаимодействия;

- методика организации интерактивных игр;

- проведение интерактивной игры.

  • Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы

3. Заключительная часть:

  • Подведение итогов;

  • Домашнее задание.















Основные понятия учебного занятия


Семья – это группа людей, связанная между собой родственными или кровными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого, например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Однонаправленное содействие – один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стараясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия.

Однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником. Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята, обижается и запирается в своей комнате.

Контрастное взаимодействие – противоречие, когда один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или выбрасываем его.

Компромиссное взаимодействие – оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).





















Конспект учебного занятия

  1. Организационный момент.

    1. Приветствие, сообщение темы занятия.

Добрый день, уважаемые студенты. Тема нашего урока «Инновационные форма работы дошкольного образовательного учреждения с семьей».


    1. . Цель занятия.

Цели урока: познакомиться с понятием «интерактивное взаимодействие»,

интерактивными формами взаимодействия воспитателя с родителями, познакомить с методикой проведения интерактивных игр. Осознать современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.

Развить эмоционально – положительное отношение к выбранной профессии.

1.3. План занятия.

Сообщения студентов по заранее подготовленным вопросам:

  1. Психологические аспекты взаимодействия людей;

  2. Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ;

  3. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями;

  4. Методика организации интерактивных игр;

  5. Проведение игры «Карамбия»;

  6. Проведение обсуждения сообщений в форме беседы.










2.Основная часть

2.1. Мотивация учебной деятельности.

Работа с семьей - важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности. Поэтому воспитательную работу, в этом направлении целесообразно осуществлять с использованием термина "взаимодействие с родителями". Содержание этого понятия можно определить как установление межсубъектного, межличностного взаимосогласуемого общения. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова определяет взаимодействие как "процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь". В таком взаимодействии все участники выступают как равноправные партнеры. Цель такого взаимодействия - установление личностного взаимопонимания по определенному кругу проблем и задач.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

Взаимодействие начинается с общения, которое, в ходе своего развития выходит на деятельностный уровень, становясь взаимодействием. Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосогласуемых действий субъектов общения, когда предпринимаемые действия одного субъекта обуславливают логику действий другого. Индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с родителями определяют стили педагогического общения.

2.2. Сообщения студентов

«Психологические аспекты взаимодействия людей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, чело век превращается в личность, приобретает высшие познавательные способности и качества. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, он до конца жизни был бы обречен оставаться полуживотным, лишь внешне напоминающим человека.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности – например, физиологические (такие как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, призвать к себе на помощь, вызвать сочувствие – все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ.

Способность к общению у человека – врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием. И детский сад – это наиболее важное звено в развитии ребенка и становлении его личности. Все сотрудники дошкольного учреждения должны отчетливо осознавать свою роль в воспитании детей, свое влияние на межличностные отношения в коллективе, друг с другом.

Общение – это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В процессе личностно ориентированного взаимодействия складываются субъективно-субъективные отношения, в которых каждый участник является субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношения партнера к себе.

Взаимодействие представляет собой системное и устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция в свою очередь порождает реакцию взаимодействующего.

Взаимодействие складывается:

  • из физического контакта;

  • совместного перемещения в пространстве;

  • совместного группового или массового действия;

  • духовного;

  • вербального.

Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов характерны следующие особенности:

  1. равенство психологических позиций взаимодействующих независимо от их социального статуса;

  2. равное признание активной коммуникативной роли друг друга;

  3. психологическая поддержка друг друга.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации.

Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:

  1. Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

  2. Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого, например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику.

  3. Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

  4. Однонаправленное содействие – один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стараясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия.

  5. Однонаправленное противодействие – один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником. Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята, обижается и запирается в своей комнате.

  6. Контрастное взаимодействие – противоречие, когда один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или выбрасываем его.

  7. Компромиссное взаимодействие – оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Следует отметить, что психологи выделяют в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, то есть их эмоции. Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться с различных позиций. Если взаимодействие официально организовано, то времени отводится столько, сколько объективно необходимо для совместной деятельности. Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Вы, наверное, замечали, что с кем-то вы могли бы быть рядом очень долго и даже не почувствовали бы этого, с другим же даже минута, проведенная вместе, будет в тягость.

Время совместной деятельности является не только условием проверки симпатии и прочности отношений. Длительность взаимодействия также является фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей. При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга.

У каждого человека в связи с темпераментом личности, опытом, формируются коммуникативные черты характера. К ним можно отнести общительность, замкнутость и болтливость.

Попробуйте соотнести себя с каким-либо типом коммуникативности:

Общительность – это оптимальное потребление потребностей в контактах с другими людьми; вступая в речевой контакт, человек ставит перец собой цель передать другим свои мысли, чувства, желания и этим самым повлиять на точку зрения слушающих. Общительным можно считать такого человека, который обладает богатством духовной жизни, которому есть что сказать другим. Общительность предполагает избирательное отношение к людям, с которыми человек вступает в разговор: нужно знать, кому, что и в какой форме следует сказать. Эта сторона общительности связана с убеждениями личности и тактом, проявляющимся в отношениях с людьми. Общительный человек не только знает, что сказать, но и помнит, что он говорил. Повторение одного и того же рассказа, одних и тех же мыслей свидетельствует об отсутствии того богатого содержания мысли, чувств и отношений, которые лежат в основе общительности.

Чертой, противоположной общительности, является замкнутость. Замкнутый человек оставляет «при себе» те мысли и чувства, которыми он мог бы поделиться с окружающими. Причина замкнутости часто лежит в недоверии к людям, в отсутствии потребности и привычки общаться. Такая замкнутость не имеет ничего общего со скрытостью и подозрительностью к окружающим.

Замкнутости противоположна болтливость. Болтливость -это проявление несдерживаемой речевой активности. Она выражается в неудержимом желании говорить хотя бы пустые, ничего не значащие слова, выбалтывать то, о чем иногда следует умолчать из-за соображения элементарной этики. Болтливость связана с поверхностью ума, с отсутствием избирательности в общении, со слабым развитием волевых качеств.

Присущая человеку черта может изменяться под влиянием эмоциональных состояний. Степень общительности иногда бывает результатом ситуации. Эмоциональный подъем может вызвать у замкнутого человека прилив общительности и откровенности, и наоборот, переживание страха, волнения может общительного человека сделать замкнутым.

Вы, вероятно, определили, к какому виду коммуникабельности относите сами себя и какой его вид является идеальным в межличностном общении.

Условия, необходимые для оптимального педагогического общения:

  • Искрений интерес к человеку, умение преодолевать свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, что касается другого человека.

  • Умение слушать людей – как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимания на то, что признаком интересного собеседника является умение не только говорить, сколько умение слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удается стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравится те, с кем они могут удовлетворить свою потребность выговориться.

  • Старайтесь быть доброжелательными по отношению к людям, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

  • Улыбайтесь, в общении с людьми очень много значит улыбка для взаимных симпатий. Она греет и создает аванс положительного отношения.

  • Изучайте потребности людей и пытайтесь полезно их удовлетворять, проявляйте интерес к интересам другого. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего.

  • Умейте завоевать авторитет в педагогическом общении через способность дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению.

«Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013) - от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

- диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

- исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

- формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

- участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

- участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

-показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

- группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

• Интерактивное общение способствует умственному развитию.

• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[,Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

«Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями»

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

- в зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

- от количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

- Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

- Еще одно основание для классификации игр — средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

«Методика проведения интерактивной игры» Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

• Уверенное поведение педагога.

• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

- обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

- соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

«Проведение игры «Карамбия»»

Задачи:

  • предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения;

  • помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения.

Материал: письменные инструкции.

Процедура проведения:

1. Из числа участников выбрать 3 членов группы – «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам:

  • Брюнет – блондин.

  • Длинные волосы – короткая стрижка.

  • Очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 20 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция для посланников.

Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной Карамбией. Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей.

Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству.

Ваши задачи:

  1. Узнать как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет».

  2. Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество.

Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации.

Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры.

Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.

2. Пока «посланники» работают, всей остальной группе участников дается установка: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы.

К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

  • мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);

  • в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»;

  • наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет.

Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

3. Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.

4. «Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги.

5. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев.

6. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.

Обсуждение и анализ.

Вопросы ведущего группе:

  1. Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»?

  2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?

  3. Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»?

  4. Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?

  5. Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли?

  6. Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)


2.3. Обсуждение сообщений в форме беседы.


Вопросы для обсуждения:

    1. Что представляет собой взаимодействие, из чего оно складывается?

    2. Каковы условия, необходимые для оптимального педагогического общения?

    3. Что такое интерактивное взаимодействие?

    4. О каких формах интерактивного взаимодействия вы узнали?

    5. Как проводить интерактивные игры?

    6. Что вас больше всего заинтересовало на семинаре?



























3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы говорили об инновационных формах взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семьи, рассмотрели психологические аспекты общения, обсудили вопросы организации эффективного взаимодействия ДОУ и родителей, определили, что эффективность взаимодействия ДОУ и семьи зависит от профессионализма педагогов, умения правильно строить общение и применять инновационные технологии.

Составить методическую разработку интерактивных форм взаимодействия с родителями (по выбору студента).

Цели урока достигнуты.

Спасибо за активное участие в уроке. (Оценка работы группы в целом и отдельных студентов).

В недалеком будущем вам предстоит работать в дошкольных образовательных учреждениях, и эффективность образовательного процесса будет напрямую зависеть от организации взаимодействия с родителями.

3.2. Домашнее задание

Составить методическую разработку интерактивных форм взаимодействия с родителями (по выбору студента).










Литература

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2012, 416 с.

  2. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей». 112 с.

  3. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практи­ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.

  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений».– М., 2002. – 120 с

  5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

  6. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации / М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с.

  7. Работа с детьми — источник удовольствия: методические ре­комендации по работе воспитателей с детьми и родителями. — Волгоград: «Панорама», 2006. —176 с.

  8. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Мето­дическое пособие для работников дошкольных образова­тельных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Инновационные формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении"

Автор: Буторина Ирина Николаевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Педагогический проект "Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования" "
    ["seo_title"] => string(132) "piedaghoghichieskii-proiekt-innovatsionnyie-formy-vzaimodieistviia-s-siem-ioi-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-doshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "183933"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425977725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы."
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "314924"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства