Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рифма», развития чувства ритма, интонации; способствовать воспитанию интереса к значению слова, любви к литературному жанру «поэзия».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Рифма и смысл"»
РИФМА И СМЫСЛ
Страницы: (учебник) 30–31; (тетрадь) 21, № 5.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рифма», развития чувства ритма, интонации; способствовать воспитанию интереса к значению слова, любви к литературному жанру «поэзия».
Планируемые результаты: личностные УУД: проявляют положительное отношение к уроку литературного чтения; метапредметные УУД: регулятивные – понимают цель и смысл выполняемых заданий; познавательные – выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные – понимают содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; предметные УУД:научатся находить средства художественной выразительности в тексте (рифмы), рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста.
Образовательные ресурсы: книги про Незнайку и его друзей; детали костюмов: шляпа для Незнайки, круглые очки для Знайки, смешные шапочки для Торопыжки и Авоськи и т. п.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
В городе Цветочном ждут нас коротышки –
Мальчишки и девчонки из любимой книжки.
II. Актуализация опорных знаний.
– Решите кроссворд.
По горизонтали:
2. Что за чудо, господа,
В море синяя… (вода).
3. Сосны, пихты,
Кедры, ели
Закружили… (карусели).
6. Быстро катит экипаж,
На подножке – юный... (паж).
9. Грузовик привёз дрова,
А вокруг растёт… (трава).
10. Он в охоте знает толк,
И зовут зверюгу… (волк).
11. Попугай мой новый –
Пашка,
Разноцветный, как… (рубашка).
14. И могуча, и крепка
Эта папина… (рука).
15. Для здоровья человека
На углу стоит… (аптека).
По вертикали:
1. Петя рад, и Ваня рад –
Мы идём смотреть… (парад).
2. Засуну в щель
Тихонько нос:
Как хочется задать... (вопрос).
4. Что подарит нам рассвет?
Первый лучезарный... (свет).
5. Шире ложки и ухвата,
Как зовут меня? (Лопата.)
7. Не комар и не паук –
Я красивый майский ... (жук).
8. Мощным клювом не пугай,
Длиннохвостый... (попугай).
12. Обрадовалась Маша –
На завтрак снова... (каша).
13. Что такое батискаф? –
Небольшой подводный... (шкаф).
16. Грохот, шум,
Сверканье, блеск –
Это грома страшный... (треск).
– Что помогло вам разгадать кроссворд? (Рифма и смысл.)
III. Работа по теме урока.
– А вот наш друг Незнайка. Что-то он сегодня сердитый.
СЕРДИТЫЙ ДЕНЬ
Дела мои весьма плохи:
Не получаются стихи.
Я все по комнате хожу
И все на улицу гляжу.
И небо сердито, и ветер сердит,
Сердитый старик на скамейке сидит.
Э. Успенский
– Ребята, хотите развеселить Незнайку и попробовать себя в образе Незнайки и других коротышек?
1. Речевая разминка.
Дети выполняют упражнения на дыхание, для губ, для языка.
• Заборчик.
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы –
посчитаем наши зубы.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
• Трубочка.
Мои губы – трубочка,
превратились в дудочку.
Ду-ду-ду.
• Лопатка.
Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Язык можно убирать.
• Иголочка.
Язык в иголку превращаю.
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну
до пяти считать начну.
1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Иголку я могу держать.
• Грибок.
На лесной опушке,
где жила кукушка,
вырос гриб волнушка.
А Незнайка в лес пошел
и большой грибок нашел.
Вот и нет волнушки
на лесной опушке.
• Барабанщик.
Наш Незнайка очень занят –
д-д-д-д-д.
Барабанщик барабанит –
д-д-д-д-д.
Учись играть на барабане –
д-д-д-д-д.
Твой язык послушным станет –
д-д-д-д-д.
– Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выполнить остальные задачи, а именно: выразительно и безошибочно читать. Хорошее чтение поможет понять текст.
– После разминки побываем с вами в театре. Артисты сегодня у нас необычные, – вы. Представьте себя артистами детского театра.
Физкультминутка
– Актер должен уметь перевоплощаться, изображать не только людей, но и другие предметы.
Я буду называть слова, вы – изображать в пантомиме то, что они означают. Например, жираф, стул и др.
– Какую роль в спектакле про Незнайку вы хотели бы сыграть?
2. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня вам представится такая возможность, так как мы прочитаем по ролям эту сказку Н. Носова.
3. Подготовительная работа.
– Просмотрите текст сказки. Какие роли будут в нашем спектакле? (Роли Автора, Незнайки, Знайки, Торопыжки.)
– Обратите внимание на последнюю часть сказки: «Довольно! – закричали все…» Кто это «все» и кто будет читать эти слова в нашем спектакле? (Это другие человечки, например, Авоськин и Небоськин. Они должны наперебой читать через предложение.)
– Давайте разметим этот отрывок для чтения. Какие слова автора можно не читать и почему?
Можно пропустить короткие авторские замечания, которые разрывают слова одного героя. Пропустить комментарии автора: закричали, сказал, мы должны голосом, интонацией передать то, что хочет сказать автор. Это слова для актеров. Возьмите в скобки карандашом те слова, которые мы читать не будем. (Обсуждается каждая строчка – что читать, а что не читать.)
– Теперь давайте потренируемся.
4. Пробное чтение отрывка.
5. Творческая работа.
Чтение по ролям (коммуникативные УУД).
Дети выбирают костюмы в соответствии с выбранной ролью.
6. Обсуждение игры актеров.
– Понравилось ли вам, как читали и играли ребята?
– Какие актерские находки были самыми интересными?
– Что лучше всего удалось нашим актерам?
7. Самостоятельная работа по тетради (с. 21, № 5).
– Что вы узнали о герое стихотворения? (Он фантазер, любознательный и т. п.)
– Что хотел узнать герой? (Что у облака внутри? Что у солнышка внутри?)
– Можно ли утверждать, что герой стихотворения смотрит на мир необычно, не так, как другие?
– Кто из жителей Цветочного города похож на героя стихотворения? (Свободные высказывания детей.)
IV. Итог урока.
Регулятивные УУД:контрольный итог деятельности.
– Нам пора прощаться с коротышками из Цветочного города.
– Чему мы научились, побывав у них в гостях? Что узнали?
– Что такое рифма?
– Только ли рифма делает стихи стихами?
Творческое задание. Игра «Допиши две строчки».
Слово, слово, снова слово –
И двустишие готово.
Давайте попробуем сами сочинить стихи. Добавьте к стихотворным строкам две строчки, чтобы получилось смешное четверостишие: