kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный с русским языком урок русской литературы на тему «Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный с русским языком урок русской литературы  на тему

«Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, эпиграф к уроку.

«Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь, второй - любовь, и третий- понимание».

Цели урока.

1. Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».

2. Формирование навыков комплексного анализа для подготовки к олимпиаде по русской литературе и работа по синтаксическому анализу ССП и СПП.

3. Развитие чувства бережного отношения к матерям.

Ход урока.

I.Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами должны научиться делать комплексный анализ лирического произведения, используя стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери». Это вам поможет получить хорошие баллы  на олимпиаде по русской литературе и на ОГЭ по русской литературе, еще мы продолжим работу по синтаксическому анализу ССП и СПП. Это нужно для ОГЭ по русскому языку. И самое главное сегодня – это то, что вы обязаны бережно относиться к своим мамам.

2. Работа по комплексному анализу стихотворения, с использованием презентации и раздаточного материала.

А. Чтение стихотворения учителем, прослушивание песни на стихи Есенина «Письмо матери» в исполнении Сличенко. (Никола?й Алексе?евич Сличе?нко (род. 27 декабря 1934) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, певец, педагог. Народный артист СССР (1981)[1]. Лауреат Государственной премии СССР (1987).)

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

            «Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.           

III. Жанровое своеобразие.          

Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре».  

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов.            Пояснения неясных мест.

Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви. В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания. Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей. Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада. Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором. 

Ты жива еще, моя старушка? – риторический вопрос и обращение.

Привет тебе, привет! – лексический повтор.

Несказанный свет, тягостная бредь, тоски мятежной– эпитет.

Тая тревогу, утрату и усталость испытать мне в жизни привелось - метафора.

Загрустила шибко обо мне, саданул, горький пропойца - просторечное слово.

Я по-прежнему такой же нежный – аллитерация.

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось – анафора.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет- анафора и метафора.

3-4. Основные особенности ритмики и строфики.      

Стихотворение состоит из 36 строк – 9 строф.

Двусложные:

U U дибрахий (пиррихий)

— U трохей (хорей)

U — ямб

— — спондей

Трехсложные:

U U U трибрахий

U — U амфибрахий

U U — анапест (палимбакхий)

— U U дактиль

— U — кретик (амфимакр)

— — U антанапест

U — — бакхий (антидактиль)

— — — молосс (тримакр, экстенсипес)

Написано 5-стопным хореем.

Стопа двусложная с ударением на 2 слоге.

Рифмовка перекрестная –

АВАВ:

……. тревогу,

……. обо мне,

……….дорогу,

……. шушуне.           

5. Рифма.

Ри?фма (др.-греч. ?υθμ?ς «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.

Мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:   

Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой,

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

Женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»: 

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато.

Дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова: 

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Ты жива еще, моя старушка? -Женская рифма

Жив и я. Привет тебе, привет! - Мужская рифма

Пусть струится над твоей избушкой - Женская рифма

Тот вечерний несказанный свет. - Мужская рифма     

6.Звукопись и эвфония (благозвучие)    Зву?копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.— К. Д. Бальмонт

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов). Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

Ш –старушка, избушкой, пишут, шибко, ходишь, шушуне, наш – вызывает чувство успокоения и умиротворенности от всего, что связано с матерью.    

VI. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением.       

А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». В нем содержится обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. В «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете милей твоего немудрёного крова».    

VII. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения. 

Идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу». Дорога – это жизненный путь лирического героя.

VIII. Дополнительные (свободные) размышления.     

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери», написанная на тему любви к матери и к Родине, содержит в себе «пушкинскую» легкость и простоту, которая воистину присуща и доступна только великим поэтам. Оно наиболее понятно и приятно для каждого русского человека, потому что именно Есенин умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.

3.Работа по синтаксическому разбору СПП в стихотворении С.Есенина «Письмо матери».

А) найти СПП с несколькими придаточными, определить вид подчинения и сделать синтаксический разбор.

Пишут мне(1), что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне (2),

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне(3). – СПП с несколькими придаточными, с однородным подчинением.

Главное предложение - пишут мне – простое, неполное, повествовательное, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, неосложненное, пишут (что делают?) – ПГС (глагол), мне (кому?) – косвенное дополнение (местоимение).

1 придаточная изъяснительная часть - загрустила шибко обо мне - простое, полное, повествовательное, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом, ты (кто?) – подлежащее (местоимение), загрустила (что сделала?) – ПГС (глагол), тая тревогу (как?) – обособленное обстоятельство образа действия (деепричастный оборот), шибко (как?) – обстоятельство образа действия (наречие), обо мне (о ком?) - – косвенное дополнение (местоимение).

2 придаточная изъяснительная часть - что ты часто ходишь на дорогу

в старомодном ветхом шушуне - простое, полное, повествовательное, двусоставное, распространенное,  не осложнено, ты (кто?) – подлежащее (местоимение), ходишь (что делаешь?) – ПГС (глагол), часто (как?) - обстоятельство образа действия (наречие), на дорогу (куда?) – обстоятельство места (существительное), в шушуне (в чем?) – косвенное дополнение (существительное), в старомодном ветхом (в каком?) – согласованные определения (прилагательные).

II Домашняя работа.

  1. Написать письмо своей матери.
  2. Сделать на раздаточном материале комплексный анализ любимого стихотворения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный с русским языком урок русской литературы на тему «Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».»

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери» Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь, второй- любовь, и третий- понимание.

Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери»

Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь, второй- любовь, и третий- понимание.

Цели урока:

Цели урока:

  • 1. Комплексный анализ стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери».
  • 2. Формирование навыков комплексного анализа для подготовки к олимпиаде по русской литературе и работа по синтаксическому анализу СПП с несколькими придаточными.
  • 3. Развитие чувства бережного отношения к матерям.
План комплексного анализа лирического произведения.

План комплексного анализа лирического произведения.

  • I. Дата написания.
  • II. Реально-биографический и фактический комментарий.
  • III. Жанровое своеобразие.
  • IV. Идейное содержание:
  • 1. Ведущая тема.
  • 2. Основная мысль.
  • 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
  • 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
План комплексного анализа лирического произведения .

План комплексного анализа лирического произведения .

  • V. Структура стихотворения:
  • 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству; по контрасту; по смежности; по ассоциации; по умозаключению.
  • 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.
  • 3. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
  • 4. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
  • 5. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
  • 6. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки .
План комплексного анализа лирического произведения

План комплексного анализа лирического произведения

  • VI.Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).
  • VII. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
  • VIII. Дополнительные (свободные) размышления.
С.А.Есенин «Письмо матери» Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось,— Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу. В старомодном ветхом шушуне (Старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки или реже, сарафана, рубахи.)

С.А.Есенин «Письмо матери»

  • Чтоб скорее от тоски мятежной
  • Воротиться в низенький наш дом.
  • Я вернусь, когда раскинет ветви
  • По-весеннему наш белый сад.
  • Только ты меня уж на рассвете
  • Не буди, как восемь лет назад.
  • Не буди того, что отмечталось,
  • Не волнуй того, что не сбылось,—
  • Слишком раннюю утрату и усталость
  • Испытать мне в жизни привелось.
  • И молиться не учи меня. Не надо!
  • К старому возврата больше нет.
  • Ты одна мне помощь и отрада,
  • Ты одна мне несказанный свет.
  • Так забудь же про свою тревогу,
  • Не грусти так шибко обо мне.
  • Не ходи так часто на дорогу
  • В старомодном ветхом шушуне
  • Ты жива еще, моя старушка?
  • Жив и я. Привет тебе, привет!
  • Пусть струится над твоей избушкой
  • Тот вечерний несказанный свет.
  • Пишут мне, что ты, тая тревогу,
  • Загрустила шибко обо мне,
  • Что ты часто ходишь на дорогу.

В старомодном ветхом шушуне (Старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки или реже, сарафана, рубахи.)

  • И тебе в вечернем синем мраке
  • Часто видится одно и то ж:
  • Будто кто-то мне в кабацкой драке
  • Саданул под сердце финский нож.
  • Ничего, родная! Успокойся.
  • Это только тягостная бредь.
  • Не такой уж горький я пропойца,
  • Чтоб, тебя не видя, умереть.
  • Я по-прежнему такой же нежный
  • И мечтаю только лишь о том,
Никола́й Алексе́евич Сличе́нко

Никола́й Алексе́евич Сличе́нко

  • Никола́й Алексе́евич Сличе́нко (род. 27 декабря 1934) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, певец, педагог. Народный артист СССР (1981)[1]. Лауреат Государственной премии СССР (1987).
I. Дата написания.  II. Реально-биографический и фактический комментарий.

I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий.

  • «Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.
III. Жанровое своеобразие.

III. Жанровое своеобразие.

  • Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр — жанр лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре».
IV. Структура стихотворения:  1. Сопоставление и развитие основных словесных образов.

IV. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов.

  • Основными образами в стихотворении «Письмо матери» является сам лирический герой и его мама. Мать и родной дом для лирического героя это символ детства, легкой жизни и всепрощающей любви. В начале произведения он спрашивает свою мать, жива ли она это говорит о том, что сын совсем нечастый гость в родных краях. Лирический герой также как и в детстве ищет у мамы защиты и понимания. Всю затаенную печаль своей души, переживания, жизненные разочарования он выливает в своем письме и превращается из взрослого человека в маленького беззащитного ребенка, какими являемся все мы в глазах своих матерей. Идея стихотворения заключается в том, что все мы должны ценить дорогих и таких близких женщин, подаривших нам жизнь. Ведь только они всегда безотказно придут на помощь нам в трудную минуту, они прощают своим детям самые тяжелые грехи и жертвуют своими жизнями ради благополучия чада. Лирический герой стихотворения просит у своей матери прощение за то, что фактически забыл ее и очень долго не бывал в родном крае. У него даже нет сомнений в том, что его мама простит его, любовь матери воспринимается как должное.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.

  • С. Есенин использует в своём стихотворении огромное количество художественных средств. Например, риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери». То, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. Также не редки эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. Безусловно, важную смысловую нагрузку имеет также использование С. Есениным анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование

в жизни и истинную заботу и тоску по матери.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые авторо м.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые авторо м.

  • Ты жива еще, моя старушка? – риторический вопрос и обращение.
  • Жив и я. Привет тебе, привет! – лексический повтор.
  • Пусть струится над твоей избушкой
  • Тот вечерний несказанный свет. – эпитет.
  • Пишут мне, что ты, тая тревогу, - метафора.
  • Загрустила шибко обо мне, - просторечное слово.
  • Что ты часто ходишь на дорогу
  • В старомодном ветхом шушуне.
  • И тебе в вечернем синем мраке – эпитет.
  • Часто видится одно и то ж:
  • Будто кто-то мне в кабацкой драке
  • Саданул под сердце финский нож . - просторечное слово.
  • Ничего, родная! Успокойся.
  • Это только тягостная бредь. – эпитет.
  • Не такой уж горький я пропойца, - просторечное слово.
  • Чтоб, тебя не видя, умереть.
  • Я по-пре ж нему такой ж е не ж ный – аллитерация.
  • И мечтаю только лишь о том,
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором.

  • Чтоб скорее от тоски мятежной – эпитет.
  • Воротиться в низенький наш дом.
  • Я вернусь, когда раскинет ветви
  • По-весеннему наш белый сад.
  • Только ты меня уж на рассвете
  • Не буди , как восемь лет назад. – анафора.
  • Не буди того, что отмечталось,
  • Не волнуй того, что не сбылось,—
  • Слишком раннюю утрату и усталость
  • Испытать мне в жизни привелось. – метофора.
  • И молиться не учи меня. Не надо!
  • К старому возврата больше нет.
  • Ты одна мне помощь и отрада,
  • Ты одна мне несказанный свет.
  • Так забудь же про свою тревогу,
  • Не грусти так шибко обо мне.
  • Не ходи так часто на дорогу
  • В старомодном ветхом шушуне
3-4. Основные особенности ритмики и строфики.

3-4. Основные особенности ритмики и строфики.

  • Стихотворение состоит из 36 строк – 9 строф.
  • Написано 5-стопным хореем.
  • Стопа двусложная с ударением на 2 слоге.
  • Рифмовка перекрестная – АВАВ:
  • …… .. трев огу ,
  • …… .. обо м не ,
  • ……… ..дор огу ,
  • …… .. шушу не .
5. Рифма.  Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.  Мужская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов.

5. Рифма. Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Мужская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов.

  • Ты жива еще, моя стар у шка? - Женская рифма
  • Жив и я. Привет тебе, прив е т! - Мужская рифма
  • Пусть струится над твоей изб у шкой - Женская рифма
  • Тот вечерний несказанный св е т. - Мужская рифма
6.Звукопись и эвфония (благозвучие) - совокупность приёмов и средств использования звуковой стороны речи в художественном тексте (преимущественно стихотворном).

6.Звукопись и эвфония (благозвучие) - совокупность приёмов и средств использования звуковой стороны речи в художественном тексте (преимущественно стихотворном).

  • Ш –стару ш ка, избу ш кой, пи ш ут, ш ибко, ходи ш ь, ш у ш уне, на ш – вызывает чувство успокоения и умиротворенности от всего, что связано с матерью.
V. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением.

V. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением.

  • А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». В нем содержится обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. В «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете милей твоего немудрёного крова. Тема любви к матери относится к вечным темам (также как и тема Родины, если брать данную интерпретацию «Письма матери»)..
VI. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения .

VI. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения .

  • Идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу». Дорога – это жизненный путь лирического героя.
VII. Дополнительные (свободные) размышления.

VII. Дополнительные (свободные) размышления.

  • Стихотворение С. Есенина «Письмо матери», написанная на тему любви к матери и к Родине, содержит в себе «пушкинскую» легкость и простоту, которая воистину присуща и доступна только великим поэтам. Оно наиболее понятно и приятно для каждого русского человека, потому что именно Есенин умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.
Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными.

Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными.

  • Пишут мне , что ты, тая тревогу,
  • Загрустила шибко обо мне ,
  • Что ты часто ходишь на дорогу
  • В старомодном ветхом шушуне.
Домашняя работа.

Домашняя работа.

  • Написать письмо своей матери.
  • Сделать на раздаточном материале комплексный анализ любимого стихотворения.
Помните о великом поэте Сергее Есенине!!!

Помните о великом поэте Сергее Есенине!!!

Берегите матерей, пока они живы!!!

Берегите матерей, пока они живы!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Людмила Германовна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства