В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство.
Цель: сформировать представление учащихся о раннем творчестве В. Маяковского, его новаторском характере.
Задачи:
- Систематизировать представление учащихся о неоднородности русского футуризма;
- Формировать интерес к личности и творчеству В. Маяковского;
- Продолжать формировать умения учащихся выделять главное, сравнивать, анализировать.
Оборудование: сборники стихотворений, видеопроектор, раздаточный материал.
Тип урока –практикум.
Ход урока
Организационный момент.
В.В. Маяковский и футуризм. Дореволюционная лирика поэта
Вступительное слово учителя. Видеофрагмент.
Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский ворвался в русскую поэзию начала ХХ века. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским.
Своеобразие ранней лирики М. Обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.
Работа в группах.
1. Что общего между названиями манифестов «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей» и стихотворений «Нате», «Адище города», «Послушайте», «Вам!»?
2. Каков характер взаимоотношений с читателем?
3. Прочтите и проанализируйте стихотворение «Нате».
1). Каков конфликт этого произведения?
Как развивает поэт традиционное в литературе противопоставление поэта и толпы?
Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта.
Какие художественные приемы использует для его выражения?
Как поэт относится к толпе? Подтвердите текстом стихотворения (1-2 строчки, 5-8 строчки, 11-12 строчки).
Как вы понимаете финал стихотворения?
4.Проанализируйте пункты 1и2 манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» и пункты 3 и 10 манифеста «Салок судей».
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами ( Словоновшество ).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.400
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших «Здравого смысла» и «Хорошего вкуса», то все же на них уже
1912
МАНИФЕСТ ИЗ СБОРНИКА «САДОК СУДЕЙ II»
Сен 1, 2013 admin
Находя все нижеизложенные принципы цельно выраженными в I-м «Садке Судей» и выдвинув ранее пресловутых и богатых, лишь в смысле Метцль и К°1, футуристов, — мы, тем не менее, считаем этот путь нами пройденным и, оставляя разработку его тем, у кого нет более новых задач, пользуемся некоторой формой правописания, чтобы сосредоточить общее внимание на уже новых открывающихся перед нами заданиях.
Мы выдвинули впервые новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь н а п р а в л я ю щ и е р е ч и. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и ф о н и ч е с к о й х а р а к т е р и с т и к е.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
a) считая частью неотделимой произведения его помарки и виньетки творческого ожидания;
b) в почерке полагая составляющую поэтического импульса;
c) в Москве поэтому нами выпущены книги (автографов) «само-письма».
6. Нами уничтожены знаки препинания, — чем роль словесной массы — выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер — живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках — всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. Передняя рифма — (Давид Бурлюк); средняя, обратная рифма (В. Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта — его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности — воспеты нами.
13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас.
Мы новые люди новой жизни.
Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Венедикт Лившиц, А. Крученых.
<1913>
В чем причина недовольства футуристов существующим языком? Что они называли произвольными и производными словами?
Найдите подобные слова в стихотворении.
«Адище города».
Как они образованы? Какую художественную функцию выполняют? За счет чего еще футуристы расширяют свой поэтический лексикон?
5. Проанализируйте пункт 1 манифеста «Садок судей».
Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворениях «Адище города» и «Вам»
6. Проанализируйте пункт 5 из сборника из манифеста «Садок судей»
Что такое метафора? Найдите примеры метафор в стихотворении «Нате».
7. Проанализируйте пункт 9 манифеста «Садок судей» и сопоставьте его со словами поэта из статьи «Как делать стихи?»: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспоминать ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе… Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда необычайна, и уж, во всяком случае, до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть ещё крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».
Какую роль поэт отводит рифме?
Прочитайте стихотворение «Послушайте».
Найдите рифмы В чём их необычность?
См. Рифмы у Маяковского бывают:
1) произвольные;
2) составные («смотрел как – тарелка», «влип как – скрипка»);
3) неточные («послушайте – жемчужиной») и т. д
Сообщения учащихся о проделанной работе.
Выводы. Освоение новых тем в поэзии сопровождалось поиском новых средств выразительности, что привело поэта к революционному реформированию русского стихосложения. В. Маяковский прибегал к словотворчеству и нарушениям в области грамматики, оставаясь при этом в области русского языка, активно использовал метафоры и гиперболы, расширял поэтический лексикон за счет неологизмов, а также разговорной грубой лексики, экспериментировал с рифмами, размерами ,строфикой.
Итог урока.