Просмотр содержимого документа
«Технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения»
Технология проблемного обучения
Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.
На уроках чтения ставлю перед детьми проблемные вопросы. Чтобы помочь осознанию восприятия учащимся, я продумываю систему вопросов, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств.
Тема Л.Толстой «Акула»
Основными этапами изучения произведения будут:
1) выявления общего читательского восприятия;
2) постановка проблемы и решение её через анализ текста;
3) выводы, идеи.
После прочтения рассказа выясняю общее впечатление.
- Понравился ли рассказ? Чем?
- Какие эпизоды запомнились лучше всего?
Далее ставлю первый проблемный вопрос:
- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ?
а) радостное, весёлое настроение, связанное с забавами детей и спасением их;
- Найдите предложения, возвещающие об опасности – приближение акулы. Прочитайте его, передав тревогу.
- Как вы понимаете выражение « артиллерист, бледный как полотно»?
- Как Толстой усиливает мотив опасности? (ребята не сразу увидели акулу)
- Какой момент в рассказе самый напряженный? (ожидание выстрела)
- Какими словами передано чувство страха?
- Как Толстой передаёт ликование команды по случаю спасения детей? (постепенным нарастанием радости: ропот стал сильнее – громкий, радостный крик).
Выводы.
- Какое настроение преобладает в рассказе? (тревожное)
- Какую роль играет радость, веселье, связанное с купанием в море в жаркую погоду? (усилить тревогу и выразить радость от избавления акулы).
Второй проблемный вопрос:
- Кто является главным героем рассказа?
- Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (старый артиллерист).
- Какой герой переживает сначала радость, потом тревогу, страх, а потом облегчение? (старый артиллерист).
- Чьи черты характера переданы наиболее полно?
а) Посмотрите описание купания мальчиков. Как отражено отцовское отношение к сыну? (гордость за сына).
- Как это передано? (репликой « Не выдавай!»)
б) Почему Толстой называет его « старый артиллерист»? Какой смысл скрывается за этими словами? (опытный).
в) Перечитайте описание поведения артиллериста в момент опасности. Какие слова передают последовательность его действий? (глаголы: сорвался, побежал, повернул…)
Третий проблемный вопрос.
- Как выдумаете, каковы могли быть последствия выстрела? ( Солдат мог убить детей или акулу)
- Как Толстой передаёт страх людей за ребят, близко от которых находилась акула? Прочитайте.
- Как переданы переживания артиллериста?
- Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе? (мастерство, решительность, смекалка, храбрость, любовь к сыну).
- Так кто на самом деле главный герой рассказа? (артиллерист)
- Кого можно просто назвать действующими лицами? (мальчика, матросов)
- Зачем они нужны в рассказе? (для того, чтобы раскрыть черты характера артиллериста)
- Почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа).
Ставя пред своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь слушать и слышать учеников.