kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать умения определять внутренний мир героя,  учить групповой работе.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научится объяснять название рассказа; определять мотивы поведения героев произведения; высказывать свое мнение; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: соблюдать основные моральные нормы, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

Презентация; карточки с частями пословиц, карточки –характеристики, конверты со смайликами, звёздочки – баллы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I.Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у вас!

Назовите качества ученика, которыми.думаю я, вы обладаете. Начальные буквы этих слов записаны на доске:

А- ктивные

В-  нимательные, вежливые

Л-  юбознательные

О- рганизованные

Сообщают о готовности к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный

опрос

II.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).

Учитель читает эпиграф.

Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство….

                              А.С. пушкин

– Чем же эти ова могут стать для нас?

– К этим словам мы вернёмся в конце урока.

Дома вы читали 1и 2 главы рассказа «Честное слово».

– Кто автор?( Л.Пантелеева)

– Сейчас мы познпкомимся с биографией автора.С.№1,2,3

–Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987 гг.). Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Благодаря этим качествам книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл «Рассказы о подвиге».

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Республика Шкид» и др.)

 – Прочитайте тему урока.С.№4

– Определите цели урока, используя опорные слова С.№5:

•  Мы продолжим знакомиться с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую

и эмоциональную направленность текста

Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; быстро отыскивают выделенный фрагмент текста, работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний

Устные ответы

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»»

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Л. Пантелеев «Честное слово»



Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать умения определять внутренний мир героя, учить групповой работе.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.


Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научится объяснять название рассказа; определять мотивы поведения героев произведения; высказывать свое мнение; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные: соблюдать основные моральные нормы, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Оборудование:


Презентация; карточки с частями пословиц, карточки –характеристики, конверты со смайликами, звёздочки – баллы.



Организационная структура урока



Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

Форма контроля

I.Организационный момент


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте, ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у вас!

Назовите качества ученика, которыми.думаю я, вы обладаете. Начальные буквы этих слов записаны на доске:

А- ктивные

В- нимательные, вежливые

Л- юбознательные

О- рганизованные



Сообщают о готовности к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный

опрос

II.Актуализация знаний.



Постановка цели и задач урока.


Вступительное слово учителя.

Сообщение темы урока. Определение целей урока. Антиципация названия произведения. Определение задач чтения. Составление плана работы с произведением

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки, события, герои).

Учитель читает эпиграф.

Совесть, благородство и достоинство вот оно святое наше воинство….

А.С. пушкин

– Чем же эти ова могут стать для нас?

– К этим словам мы вернёмся в конце урока.

Дома вы читали 1и 2 главы рассказа «Честное слово».

– Кто автор?( Л.Пантелеева)

– Сейчас мы познпкомимся с биографией автора.С.№1,2,3

–Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987 гг.). Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Благодаря этим качествам книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл «Рассказы о подвиге».

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы», «Республика Шкид» и др.)



– Прочитайте тему урока.С.№4

– Определите цели урока, используя опорные слова С.№5:

• Мы продолжим знакомиться с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…


Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую

и эмоциональную направленность текста

Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужный текст по страницам раздела «Содержание»; быстро отыскивают выделенный фрагмент текста, работают с несколькими источниками информации (текстом и иллюстрацией к тексту).

Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний

Устные ответы

III.Проверка домашнее

го задания


Словарная работа.

Есть ли в тексте для вас непонятные слова? С.№6

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.

– От чьего лица ведётся повествование?

- Где происходили действия? (в городском саду)

- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся).

– Что жеслучилось в городском саду?

– Почему же мальчик не покинул пост?

(Он не ушел, по тому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)

– Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? (Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие

ребята про него забыли: «Я думаю,

они ушли». «Забыли».)

– Что он чувствовал, когда на улице стемнело? (Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)

– Что вы можете сказать о рассказчике? Является ли он участником событий? О каких его человеческих качествах можно догадаться по тексту?

– Какие чувства вызвал у рассказчика поступок старших ребят? Как об этом можно догадаться?

– Представьте себя на месте мальчика. Как бы вы поступили в этой ситуации?

– Чем же закончится эта история, как вы думаете?

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей. Отвеча ют развернуто, используя элементы пересказа

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке.

Коммуникативные: участвуют

в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выборочное чтение.

Устные ответы

IV.Изучение

нового материала и его закрепление.



Чтение текста. Выполнение творческих заданий.

Чтение текста поцепочки.Беседа по тексту. Определение смыслов

в тексте. Организация коллективной дискуссии. Организаци групповой работы. Работа с иллюстрацией, пересказ по картинному плану с опорой на подбор слов из текста.

– Прочитайте по цепочке 3-ю часть произведения .

- Как меняется настроение главного героя?

– Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика? (Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера.

И в данном случае не важно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьезно, с уважением.)

– На ст.172 (верхняя строчка) стоит многоточие, почему автор пользуется этим знаком препинания?

(рассказчик раздумывает над судьбой героя).

Поработаем с вопросами №7,8 из учебника.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Найдите слова в которых выражена главная мысль текста? («Мальчик, у которого такая сильная воля

и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей. А когда он вырастет… Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек».)

- Охарактеризуйте мальчика, какой он?

Смелый

Стойкий

Серьёзный

Мужественный

Ответственный

Честный

– Попробуйте назвать эти понятия одним словом. (Это качества человека.)

Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

А сейчас поработаем в группах.С.№7,8,9,10

Задание №1

Определите командира в своей группе.

Задание№2

Командиров прошу выбрать иллюстрацию по рассказу для работы.

Участники групп определяют к какой части рассказа относится их картинка.Под каким номерам они будут отвечать.

Дают название части.

Задание№3 Готовят пересказ.

Участники группы могут дополнять выступающего лидера.

Далее идёт оценивание работы группы и их участников.


Учитель возвращает внимание учеников к эпиграфу.

Могут ли эти строчки стать вашим жизненным девизом?


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят

самооценку, рефлексию

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Чтение по цепочки.

Выборочное чтение.

Устные ответы.

Пересказ.

Работа в группах.

V.Рефлексия (подведение итогов занятия)



Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения

Что вам понравилось в этом рассказе?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

– Как мальчик понимал, что такое честное слово?

– Давали ли вы когда-нибудь честное слово?

– А как его выполняли?

– Тяжело ли держать честное слово?

– Какой внутренний мир у мальчика из рассказа Л. Пантелеева? (Это мальчик стойкий и мужественный, с очень развитым чувством чести и собственного достоинства, это человек, которому можно доверять.)

– Хотели бы вы иметь такого друга?


С.№11

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Подсчитываем звёздочки.

Выставляем себе отметку.С.№12


Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят

самооценку, рефлексию.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; производят оценку результатов работы.

Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Оценивание работы обучающихся

на уроке

VI.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Рекомендации к выполнению домашнего задания

Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока .Поясняет выполнение домашнего задании

(дифференцированное) .

С.№ 13

1)Подготовить творческий пересказ от лица героя произведения – мальчика.

2) Написать этому мальчику письмо.

3)Нарисовать иллюстрацию понравившегося эпизода .







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

Автор: Котельникова Людмила Анатольевна

Дата: 31.12.2015

Номер свидетельства: 271526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л. ПАНТЕЛЕЕВ «ЧЕСТНОЕ СЛОВО» презентация"
    ["seo_title"] => string(85) "uroklitieraturnoghochtieniiav3klassietiemalpantielieievchiestnoieslovopriezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "271528"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451580352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства