Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний о звуках [в ,в,] и букве «вэ». Задачи: Предметные: - познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; буквами В, в.; -Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в. Метапредметные: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: -формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися; -способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии; -формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества; Тип урока: урок усвоения новых знаний. Форма урока: урок-сказка Технология: проблемно-диалогического обучения Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый. Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, демонстрационные буквы, схемы, сигнальные карточки, лента букв, кассы букв, картинки-перевёртыши, учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное приложение к учебнику. |
3 этап Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию 4 Этап локализации индивидуальных затруднений. Постановка учебной задачи (цели урока). 5 этап «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания 6 этап Первичное закрепление
Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, просмотр мультфильма
7 этап Включение нового знания в систему знаний. Закрепление. Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, слоги 8 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9 этап Подведение итогов. Рефлексия. | Мотивация учащихся к выполнению учебного действия Сейчас у нас урок чтения Чтобы книги читать, Надо буквы повторять. Буквы сделала рука, А увидят глазки, Чтобы дети без труда - Прочитали сказки. (На экране - две волшебницы, одна в синем платье, другая в зелёном) Знакомство с волшебницами: - К нам в гости пришли сказочные волшебницы. Рассмотрите их красивые платья. Проблемная ситуация, с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания. Игра «Гласные - согласные» -Волшебницы уже немолоды и поэтому рассыпали буквы. Давайте поможем их собрать. Работа в парах. -Договоритесь, кто будет собирать буквы в красный конвертик, а кто в сине-зелёный. -Какие буквы вы спрятали в красный конвертик? А какие в сине-зелёный? -Закончим высказывания: Гласные буквы обозначают…звуки. Согласные буквы обозначают…звуки. -Сказочные волшебницы спорят. Они просят разделить поровну и вернуть им все согласные из сине-зелёного конвертика. -Что мы знаем про согласные буквы? -Какие согласные отдадим волшебнице в синем платье, а какие волшебнице в зелёном платье? Работа в парах -Договоритесь, кто будет собирать твёрдые согласные звуки, а кто мягкие. У учителя в руках буква Л. - Какой твёрдый согласный звук, обозначает буква Л? - Какой мягкий согласный звук, обозначает буква Л? Подобная работа проводится с буквами и звуками [н], [н’],[т], [т’],[р], [р’],[к], [к’], [с], [с’]. -Волшебницы очень любят звук, который встречается в начале каждого слова в предложении: Волшебницы варили вкусное варенье. Вопросы, создающие проблемную ситуацию личностно значимую для ученика, формирующую у него потребность осознания нового понятия -Как вы думаете, с чем хотят познакомить вас сказочные волшебницы? - Что мы узнаем на уроке? - Чему научимся? Включение учащихся в исследовательскую деятельность. Работа с учебником. -Волшебницы просят вас: 1.Отгадать слово в схеме 2. Разделить слово на слоги 3.Назвать первый слог 4.Назвать первый звук в слоге. -Это звук гласный или согласный, почему? -Произнесём эти звуки, чем они отличаются? - А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас сказочные волшебницы? - Что вы можете рассказать про эти звуки? -Согласные звуки [в][в′] обозначаются какой-то буквой? Сказочные волшебницы предлагают вами тоже стать волшебниками. На прошлом уроке мы смастерили из проволоки букву Р. Превратите букву Р в букву, обозначающую звуки [в][в′] -Определение места новой буквы в ленте букв с характеристикой звуков. Развитие фонематического слуха. Выделение звука из слова, характеристика новых звуков - Сейчас, вместе с нашими волшебницами, мы побываем в сказке. Послушаем, запомним слова с новыми звуками, потом назовём их, дадим характеристику. -Какие слова с новыми звуками вы услышали? -Какой буквой обозначают эти звуки? Физ. минутка под песню «Где водятся волшебники» Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков Вопросы, создающие проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность осознания нового понятия - Почему печатных букв две? -Для чего нужна заглавная буква? - На что похожа буква В? Задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий: -Волшебницы спрашивают: Если вы увидите буквы В, в, то какие звуки будете произносить при чтении, от чего это зависит? Чтение слогов с новой буквой. - 1.Чтение с плаката хором, цепочкой 2.Добавление слогов до целого слова 3.Составление слогов для волшебницы в синем платье, в зелёном платье. -Почему у волшебницы в синем платье больше слогов? Чтение слов с буквой В, в. Учебник, стр.69 - Прочитаем слова по пометам. -1 вариант читает второму первую строчку слов -2 вариант читает первому вторую строчку слов -Какие слова написаны с заглавной буквы, почему? -Среди данных найдите слова со звуком [в], слова со звуком [в′]. -Подарите эти слова волшебницам. Работа с текстом. (учебник «Азбука» стр.69) -Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам. Первичное чтение Чтение текста хорошо читающим учеником (или учителем). - Какой вид спорта нравится волшебницам? (Картинный ряд) Словарная работа. -Кто такие вратари? -Какой первый звук в слове воро́та? -Найдите в тексте слово со звуком [в′]. Вторичное чтение Вопросы к тексту: -Кто мог кричать вратарям «лови, лови»? -Как зовут вратарей? Озаглавить текст. -У вратарей есть имена. Пора узнать имена наших волшебниц. - Вспомните тему урока, цели. Предположите, какие имена могут быть у волшебниц? Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке. Физ. минутка Развитие речи Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников. Тема: «Если бы я был(а) волшебницей (ком)»… Обязательное условие: в тексте должны быть использованы слова в буквой В, в. Домашние задания в первом классе отсутствуют. Но, можно предложить учащимся рассказать дома о том, что запомнилось, понравилось на уроке. Нарисовать новую букву. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся - Наш урок подошёл к концу. С какой буквой вас познакомили волшебницы? - Какие звуки обозначает буква В? - Что узнали о звуках [в][в′]? - Чему научил урок? - Какие задания были для вас интересными? Какие сложными? - Оцените свои достижения с помощью смайликов. - Жёлтый: Всё получилось, все задания были посильны. -Зелёный: Встретились задания, которые не удалось выполнить. -Красный: Все задания были сложными. | Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов Работа в парах. Договариваются, сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы. Распределяют буквы, обозначающие гласные звуки в красный конверт (а, о, ы, и, у), а согласные – в синий ( л, н, т, р, к, с). Доказывают, почему именно так выполнили задание. Проверка выполненного задания у доски с использованием сигнальных карточек Соотносят свои действия с алгоритмом определения гласных и согласных звуков -гласные -согласные Интеллектуальное исследование. Индивидуальные затруднения. -Согласные буквы обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки. Проблемный диалог (гипотеза-аргумент). Путём проб и ошибок совершают микрооткрытие: буквы отдать волшебницам не получится. Можно отдать только звуки! Работа в парах. (решение коммуникативных задач) Дети называют твёрдый и мягкий согласный звук в парах (артикуляционная разминка). Распределяют звуки в две группы. Отдают волшебницам (крепят на доску). Выполняют задание, актуализирующее знания. Произносят звук. Побуждающий к гипотезам диалог. Учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока. -Волшебницы познакомят нас с новыми звуками и новой буквой. -Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые. - Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой. Интеллектуальное исследование В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы. -[в][в′] -Звук [в] – согл., твёрдый -Звук [в,] – согл., мягкий. Мини проект-создание буквы. План-рассуждение. Создание проекта. Презентация-выставка букв. Микрооткрытие: получилась новая буква! Её имя буква «вэ». Определяют место буквы «вэ» в ленте букв, характеризуют звуки.
После просмотра мультфильма называют слова с новыми звуками, выделяют их из слов, дают характеристику, называют букву для их обозначения. Взаимоконтроль
Дети выполняют танцевальные движения «Вверх-вниз» Побуждение к гипотезам, диалог Варианты ответов. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работа с кассами букв Проблемный диалог в форме коммуникации в парах. Взаимоконтроль.
Самостоятельная работа по распознаванию в словах новых звуков. Самоконтроль и коррекция затруднений. Работа в паре Взаимоконтроль, коррекция. В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение. Микрооткрытие.
Сигнальные карточки
Работа со словарём. Используют частично-поисковый метод
Чтение текста учащимися Обратная связь. Сигнальные карточки.
Предлагают варианты названия текста. Анализ. Сигнальные карточки. Проблемный диалог. Микрооткрытие (предположительно: волшебница [В]и волшебница [В′], возможны имена: Валя и Вера, Варвара и Виктория и т.п.)
Интенсификация
«Вместе веселее»
Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт с включением нового знания в систему знаний
Рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью сигнальных карточек (смайликов) Прощание с волшебницами |