kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проблемно-диалогового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения (период обучения грамоте), 1 класс, УМК "Школа России", ФГОС. Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемно-диалогового обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения с использованием технологии проблемно-диалогового обучения»

Конспект урока по использованию нестандартной формы «урок – сказка»

Литературное чтение (период обучения грамоте), 1 класс УМК «Школа России»

Тема урока:

Звуки [в], [в’], буквы В, в.


Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний о звуках [в ,в,] и букве «вэ».

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; буквами В, в.;

-Вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

-формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;

-формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-сказка

Технология: проблемно-диалогического обучения

Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.

Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, демонстрационные буквы, схемы, сигнальные карточки, лента букв, кассы букв, картинки-перевёртыши, учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное приложение к учебнику.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Организационный









2 этап

Мотивация учебной деятельности учащихся



Общая эмоциональная установка на урок, проверка готовности.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Вы проверьте, всё в порядке:

Учебник, кассы и закладки?

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех!




Организация внимания учащихся.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Давайте расскажем, какие мы школьники?








Психологический настрой. Самоконтроль готовности















Мы дружные, мы умные,

Внимательны, старательны.

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится!





















3 этап

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию






























4 Этап локализации индивидуальных затруднений. Постановка учебной задачи (цели урока).

















































5 этап

«Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения)


Первичное усвоение новых знаний

























Первичная проверка понимания





6 этап

Первичное закрепление



Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, просмотр мультфильма












7 этап

Включение нового знания в систему знаний. Закрепление.



















Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого, слоги













































































8 этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




9 этап

Подведение итогов. Рефлексия.










Мотивация учащихся к выполнению учебного действия


Сейчас у нас урок чтения

Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтобы дети без труда -
Прочитали сказки.


(На экране - две волшебницы, одна в синем платье, другая в зелёном)

Знакомство с волшебницами:

- К нам в гости пришли сказочные волшебницы. Рассмотрите их красивые платья.

Проблемная ситуация,

с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания.

Игра «Гласные - согласные»

-Волшебницы уже немолоды и поэтому рассыпали буквы. Давайте поможем их собрать.

Работа в парах.

-Договоритесь, кто будет собирать буквы в красный конвертик, а кто в сине-зелёный.











-Какие буквы вы спрятали в красный конвертик? А какие в сине-зелёный?






-Закончим высказывания:

Гласные буквы обозначают…звуки.

Согласные буквы обозначают…звуки.



-Сказочные волшебницы спорят. Они просят разделить поровну и вернуть им все согласные из сине-зелёного конвертика.

-Что мы знаем про согласные буквы?




-Какие согласные отдадим волшебнице в синем платье, а какие волшебнице в зелёном платье?




Работа в парах

-Договоритесь, кто будет собирать твёрдые согласные звуки, а кто мягкие.


У учителя в руках буква Л.

- Какой твёрдый согласный звук, обозначает буква Л?

- Какой мягкий согласный звук, обозначает буква Л?

Подобная работа проводится с буквами и звуками [н], [н’],[т], [т’],[р], [р’],[к], [к’], [с], [с’].

-Волшебницы очень любят звук, который встречается в начале каждого слова в предложении:

Волшебницы варили вкусное варенье.


Вопросы, создающие проблемную

ситуацию личностно значимую для ученика, формирующую у него потребность осознания нового понятия

-Как вы думаете, с чем хотят познакомить вас сказочные волшебницы?



- Что мы узнаем на уроке?





- Чему научимся?






Включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Работа с учебником.

-Волшебницы просят вас:

1.Отгадать слово в схеме

2. Разделить слово на слоги

3.Назвать первый слог

4.Назвать первый звук в слоге.

-Это звук гласный или согласный, почему?


-Произнесём эти звуки, чем они отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас сказочные волшебницы?


- Что вы можете рассказать про эти звуки?


-Согласные звуки [в][в′] обозначаются какой-то буквой? Сказочные волшебницы предлагают вами тоже стать волшебниками. На прошлом уроке мы смастерили из проволоки букву Р. Превратите букву Р в букву, обозначающую звуки [в][в′]



-Определение места новой буквы в ленте букв с характеристикой звуков.




Развитие фонематического слуха.

Выделение звука из слова, характеристика новых звуков


- Сейчас, вместе с нашими волшебницами, мы побываем в сказке. Послушаем, запомним слова с новыми звуками, потом назовём их, дадим характеристику.


-Какие слова с новыми звуками вы услышали?

-Какой буквой обозначают эти звуки?


Физ. минутка под песню «Где водятся волшебники» Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков


Вопросы, создающие проблемную

ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность осознания нового понятия

- Почему печатных букв две?

-Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква В?




Задания, в которых тренируется

использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий:


-Волшебницы спрашивают: Если вы увидите буквы В, в, то какие звуки будете произносить при чтении, от чего это зависит?

Чтение слогов с новой буквой.

- 1.Чтение с плаката хором, цепочкой

2.Добавление слогов до целого слова

3.Составление слогов для волшебницы в синем платье, в зелёном платье.

-Почему у волшебницы в синем платье больше слогов?




Чтение слов с буквой В, в. Учебник, стр.69

- Прочитаем слова по пометам.

-1 вариант читает второму первую строчку слов

-2 вариант читает первому вторую строчку слов


-Какие слова написаны с заглавной буквы, почему?


-Среди данных найдите слова со звуком [в], слова со звуком [в′].


-Подарите эти слова волшебницам.





Работа с текстом.

(учебник «Азбука» стр.69)

-Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам.

Первичное чтение

Чтение текста хорошо читающим учеником (или учителем).


- Какой вид спорта нравится волшебницам? (Картинный ряд)


Словарная работа.

-Кто такие вратари?

-Какой первый звук в слове воро́та?

-Найдите в тексте слово со звуком [в′].


Вторичное чтение

Вопросы к тексту:

-Кто мог кричать вратарям «лови, лови»?

-Как зовут вратарей?

Озаглавить текст.




-У вратарей есть имена. Пора узнать имена наших волшебниц.

- Вспомните тему урока, цели. Предположите, какие имена могут быть у волшебниц?




Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке.


Физ. минутка


Развитие речи

Связь теории с практикой,

использование жизненного опыта учеников.

Тема: «Если бы я был(а) волшебницей (ком)»…

Обязательное условие: в тексте должны быть использованы слова в буквой В, в.




Домашние задания в первом классе отсутствуют. Но, можно предложить учащимся рассказать дома о том, что запомнилось, понравилось на уроке. Нарисовать новую букву.


Инициировать и

интенсифицировать реф­лексию учащихся

- Наш урок подошёл к концу.

С какой буквой вас познакомили волшебницы?

- Какие звуки обозначает буква В?

- Что узнали о звуках [в][в′]?

- Чему научил урок?

- Какие задания были для вас интересными? Какие сложными?

- Оцените свои достижения с помощью смайликов.

- Жёлтый: Всё получилось, все задания были посильны.

-Зелёный: Встретились задания, которые не удалось выполнить.

-Красный: Все задания были сложными.
























Актуализация

соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
Работа в парах.

Договариваются, сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы.

Распределяют буквы, обозначающие гласные звуки в красный конверт (а, о, ы, и, у), а согласные – в синий ( л, н, т, р, к, с).

Доказывают, почему именно так выполнили задание.



Проверка выполненного задания у доски с использованием сигнальных карточек

Соотносят свои действия с алгоритмом определения гласных и согласных звуков


-гласные

-согласные



Интеллектуальное исследование. Индивидуальные затруднения.

-Согласные буквы обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки.


Проблемный диалог (гипотеза-аргумент). Путём проб и ошибок совершают

микрооткрытие: буквы отдать волшебницам не получится. Можно отдать только звуки!

Работа в парах.

(решение коммуникативных задач)

Дети называют твёрдый и мягкий согласный звук в парах (артикуляционная разминка). Распределяют звуки в две группы. Отдают волшебницам (крепят на доску).


Выполняют задание, актуализирующее знания.


Произносят звук.


Побуждающий к гипотезам диалог.

Учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи урока.

-Волшебницы познакомят нас с новыми звуками и новой буквой.



-Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые.


- Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой.




Интеллек­туальное исследование


В процессе исследовательской деятельности отвечают на вопросы и делают выводы.








-[в][в′]



-Звук [в] – согл., твёрдый

-Звук ,] – согл., мягкий.


Мини проект-создание буквы.

План-рассуждение.

Создание проекта.

Презентация-выставка букв.


Микрооткрытие: получилась новая буква!

Её имя буква «вэ».

Определяют место буквы «вэ» в ленте букв, характеризуют звуки.









После просмотра мультфильма называют слова с новыми звуками, выделяют их из слов, дают характеристику, называют букву для их обозначения.

Взаимоконтроль




Дети выполняют танцевальные движения «Вверх-вниз»

Побуждение к гипотезам, диалог




Варианты ответов.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
















Работа с кассами букв

Проблемный диалог

в форме коммуникации в парах.

Взаимоконтроль.





Самостоятельная работа по распознаванию в словах новых звуков. Самоконтроль и коррекция затруднений.




Работа в паре

Взаимоконтроль, коррекция.

В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение. Микрооткрытие.















Сигнальные карточки



Работа со словарём. Используют частично-поисковый метод



Чтение текста учащимися

Обратная связь. Сигнальные карточки.



Предлагают варианты названия текста.

Анализ. Сигнальные карточки.

Проблемный диалог. Микрооткрытие (предположительно: волшебница [В]и волшебница [В′], возможны имена: Валя и Вера, Варвара и Виктория и т.п.)



Интенсификация




«Вместе веселее»









Составляют рассказ, опираясь на свой жизненный опыт с включением нового знания в систему знаний










Рефлексия и самооценка

собственной учебной деятельности в устной форме и с помощью сигнальных карточек (смайликов)












Прощание с волшебницами



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Москаленко Наталья Александровна

Дата: 25.06.2018

Номер свидетельства: 474221


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства