kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Работа с одаренными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши дети индивидуальны. Работа с ними доставляет одно удовольствие. В начальных классах уже необходимо выявлять одаренных ребят и уметь построить с ними работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Работа с одаренными детьми в начальной школе"»

Статья на тему «Работа с одаренными детьми в начальной школе»

Подготовила учитель начальных классов Ефременко ОВ

  Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня достаточно высокие требования.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно будет идти речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают  как системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  Одаренный   ребенок   -   это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.    

Диагностику одарённости лучше всего проводить в 6 - 7 - летнем возрасте. Это одна из обоснованных идей. Значит, нам, учителям начальных классов, и карты в руки. Страшно? Да, но «дорогу осилит идущий» - гласит древняя мудрость. Ответив на вопрос, сформулированный в начале работы, я вышла на дорогу.

Помня, что проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя, я задалась вопросом: «А какова я?». Ведь учительский опыт (мой стаж педагогической работы – 15 лет) ещё не показатель талантливости, а для работы с одарёнными детьми мало иметь высокий профессионализм и хорошо знать психологию учеников. Надо быть высокообразованным человеком, постоянно совершенствоваться, обладать хорошим здоровьем и жизнерадостностью, иметь широкий круг интересов, творческое, нетрадиционное мышление и, наконец, душевную теплоту, расположенность к детям, доброжелательность, чуткость, быть всегда готовым к пересмотру своей точки зрения.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечи­вать становление и развитие как базового, так и специфического компонен­тов их профессиональной квалификации.

создание психолого-педагогических условий для развития профессио­нального мастерства;

формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

определение профессионально-личностных качеств педагогов, рабо­тающих с одаренными детьми.

Признаки, которые отличают одаренных учеников.

У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными зна­ниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные син­таксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют матема­тические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети об­ладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении резуль­тата в сфере, которая им интересна.

    Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство спра­ведливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не мо­гут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, ко­торые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей по­рождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстни­ками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творче­ского развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспе­чивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоот­ветствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и про­блем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности пред­лагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одарен­ность выражается в более «быстром» обнаружении решения:

*как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

*настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

*благодаря многочисленным умениям они способны лучше других зани­маться самостоятельной деятельностью;

*умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

*некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.  


 Формы и методы работы с одарёнными детьми.                 Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду  самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем свое жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

методы работы:

1.исследовательский;

2.частично-поисковый;

3.проблемный;

4.проективный;

5.синектика.

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме с родителями;

- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне лицея;

-родительские собрания «Советы взрослым по развитию творческих способностей детей» (из книги Одаренные дети - М.. 1991 г.)

3. научные кружки, общества

4. дискуссия;

5. ТРИЗ;

6. игры.

Очень важны:

1.предметные олимпиады;

2.интеллектуальные марафоны;

3.различные конкурсы и викторины;

4.словесные игры и забавы;

5.проекты по различной тематике;

6.ролевые игры;

7.индивидуальные творческие задания;

8.продуцирование.

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях общеобразовательной школы выделение таких детей в особые группы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими тоже способными детьми. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимального развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий .

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги.

Все одарённые дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания. Они обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Вы – временный попутчик в этом процессе и, как уже стало ясно, не единственный источник познания. Но в то же время именно вам предоставляется редкая возможность создать у одарённого ребёнка впечатления жизеопределяющие, тем самым повлиять на всю его дальнейшую деятельность». Вы преподаёте не «предмет», а вводите его в науку.

Обычный план урока, включающий в себя даже 5-10 уроков для обычных учеников - не годиться. Усиленно готовлюсь к занятиям, рассчитанным на неделю, а «он» или «она» выполнила всё за 15 минут, пришлось импровизировать. «Импровизировать» не пришлось бы, если бы с самого начала урок был спланирован нетрадиционно, творчески. Подготавливая урок для обычного класса, учитель вынужден строить его, ориентируясь на среднего ученика (в лицеях и гимназиях на средне-способного ученика), дифференцируя на слабых и сильных. Одарённые ученики требуют принципиально другой подготовки, поскольку в отличие от «школьно-одарённого ученика» (см. В. Юркевич), их отличает необычное стремление к «перепроверке», «уяснению для себя», экспериментированию. А «основной принцип экспериментирования заключается в сомнении, которое оставляет духу свободу его собственной инициативы» (Клод Бернар). Без такого «сомнения» и «собственной инициативы» урок для одарённого ребёнка практически потерян. Ведь то, что вами где-то прочитано, может быть прочитано и им самим.

. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные успешных уроков.

«Одарённые ученики – трудоголики, особенно в период увлечения какой-либо идеей». В это время они с головой уходят в интересующую их сферу, полностью игнорируя всё то, что к ней не относится, отключаясь от внешнего мира.

Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями, нужно взаимопонимание, доверие к педагогу. Родители рады, что с их детьми занимаются делом, что у их детей определен досуг. И взрослые оказывали помощь: предоставляли автобус для выезда в театр, на природу, приходили на наши выступления и помогали оформлять сцену, переодеваться детям во время представлений, снимали видеофильм о жизни класса, организовывали ремонт и благоустройство кабинета, проводили по моей просьбе классные часы о людях интересной судьбы (рассказывали о своей профессии) и охраны жизнедеятельности. Благо, что в родительском коллективе были врачи, преподаватели музыки, английского языка. Говорю им за это: “Спасибо!”

Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье - вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм воспитательной работы с учащимися класса, с детьми с особой одаренностью. Критерии школы – удовлетворить маленьких людей результатами своего труда. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: школьников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех - это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему "Работа с одаренными детьми в начальной школе"

Автор: Ефременко Ольга Владимировна

Дата: 03.05.2016

Номер свидетельства: 323939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "171510"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423674990"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(54) "opyt-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "286942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454418631"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
    ["seo_title"] => string(112) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-raboty-s-odariennymi-diet-mi-mladshiego-shkol-nogo-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227368"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440693908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства