kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                        О.В.Дорофеева

           ЧОУ «Начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», г.Челябинск

ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

                                                                                                                                            А. Н. Колмогоров

 Современному обществу нужны одаренные люди. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
       В рамках новых ФГОС перед педагогами поставлена задача: рассмотреть и развить способности каждого ребёнка. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от школы, и от семьи.

Жажда открытия, стремление узнать больше, чем предлагает школьный учебник рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым  хочется узнать больше, чем на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним словом выявить одарённых детей.

         На протяжении двух лет мною ведётся работа в данном направлении. Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. За основу своей работы я использую «Методику исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова. Впервые эту методику я использовала, когда мои ученики учились в 4 классе. У каждого ребёнка была рабочая тетрадь «Я – исследователь». «Это необычная тетрадь, она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно», - такими словами автор методики обращается к детям. Поэтапно ребята становились исследователями, учились выбирать тему исследования, ставить  цели и задачи, выдвигать гипотезы, заниматься подбором материалов, создавать презентацию. Результат был для меня достаточно неожиданным, когда мы начали подводить итоги, то обнаружилось, что из 21 ученика 18 предоставили полноценные исследовательские работы на школьную Научную конференцию. Две работы приняли участие в городском интеллектуально-социальном форуме «Шаг в будущее-созвездие-НТТМ». Матвеев Захар стал Лауреатом II степени в номинации «Мир биологии и экологии», Сюськина Дарья награждена грамотой в номинации «Проблемы человека и общества». Остальные ребята решили продолжить работу над своими исследованиями в 5 классе.

    Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение  олимпиад, конкурсов. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.

       Победители школьных олимпиад на дополнительных занятиях углубленно занимаются и принимают участие в районных и городских олимпиадах.

       В 2010-2011 учебном году стали призёрами районной олимпиады по математике: Ведерникова Валерия, Карманович Дмитрий; по русскому языку: Юдина Валерия, Ведерникова Валерия: по окружающему миру: Ведерникова Валерия, Сюськина Дарья. Эти дети, окончив начальную школу, заняли достойные места в лучших лицеях и гимназиях города Челябинска.

      Ещё одно немаловажное направление – это развитие писательских талантов.

На протяжении ряда лет ОАО «РЖД» проводит Всероссийский конкурс сочинений, среди учащихся школ, о железнодорожном транспорте. Работа Рыбаловой Арины  «А время всегда будет московское…», в 2011 году, стала Лауреатом III степени. Сочинение Ведерниковой Валерии отмечено грамотой участника.

     В этом учебном году моими учениками стали первоклассники. С ними мы тоже начали делать первые шаги к развитию творческого потенциала. Есть уже первые результаты. Мои юные писатели и поэты уже пробуют создавать свои первые произведения. В классе есть копилка «Наше творчество», где собраны первые книжечки - «самиздат» с рассказами, стихами и сказками. Эти работы пользуются большой популярностью в классе, ребята берут эти книги во время «пятиминуток - чтения».

   Как нельзя лучше для научной деятельности подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.       Первые исследовательские работы первоклассники представили на тему  «Экологические проблемы человечества». Творчество проявили все ребята, но выявились и наиболее интересные работы. Можно отметить Тюменцева Льва «Дельфины и окружающая среда», Лифшиц Татьяну «Экологическая проблема реки Миасс». Можно назвать ещё ряд ребят, работы которых достойны внимания. Все дети принимали участие в школьных предметных олимпиадах. Многие добились высоких результатов.

       Активное участие нынешние первоклассники приняли в международном конкурсе «Эрудит – марафон учащихся» ЭМУ-Эрудит и ЭМУ-Специалист. В конкурсах приняли 80% учеников класса. Это также говорит о том, что в детях есть искорка стремления к знаниям, необходимо не дать ей угаснуть.

Педагог не должен быть одинок в поддержании этого огонька,  главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей.

     Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

      Среди некоторых коллег существует такое мнение, что участие в конкурсах исследовательских работ это заслуга родителей или учителя, но никак не детей. Да, я в какой-то мере согласна, но это только в самом начале, когда ребёнок только учится. Имея свой родительский опыт, могу с уверенностью сказать, если родитель по максимуму будет вникать в учебный процесс, помогать  ребёнку справляться с трудностями, радоваться его успехам, труд  будет вознаграждён. Без помощи взрослых ребёнку не обойтись, главное -  помочь в начале пути! 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

О.В.Дорофеева

ЧОУ «Начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», г.Челябинск

ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ







Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.



А. Н. Колмогоров

Современному обществу нужны одаренные люди. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В рамках новых ФГОС перед педагогами поставлена задача: рассмотреть и развить способности каждого ребёнка. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от школы, и от семьи.

Жажда открытия, стремление узнать больше, чем предлагает школьный учебник рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым хочется узнать больше, чем на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним словом выявить одарённых детей.

На протяжении двух лет мною ведётся работа в данном направлении. Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. За основу своей работы я использую «Методику исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова. Впервые эту методику я использовала, когда мои ученики учились в 4 классе. У каждого ребёнка была рабочая тетрадь «Я – исследователь». «Это необычная тетрадь, она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно», - такими словами автор методики обращается к детям. Поэтапно ребята становились исследователями, учились выбирать тему исследования, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, заниматься подбором материалов, создавать презентацию. Результат был для меня достаточно неожиданным, когда мы начали подводить итоги, то обнаружилось, что из 21 ученика 18 предоставили полноценные исследовательские работы на школьную Научную конференцию. Две работы приняли участие в городском интеллектуально-социальном форуме «Шаг в будущее-созвездие-НТТМ». Матвеев Захар стал Лауреатом II степени в номинации «Мир биологии и экологии», Сюськина Дарья награждена грамотой в номинации «Проблемы человека и общества». Остальные ребята решили продолжить работу над своими исследованиями в 5 классе.

   Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение олимпиад, конкурсов. В школе создан и постоянно пополняется банк заданий олимпиад по различным образовательным областям. В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад.

Победители школьных олимпиад на дополнительных занятиях углубленно занимаются и принимают участие в районных и городских олимпиадах.

В 2010-2011 учебном году стали призёрами районной олимпиады по математике: Ведерникова Валерия, Карманович Дмитрий; по русскому языку: Юдина Валерия, Ведерникова Валерия: по окружающему миру: Ведерникова Валерия, Сюськина Дарья. Эти дети, окончив начальную школу, заняли достойные места в лучших лицеях и гимназиях города Челябинска.

Ещё одно немаловажное направление – это развитие писательских талантов.

На протяжении ряда лет ОАО «РЖД» проводит Всероссийский конкурс сочинений, среди учащихся школ, о железнодорожном транспорте. Работа Рыбаловой Арины «А время всегда будет московское…», в 2011 году, стала Лауреатом III степени. Сочинение Ведерниковой Валерии отмечено грамотой участника.


В этом учебном году моими учениками стали первоклассники. С ними мы тоже начали делать первые шаги к развитию творческого потенциала. Есть уже первые результаты. Мои юные писатели и поэты уже пробуют создавать свои первые произведения. В классе есть копилка «Наше творчество», где собраны первые книжечки - «самиздат» с рассказами, стихами и сказками. Эти работы пользуются большой популярностью в классе, ребята берут эти книги во время «пятиминуток - чтения».

Как нельзя лучше для научной деятельности подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Первые исследовательские работы первоклассники представили на тему «Экологические проблемы человечества». Творчество проявили все ребята, но выявились и наиболее интересные работы. Можно отметить Тюменцева Льва «Дельфины и окружающая среда», Лифшиц Татьяну «Экологическая проблема реки Миасс». Можно назвать ещё ряд ребят, работы которых достойны внимания. Все дети принимали участие в школьных предметных олимпиадах. Многие добились высоких результатов.

Активное участие нынешние первоклассники приняли в международном конкурсе «Эрудит – марафон учащихся» ЭМУ-Эрудит и ЭМУ-Специалист. В конкурсах приняли 80% учеников класса. Это также говорит о том, что в детях есть искорка стремления к знаниям, необходимо не дать ей угаснуть.

Педагог не должен быть одинок в поддержании этого огонька, главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Среди некоторых коллег существует такое мнение, что участие в конкурсах исследовательских работ это заслуга родителей или учителя, но никак не детей. Да, я в какой-то мере согласна, но это только в самом начале, когда ребёнок только учится. Имея свой родительский опыт, могу с уверенностью сказать, если родитель по максимуму будет вникать в учебный процесс, помогать ребёнку справляться с трудностями, радоваться его успехам, труд будет вознаграждён. Без помощи взрослых ребёнку не обойтись, главное - помочь в начале пути!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Дорофеева Ольга Владимировна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Статья "Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(51) "statiaopytrabotysodarionnymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460637495"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Отчёт по теме самообразования "Работа с одарёнными детьми в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(84) "otchiot-po-tiemie-samoobrazovaniia-rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "186632"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426397294"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "
    ["seo_title"] => string(69) "programma-profiessional-nogo-razvitiia-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "193572"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427649667"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства