ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Липатникова Лариса Леонидовна, учитель начальных классов ([email protected])
Параньгинская общеобразовательная средняя школа
Аннотация
В статье показана организация исследовательской деятельности с одаренными детьми в начальных классах на уроках и во внеурочное время.
При организации исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ мы выбираем из содержания изучаемых предметов или близкие к ним, учитывая приобретенные учебные умения и навыки. При выборе проблемы исследования учитываются познавательные интересы ребенка, которые находятся в зоне ближайшего развития. Важно в процессе работы над темой включать экскурсии, личные наблюдения, умение работать с различными текстовыми источниками информации, подготовить практически значимую и широкую общественную презентацию. Работу над организацией исследовательской деятельности я начинаю со второго полугодия 1 класса с теми детьми, которые к этому времени приобрели навыки беглого и осознанного чтения, имеют достаточно развитые для своего возраста речь и мышление, то есть до определенной степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Целенаправленная работа начинается со сбора информации и ее обработки (выделение главного, наиболее интересного, примеры из жизни, из личного опыта ребенка). Для детей это представляет собой новое сложное дело. Поэтому им нужно сказать, что существует много способов получения необходимых данных: подумать, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах (в детских справочниках и энциклопедиях) и по телевизору, получить информацию из сети Интернет и др. Я предлагаю использовать только те из них, которые известны и доступны детям. А значит, очень важно побудить ученика к размышлению о том, какие источники информации он знает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Липатникова Лариса Леонидовна, учитель начальных классов ([email protected])
Параньгинская общеобразовательная средняя школа
Аннотация
В статье показана организация исследовательской деятельности с одаренными детьми в начальных классах на уроках и во внеурочное время.
При организации исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого- физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ мы выбираем из содержания изучаемых предметов или близкие к ним, учитывая приобретенные учебные умения и навыки. При выборе проблемы исследования учитываются познавательные интересы ребенка, которые находятся в зоне ближайшего развития. Важно в процессе работы над темой включать экскурсии, личные наблюдения, умение работать с различными текстовыми источниками информации, подготовить практически значимую и широкую общественную презентацию. Работу над организацией исследовательской деятельности я начинаю со второго полугодия 1 класса с теми детьми, которые к этому времени приобрели навыки беглого и осознанного чтения, имеют достаточно развитые для своего возраста речь и мышление, то есть до определенной степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Целенаправленная работа начинается со сбора информации и ее обработки (выделение главного, наиболее интересного, примеры из жизни, из личного опыта ребенка). Для детей это представляет собой новое сложное дело. Поэтому им нужно сказать, что существует много способов получения необходимых данных: подумать, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах (в детских справочниках и энциклопедиях) и по телевизору, получить информацию из сети Интернет и др. Я предлагаю использовать только те из них, которые известны и доступны детям. А значит, очень важно побудить ученика к размышлению о том, какие источники информации он знает. Начать надо с обычных вопросов, например: «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» Новое знание для обучающихся в ходе исследования учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент востребованности. Далее формулируется тема (по возможности самостоятельно). Ученик ставит перед собой цель исследования и задачи, при решении которых он должен будет добиваться поставленной цели (в 1- 2 классах понятия «цель» и «задачи» можно не давать, заменив их предложением «У меня возникли вопросы…»). Выдвигается гипотеза (дети выражают это словами «Мои предположения…»). Идет поиск ответов на поставленные вопросы, их формулирование. «Исследователь» ведет экспериментальную работу в виде опыта, опроса родителей, анкетирования одноклассников, экскурсии и т. д. Данные исследования обрабатываются (при необходимости с помощью учителя, родителей, старших товарищей). Полученную информацию надо проанализировать и обобщить, подумать, какие выводы можно сделать из собранной ими информации. Составляются таблицы, графики, схемы проведенного эксперимента. Для младшего школьника это очень сложная задача. Ребёнку-исследователю на данном этапе необходима помощь взрослого. В процессе обобщения результатов исследования хорошо развиваются мышление и творческие способности ребенка. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Исследовательской деятельностью с учащимися начальных классов можно заниматься как на отдельных уроках, так и во внеурочное время.
Приведу несколько примеров из своей практики. На уроках русского языка во 2 классе детям было предложено провести исследование «Энциклопедия одного слова» под девизом: «Мама, папа и я- выполняет вся семья!»(по желанию). Дети в тесном семейном кругу обсуждали необычную и творческую работу- составляли своеобразную энциклопедию одного слова. Развивая речь, формируя читательскую культуру, расширяя свои жизненные познания, второклассники наблюдали, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе, стихотворении, песне. В работе использовались все типы словарей, справочная, энциклопедическая литература, помощь и подсказки родных, близких, знакомых. Для успешного выполнения задания- исследования предлагалось использовать примерный план для расположения всего собранного материала в определенной системе. В схему- план включались лексическое значение слова, история его происхождения, «слова- родственники» (однокоренные), «друзья-синонимы», «враги- антонимы», слова- рифмы, использование слова в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках). Нужно было найти эти слова в названиях произведений литературы (в стихах и прозе русских и советских авторов), в названиях газет, журналов, картин художников и т.п. Работу необходимо было красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, цветную и бархатную бумагу, природный материал... Работу выполняли сильные ученики, выбрав для исследования такие слова как мама, хорошо, добро, любовь, семья, здоровье счастье…О своих исследованиях дети рассказывали на уроках русского языка. Не важно, что материал, с которым работали дети, выглядел простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим простым делом формировались качества творческой личности. Аналогичную работу я проводила на уроке окружающего мира. При изучении во 2 классе темы «Красная книга. Будь природе другом» одаренным детям было предложено сделать книжку- малышку и назвать ее «Жалобная книга», в которой нужно было написать об одном растении или животном из Красной книги. Ученики использовали материалы различных словарей, народную мудрость. Обязательным условием было – нарисовать растение (животное) и сочинить свою сказку, где можно было услышать жалобы «героя» на неправильное отношение к нему со стороны людей. Второклассники выступили на уроках со своими работами. Такие сообщения по результатам исследований можно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Дети не просто рассказали о том, что узнали и что сочинили сами, а постарались передать эти сведения одноклассникам. Дети обычно настроены по отношению к докладчику критически. Они легко вступают в спор, задают вопросы, вносят свои поправки. Все это способствует развитию критического мышления. Поэтому по итогам выступлений я поощряла и тех учеников, которые хорошо подготовились, и тех, кто задавал интересные вопросы. Такие уроки расширяют кругозор не только одаренных детей, но и всего класса в целом. Дети получают опыт публичного выступления. Большой простор для развития одаренных детей дает и внеурочная исследовательская работа. В рамках муниципальной творческой мастерской в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Ты и твое здоровье» ведется работа по вовлечению талантливых учащихся в исследовательскую деятельность. Первоклассником была выбрана тема «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?». В течение месяца ученик наблюдал за своими одноклассниками, проводил практическую работу, изучал строение зуба, задавшись вопросами: Для чего человеку зубы? Как их нужно чистить? Что может повредить зубам? Что может случиться, если не следить за чистотой своих рук? Проведя необходимую исследовательскую работу, он выступил перед своими сверстниками на школьной научно- практической конференции и дал полезные советы. Во втором классе было выбрано две темы: «С голубого ручейка начинается река» и «Кладовая природы». Для развития творческих и коммуникативных способностей полезны исследовательские работы, которые ребята делают вдвоем или втроем. Первая исследовательская работа велась двумя учениками еще с осени. Они изучали возникновение родника за нашим поселком, брали пробы воды из него и из крана, которые прошли лабораторные исследования. Судя по результатам анализов, проба воды, взятая из родника, соответствует гигиеническим требованиям. Она полезна еще и тем, что прошла природную очистку, пробилась через толщу подземных слоев, поэтому она по- настоящему вкусная и полезная. Второклассники сделали вывод: вода- это жизнь, чистая вода- это здоровье! Выступив на НПК, дети назвали правила поведения на реке, вблизи родника в целях экологической безопасности. Ведя исследовательскую работу по теме «Кладовая природы», ученик сделал вывод о пользе овощей и фруктов, выращенных на своем огороде, и экологически чистых лекарственных травах, которые его семья заготовила на зиму в лесу. В третьем классе исследования велись по теме: «Все ли вкусное полезно?». Современные дети любят кушать всухомятку, обожают кириешки, чипсы, продукты фаст фуда, не задумываясь о том, полезны ли они. Проведенное в классе анкетирование показало, что третьеклассники не знают о том, все ли вкусное полезно. После проведения исследований, ученик ознакомил своих одноклассников с полезными и здоровыми продуктами питания, потом выступил со своей работой на школьной НПК. Все исследовательские работы имели компьютерную презентацию. Исследование с точки зрения обучающегося- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение поставленной проблемы, которая носит практический характер, имеет важное значение, интересна и значима для самих маленьких открывателей.
Литература
1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. / Начальная школа №2, 2004, с.96.
2. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. М. 2003.
3. Миронов Н. П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. / Начальная школа №6, 2004, с.33.