kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: "Условия совершенствования техники чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешноовладеть ребёнку, но  и предмет посредством которого он будет осваивать другие предметы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Условия совершенствования техники чтения"»

УСЛОВИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А.Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие предметы. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

На протяжении многих лет работы в школе я стараюсь искать пути решения этой проблемы. «Как совершенствовать технику чтения детей, какие условия необходимы для этого?»

Цель моей работы – познакомить учителей с приёмами, позволяющими воспитывать любовь к книге, довести технику чтения каждого ребёнка до нужного уровня, чтобы от обучения художественным словом ученик испытывал радость.


Методика обучения чтению

  1. За единицу обучения чтению предлагается принять слияние- сг (согласный, гласный) и букву [звук]: ми|р до|м ко|м

  2. В тоже время я считаю обязательным использование метода деления слов на слоги.

Во-первых, потому, что ритм речи человека подчинен толчкам выдыхаемого воздуха, в результате чего и образуется речевой поток. Чтобы развить технику чтения целыми словами, на первом этапе потребуются упражнения в быстром чтении слогов.

Во-вторых, первоклассники придерживаются слогового принципа переноса слов на письме. С этой целью предлагаются следующие подходы к делению слов на слоги: на основе произношения (восходящая звучность) – мо-, -кро-, -стла-, когда в конце слога стоит гласный или, в крайнем случае сонорный звук.

Рассматривание слога как звуковой волны (акад. Р.И.Аванесов.), соблюдение звуковой ритмики речи, что допускает такое слогоделение: ла| п-ка;

Академик Л.В.Щерба доказал, что воздуха выдыхаемого одним толчком в результате усиления и ослабления мускульных усилий речевого аппарата, хватит на произнесение слияния ма и еще отдельного звука после смыкания органов речи в ротовой полости: мa|k.

Итак, слова для чтения в Азбуке имеют такой вид:

т|ра-к|то|р бу-к|ва|рь

т|ра|к-то|р бу|к-ва|рь.

Таким образом, поделив слова на слоги одним из предложенных способов и выделив слияние, я добиваюсь быстрого воспроизведения звукового состава слова и сразу же вырабатываю технику чтения. Кроме того, зрительно учу детей правильно переносить слова на письме.

Варианты нарушений чтения, наиболее часто встречающиеся у детей

  1. Отсутствие слитного чтения

  2. Угадывающее чтение

  3. Ошибки в прочтении букв и слогов

  4. Недостатки понимания смысла прочитанного.

Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно, на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу, и появление трудностей чтения у успешных детей во втором классе воспринимается как «непонятно от чего возникшая неожиданность»

  1. Упражнения, направленные на развитие звукоразличия.

Недостаточно хорошее звукоразличие является одной из основных причин нарушений чтения и письма. Обычно детям плохо различаются звуки, схожие по звучанию и произношению (например [T]-[Д])

Тренировка в четком произношении звуков. Задание выполняется с использованием зеркала. Ребенок часто произносит смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Необходимо обратить его внимание на различия в произношении схожих звуков. Например, чтобы произнести [П], достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того чтобы произнести схожий по звучанию [Б], надо еще обязательно использовать голос. Хорошо если при произношении ребенок одновременно

ощупает собственную букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.

  1. Работа с записью.

- Прослушивание собственной речи.

- Прослушивание собственного чтения.

- Прослушивание записи четкого, правильного, художественного чтения с одновременным прослеживанием по тексту.

- Запись текста (диктант) под собственный голос.

- Повторение заученного стихотворения перед зеркалом под запись этого стихотворения.

3. Произносите какой-нибудь звук и попросите ребенка его запомнить. Затем произнесите несколько звуков подряд. Попросите его поднять руку, если прозвучит нужный звук.

4. Назовите ребенку несколько слов, предложите ему поднимать руку каждый раз когда он услышит нужный

звук в начале слова, в конце слова, в середине слова.

5.Попросите ребенка ответить, какой по счету звук [л] в слове ШКОЛА.

6. Попросите ребенка назвать четыре звука в слове ШОЛА.

7. Произнесите какое-нибудь слово по звукам. Попросите ребенка ответить, какое слово вы произнесли.

8. Попросите ребенка вписать названное вами слово в заранее приготовленную сетку. (рисунок №1)


м

о

Л

О

К

О


Рис 1

9. Придумайте для ребенка простой кроссворд из 5 -6 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши вопросы.

10. Попросите ребенка придумать несколько слов, начинающихся на данную букву, оканчивающихся, содержащих их.

11. Напишите на доске слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите его расставить буквы по местам и сказать, какое слово получилось.

12. Игра «города». Назовите ребенку слово и попросите его придумать другое слово, которое начинается на последнюю букву вашего (КОМ – МЁД – и тд.)

13. Предложите ребенку из букв одного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова «государство» можно составить такие слова, как гора город, рот, дар, дуга и т.д.

14. Попросите ребенка в скобках написать буквы так, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ (…) ОЛАД (ОТВЕТ: ШОК)

БАР (…) НО (ОТВЕТ: СУК)

НО (…)ОЛ (ОТВЕТ: СОК)

ПОРЯ (…) ТОР (ОТВЕТ: ДОК)


II. Упражнения, направленные на составление слогов из букв и вычленение его из слова.

1.Возьмите две буквы – гласную и согласную (Например, А и М). Попросите ребенка назвать эти буквы. Теперь составьте из букв слог МА и прочитайте его ребенку. Попросите его повторить. Теперь замените согласную на любую другую и попросите ребенка прочитать, что получилось. Если он не смог ответить, напомните ему, что получилось в предыдущий раз и попросите сделать тоже самое с новой буквой. Если это не поможет, то назовите ребенку новый слог. Таким же образом составьте вместе с ребенком еще несколько слогов с той же гласной А, но с разными согласными.

2. Когда ребенок поймет правила игры, возьмете уже знакомый ему слог МА, попросите прочитать его, а затем замените гласную на любую из гласных первого ряда (О, У, Ы, Э) и предложите подумать как теперь будет читаться новый слог.

3. Попросите ребенка составить из разрезанных букв слог МА и другие знакомые ему слоги.

4. Напишите на бумаге вразброс несколько слогов и попросите ребенка найти среди них названный вами. Попросите ребенка прочитать эти слоги.

5. Попросите ребенка найти в тексте (в слове)названный вами слог и подчеркнуть его.

6. Если ребенок легко справляется с этими заданиями попробуйте перейти к слогам содержащим гласные второго ряда (Я, Е, Ю, И,). Проделайте с этими слогами все предыдущие упражнения.

7. Когда ребенок с этим освоится последовательно переходите к обратным слогам. (АМ, ОР и т.д.) к закрепленным слогам и простым трехбуквенным словам (НОС, КОТ, СОМ,ДОМ и др.) к слогам и простым словам со стечением согласных (ПРО, КТО, СЛОН, СТОЛ).

8. Попросите ребенка придумать несколько слов, начинающихся на предложенный вами слог. (БА – БАРАБАН, СО – СОРОКА, МО – МОРЕ и т.д.)

9. Предложите ребенку придумать слова, которые заканчиваются на данный слог или содержащие данный слог (например, слог НА: ворона, картина, фонарик).

10. Составьте список слов которые содержат и не содержат нужный слог и прочитайте его ребенку. Попросите его хлопками выделять слова в которых есть данный слог.

III.Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания слога и на увеличение объема зрительного восприятия в процессе чтения.

1.Слоговые таблицы. Методика работы состоит из нескольких таблиц, которые отличаются по объему и по сложности входящих в них слогов.

Слоги в каждой таблице должны отличаться не только принципиально (например, МА, РЕ) в таблице должны присутствовать слоги слаборазличимые (похожие по звучанию и по внешнему виду): по признакам твердости – мягкости (ТА – ТЯ), глухости – звонкости (ТА – ДА) и по пространственному признаку (ТА – АТ). Обратные слоги со звуком с согласным на конце (если есть парный глухой) использовать не следует, так как звонкий согласный на конце слога оглушается.

Слоговые таблицы являются дополнительным материалом для чтения, расширяют круг игровых заданий, формируют у детей умение читать слоги и слова. Принцип их создания довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - прямые открытые слоги. Детям дается вся таблица сразу и она должна быть перед глазами, по-возможности, весь период обучения чтению. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и прямых открытых слогов, быстрее их запомнить.

Основное назначение слоговой таблицы в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога. Достоинство слоговых таблиц состоит в том, что дети, которые обучаются чтению, осознают закономерность расположения слогов в таблице, учатся находить нужный слог на пересечении горизонтали и вертикали.

Литература

  1. Айзенк Ганс Ю., Проверьте свои способности. «Мир», 1992 г.

  2. Волина В.В. Русский язык, серия «Учимся играя». Екатеринбург, 1996 г.

  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. К., 1990г.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья: "Условия совершенствования техники чтения"

Автор: Репиева Диляра Беляловна

Дата: 18.01.2025

Номер свидетельства: 663756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Литературное чтение 4 класс.  Тема: К. Идрисов «Мой край» "
    ["seo_title"] => string(57) "litieraturnoie-chtieniie-4-klass-tiema-k-idrisov-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "216601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433074820"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Инновационный образовательный проект "Пути совершенствования техники чтения" "
    ["seo_title"] => string(86) "innovatsionnyi-obrazovatiel-nyi-proiekt-puti-soviershienstvovaniia-tiekhniki-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410629531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Задачи и организация уроков чтения в младших классах коррекционной школы. "
    ["seo_title"] => string(85) "zadachi-i-orghanizatsiia-urokov-chtieniia-v-mladshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "226009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440008326"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства